Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
статья
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, с другой - учит последовательно и выразительно передавать текст произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащает словарный запас и закрепляет произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это – отличная база для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, с другой - учит последовательно и выразительно передавать текст произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащает словарный запас и закрепляет произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это – отличная база для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
Цель обучения с её использованием - развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем - моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана - схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста следует давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании. Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы:
для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 клетках;
для дошкольников старшего возраста — таблицы на 9-12 клетках;
для подготовительного к школе возрасту-таблицы на 12-15 клетках.
Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
- Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
- Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами).
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является, как я уже говорила, актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений.
Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по - разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий.
Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
Установить последовательность изложения выявленных признаков;
Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания.
С помощью метода моделирования – использования схем - моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:
- Активизируется словарный запас;
- Расширяется круг знаний об окружающем мире;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
- Свободно пересказывают сказки, рассказы как на занятиях, так и в повседневной жизни.
- Развивается фантазия и творческое воображение детей.
Существует ряд требований к использованию моделирования:
- модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета;
- модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
- модель должна быть доступной детям в повседневной жизни;
- модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления;
- одновременно можно использовать модели только одного вида.
С помощью схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятие, так и в повседневной жизни;
- у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания
Этапы работы со схемой – моделью:
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;
- учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда)- если дети умеют читать и писать;
- самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;
- закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Список литературы:
- «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская.
- «Учимся по сказке» Т. В. Большевой.
- «Веселые встречи» Л. Е. Белоусовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....
"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"
Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...
Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми п...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают ...
Презентация " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Мнемосхемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей...