Психологическая готовность детей к обучению в школе
статья (подготовительная группа)

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это трудный и важный аспект его готовности к дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к обучению в школе

Данная статья посвящена специалистам, занимающимся вопросами подготовки дошкольников к обучению в школе.

В настоящее время вопросы психологической готовности детей к обучению в школе вновь становятся достаточно актуальными. Это связано, прежде всего, с введением в РФ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения (далее ФГОС ДО), вступившего в силу 1 января 2014. Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к обучению в современной школе.

ФГОС дошкольного образования предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации, в связи с этим в числе прочих мероприятий должна быть организована диагностика разных аспектов готовности детей к школе. К сожалению, реальность такова, что далеко не во всех дошкольных образовательных организациях есть специалисты, педагоги-психологи, которые отвечают за организацию диагностики и оказание коррекционной помощи в подготовке детей к обучению в школе. Однако родители воспитанников, завершающих обучение в детских садах, все - таки хотят знать готов ли их ребенок к обучению. В связи с этим появляется противоречие, связанное с тем, что с одной стороны родители выпускников детских садов обеспокоены, и хотят знать готов ли их ребенок к поступлению в школу, а с другой стороны детские сады часто не готовы к организации диагностического обследования, с учётом требований новых нормативных актов (закона «Об образовании РФ», ФГОС ДО и ФГОС НОО). Возникает проблема, связанная с определением показателей психологической готовности, поиском и выбором оптимальных методов её диагностики, исходя из анализа требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования.

Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. На сегодняшний день учеными признано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, требующее комплексных психологических исследований, традиционно среди компонентов готовности исследователи выделяют готовность интеллектуальную, личностную, волевую. Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Мною была разработана диагностическая программа на определение психологической готовности к обучению в школе, апробирована в детском саду в подготовительной группе. В результате диагностической деятельности обследовано 18 детей старшего дошкольного возраста.

Диагностическая программа, подобранная на основе анализа методов и подходов к диагностике психологической готовности сопоставления традиционных методик с целевыми ориентирами и требованиями нормативных документов состоит из двух этапов. Первый этап исследования включает исследование, которое проводится фронтально с детьми экспериментальной выборки. Методики, направлены на выявление уровня самооценки ребенка, Сенсомоторная координация (графические навыки, развитие тонкой моторики рук) Уменьшение импульсивных реакций (возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, способность управлять своим поведением, умение сосредоточиться, управление эмоциями) Степень сформированности мотивов (Мотивация учения, соподчинение мотивов). Второй этап диагностического обследования проводится в форме индивидуального собеседования с каждым ребенком. Задачи, которые решались на этом этапе, были направлены на исследование интеллектуальной лабильности и умственной работоспособности дошкольника. Также были направлены на изучение уровня внимания, точности передачи информации, волевой регуляции, личностных характеристик работоспособности и динамики работоспособности во времени.

Проведя комплекс методик оценки интеллектуальной, личностной и эмоционально-волевой сферы, я могла сделать итоговый вывод об уровне психологической готовности детей к обучению в школе.

Высокий уровень психологической готовности к обучению в школе выявлен в подготовительной к школе группе не был. Это дети с высокими показателями по 4 и более методикам и средними показателями по 2 методикам или с высокими показателями по 5 и более методикам. Дети с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе обладают достаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире, проявляют интерес к интеллектуальной деятельности, умеют планировать свою деятельность в процессе выполнения заданий и контролировать свои действия. Средний уровень психологической готовности к обучению в школе, по результатам исследования 3х компонентов психологической готовности, выявлен в группе у 12 детей (66%). Это дети, имеющие преимущественно средние показатели по 6 методикам. Ключевой особенностью выделенной группы детей является наличие среднего уровня развития воображения и мышления, а также произвольности в процессе интеллектуальной деятельности. В третью группу (низкий уровень психологической готовности) мы отнесли детей, которые показали преимущественно низкие результаты по всем методикам диагностического исследования. Таких детей выло выявлено 6 человек, что составило 33%. У данных детей выявлены низкие показатели относительно всех показателей, выявленных нами в процессе теоретического исследования. Они обладают недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире, пассивны в процессе интеллектуальной деятельности, не умеют планировать свою деятельность в процессе выполнения заданий и контролировать свои действия.

Результаты диагностической деятельности позволяют определить степень сформированности ключевых возрастных новообразований у детей на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, которые в дальнейшем станут базой формирования универсальных учебных действий в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС НОО.

Сочетание методик и форм проведения (фронтальной и индивидуальной) позволяют получить обширный фактический материал, обработка которого, дает необходимую информацию.

Полученные результаты позволили сформировать развёрнутые, по основным значимым новообразованиям когнитивной сферы, индивидуальные и групповые заключения для родителей, обследованных детей.

Можно сделать вывод, что данный диагностический комплекс можно рекомендовать к использованию специалистами, обладающими необходимым уровнем подготовки, как соответствующий целевым ориентирам нового Стандарта, и тем требованиям к диагностике детей старшего дошкольного возраста, которые обозначены в современных нормативных актах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Презентация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

В презентации представлены основные компоненты школьной готовности....

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Важнейшая  задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей  к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...

Статья "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Важнейшая  задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей  к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...

Родительское собрание "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональн...

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Готовность к обучению предполагает определенный уровень ...