культурно-просветительское мероприятие: Родительский клуб «Азбука современного родителя»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

 Осенева Светлана  Николаевна

Актуальность выбранной темы в направлении психолого-педагогического сопровождения семьи подтверждается тем, что в настоящее время институт семьи переживает сложные времена: многие семьи распадаются, и родители продолжают воспитывать своих детей уже в неполных семьях (у ребенка в такой ситуации может не быть мамы или папы); многие семьи относятся к категории неблагополучных семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем или другими психоактивными веществами, ведут аморальный образ жизни и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospityvat_detey_ili_o_tom_kto_kogo.20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание занятия

Тема : «Как воспитывать детей? Или о том, кто кого….»

Ход занятия.

Добрый вечер, дорогие родители! Рада вас видеть на нашем занятии. Перед началом работы предлагаю поприветствовать друг друга.

Встанем в круг, возьмемся за руки. Сейчас я передам приветственный импульс по кругу в правую сторону (обежав круг, импульс пришел обратно), теперь в левую сторону (обежав круг, импульс пришел обратно), теперь приветственное рукопожатие пошло по кругу. Поаплодировали друг другу.

Упражнение «Круг чувств»

На нашу встречу мы пришли все с разными мыслями, чувствами, переживаниями. Сейчас я попрошу всех участников высказать какую-либо метафору, которая отражала бы ваше актуальное состояние или самочувствие на данный момент, например: «Бодрый будильник», «сдутый шарик», «колючий шарик», «выжатый лимон», «задорный ветер» и т.д.

Сегодня на нашей встрече мы будем обсуждать особенности воспитания наших детей? Вообще, что такое «воспитание»? Зачем нам нужно кого-то воспитывать? Может быть, и так все хорошо? Природа обо всем позаботилась сама и нам не нужно тратить свое время, свои силы и нервы на этот сложный процесс?

(Ответы родителей)

Как я вижу, все-таки многие считают воспитание неотъемлемой частью нашей жизни. Давайте подумаем, как же нужно воспитывать наших детей, чем руководствоваться в этом процессе на какие принципы опираться.

Упражнение «нравственные принципы».

каждого из вас есть листочки и ручки. Напишите на своих листочках по 5 основных принципов, на которые, на ваш взгляд, необходимо опираться при воспитании детей.

Теперь объединитесь в пары со своим соседом справа и из 10 принципов, которые имеются у вас на двоих, оставьте только 5.

Теперь объединитесь в четверки. Также оставьте в своей группе только 5 самых важных принципов.

Теперь в восьмерки.

Теперь работаем всей группой и оставляем 5 самых важных принципов воспитания.

(Принципы воспитания записываются на доске и остаются на все время работы группы)

Ведущий подводит итог упражнения. Говорит о важных моментах, которые отразили родители в принципах воспитания.

Кроме принципов воспитания, на которые опираются родители, существует такое понятия или явление как стиль воспитания ребенка в семье. Вы когда-нибудь слышали о таком понятии? Что вы об этом знаете?

(ответы родителей)

Упражнение «Стили воспитания»

Специалисты различают 4 стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Сейчас я попрошу вас разделиться при помощи жеребьевки на 4 команды (каждый участник из шкатулочки вытаскивает жребий с номером команды – от 1до 4). Представитель от каждой команды подойдет ко мне и возьмет один из 4-х конвертов, в котором будет находится описание одного из четырех стилей воспитания. Задача каждой команды выделить достоинства и описать недостатки данного стиля воспитания.

Карточка 1.

Авторитарный стиль воспитания

Отношение взрослого к ребенку основывается на мнении о том, что ребенок – не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату. Результат, важно заметить, заведомо известен взрослому: «послушный, исполнительный, удобный ребенок». Ребенок воспринимается как объект воздействия, чьи интересы и мнения не имеют решающего значения. Авторитарный стиль  это педагогика подавления, насилия и принуждения. Пример воспитателя, реализующего подобный стиль воспитания, очень живо нарисован детской писательницей Астрид Линдгрен. Это всем знакомая фрекен Бок, которой опыт подсказывал, что ласка – это не тот способ, который нужно применять для того, чтобы дети становились «шелковыми». Вспомним первую встречу Малыша со своей воспитательницей: невозмутимый тон незнакомой женщины, ее строгость заставляют мальчика краснеть и прятаться за мать.

Обратим внимание на реакцию мальчика: испуг, наиболее часто встречающееся чувство, заставляющее ребенка подстраиваться под требования взрослого, не быть добрым, ответственным, аккуратным, а казаться таковым, и значит, обманывать. Поскольку Малыш воспитывался родителями в ласке и уважении, строгое обращение «фрекен Бок» было воспринято им как нечто ненормальное, с чем нужно бороться, отстаивая право на счастливую жизнь, на собственное мнение: «Ребенок тоже человек!». Иные последствия ожидают ребенка, если подобное отношение взрослого кажется ему нормой. Принуждение и подавление взрастит лживость, озлобленность и неприятие самого себя.

Карточка 2.

Демократический стиль воспитания

Данная позиция основывается на признании прав ребенка на самостоятельность, активность, творчество, мнения, ошибки. Ребенок – полноправный участник диалога, к нему прислушиваются, его слышат. Неоспоримым приоритетом воспитания становится счастье ребенка, как сиюминутное (здесь и сейчас), так и в будущем. Данный стиль взаимодействия не отрицает авторитет взрослого, однако предъявляет ряд требований к личности родителя, педагога. В первую очередь, это отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе». Главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие. Замечательным примером демократического стиля общения взрослого с ребенком может стать мисс Моди из повести американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника», которая общалась с детьми на равных:

Смотри! — сказала мисс Моди и, щелкнув языком, показала мне, как вынимается ее вставная челюсть, чем окончательно скрепила нашу дружбу.

Карточка 3.

Либеральный стиль воспитания

Как понятно из названия, данный стиль воспитания основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. Может ли ребенок существовать без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, на чьи проступки закрывают глаза, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит непослушанием.

Вспомним всем известного героя Эдуарда Успенского дядю Федора, который, столкнувшись с запретом матери завести кота, «бунтует», сбегает из

дома. Переживая пропажу сына, мама корит отца: «Это ты виноват. Все ему разрешаешь, он и избаловался».

«Притча о воспитании»

Молодая Мать только вступила на путь материнства. Держа малыша на руках и улыбаясь, она задумалась: “Как долго будет длиться это счастье?” И Ангел сказал ей: “Путь материнства долог и труден. И ты состаришься, прежде чем достигнешь конца его. Но, знай, конец будет лучше, чем начало”. Но, молодая Мать была счастлива, и она не могла предположить, что может быть что-нибудь лучше, чем эти годы. Она играла со своими детьми и по пути собирала для них цветы, и купала их в потоках чистых вод; и солнце им радостно светило, и молодая Мать кричала: “Ничто не может быть более прекрасным, чем это счастливое время!” И когда наступила ночь, и началась буря, и темная дорога стала невидна, а дети дрожали от страха и холода, Мать обняла их, прижала близко к сердцу и укрыла своим покрывалом… И дети.

сказали: “Мама, мы не боимся, потому что ты – рядом и ничего страшного случиться не может”,когда наступило утро, они увидели гору впереди себя, и дети стали подниматься вверх, и утомились… И Мать тоже была утомлена, но все время говорила детям: “Потерпите: еще немного, и мы – там”. И когда дети поднялись, и достигли вершины, они сказали: “Мама, мы никогда бы не сделали этого без тебя!” И тогда Мать, ложась ночью, посмотрела на звезды и сказала: “Это – лучший день, чем прошлый, поскольку дети мои узнали силу духа перед лицом трудностей. Вчера я дала им храбрость.

Сегодня я дала им силу”,на следующий день появились странные облака, которые затемняли землю. Это были облака войны, ненависти и зла. И дети искали в темноте свою Мать… и когда наткнулись на нее, Мама сказала им: “Поднимите свои глаза к Свету”. И дети посмотрели и увидели выше этих облаков Вечную Славу Вселенной, и это вывело их из темноты. И той ночью Мать сказала: “Это – лучший день из всех, поскольку я показала моим детям Бога”,дни проходили, и недели, и месяцы, и годы, и Мать постарела, и немного сгорбилась… Но дети ее были высокими и сильными, и смело шли по жизни. И когда путь был слишком трудный, они поднимали ее и несли, поскольку она была легка, как перышко… И наконец они поднялись в гору, уже без нее смогли увидеть, что дороги светлы, а золотые врата широко открыты. И Мать сказала: “Я достигла конца моего пути. И теперь я знаю, что конец лучше, чем начало, поскольку мои дети могут идти сами, и дети их – за ними”.

Дети сказали: “Мама, ты будешь всегда с нами, даже когда пройдешь сквозь эти врата”. И они стояли, и наблюдали, как она продолжала идти одна

как врата закрылись за нею. И тогда они сказали: “Мы не можем видеть ее, но она все еще с нами. Мама, подобная нашей, – больше чем память. Она – Живое Присутствие …”

Ваша Мама – всегда с вами ….: она в шепоте листьев, когда вы идете по улице; она – запах ваших недавно выстиранных носков или отбеленных простыней; она – прохладная рука на лбу, когда вам нехорошо. Ваша Мама живет внутри вашего смеха. И она – кристаллик в каждой капле вашей слезы. Она – то место, куда вы прибываете с Небес – ваш первый дом; и она – карта, по которой вы следуете каждым своим шагом. Она – ваша первая любовь и ваше первое горе, и ничто на земле не может разделить вас. Ни время, ни место ни даже смерть!

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вызвала у Вас притча?

Что Вас больше всего удивило?

Как соотносятся между собой современная фото сессия и притча?

Каждый из нас уже стоит на пути воспитания своих детей. Каждый идет своим путем, где-то мы уже набили шишек, где-то наделали ошибок, но мы стремимся быть хорошими родителями. Мы учимся, мы делаем выводы и растем со своими детьми.

На самом деле у каждого из нас есть ресурсы, о которых мы, может быть, и не задумываемся каждый день.

Сейчас я предлагаю вам такое несложное упражнение, которое называется «Круг поддержки».

Каждый из вас получил листок. Подпишите его, пожалуйста, в самом низу. Листок передается по кругу вправо. Человек, который получил листок, смотрит внизу чей это листок и сверху пишет то качество, которым обладает хозяин листка, для того, чтобы стать хорошим родителем. Затем заворачивает написанное и передает листок следующему соседу справа. Так листок обходит целый круг и возвращается к хозяину.

Когда хозяин получает свой листок, читает написанное. Выводы хозяин листка делает самостоятельно. Обсуждение в кругу не требуется.

Вывод.

Быть родителем – это огромная ответственность, но, в то же время, и большое счастье. Не даром говорят, что дети – дар Божий. Родители не только вкладывают в детей свои силы, свою любовь, но и сами получают возможность развиваться, расти, становится добрее и мудрее. Они получают возможность показать маленькому человеку целый мир.

Очень приятно осознавать, что у каждого присутствующего здесь есть ресурс, который позволит ему стать самым успешным, самым лучшим родителем для своего ребенка.

Обратная связь и рефлексия.

(может производиться в свободной форме: родители высказывают свое мнение о занятии по кругу самостоятельно. Рефлексию также можно провести, используя карточки).

Берегите себя и своих близких!

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации родительского клуба «Азбука красоты и творчества»

Проект представляет собой организацию одной из  инновационных и оптимальных форм сотрудничества педагогов с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста ...

Родительский клуб "Азбука общения"

Призентация. В которой представлено примерное проведение собрания - практикума для родителей на тему: " Развитие мелкой моторики рук"...

Родительский клуб "Азбука здоровья"

план работы с родителями на год, консультации, анкетирование...

Встреча родительского клубы «Азбука внутрисемейных отношений». Детско-родительский тренинг «Тепло семьи». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель: способствовать  сплочению членов семьи.Задачи: развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, коррекция детско – родительских отношений, формирование чувства близости ...

Сценарий заседания родительского клуба «Азбука воспитания» в форме КВН на тему «Праздник послушания»

Современные реалии диктуют нам, педагогам и воспитателям, новые требования к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Одним из важнейших условий успешности данного процесса является ...

РИП по теме:« Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Наше учреждение имеет опыт работы в  инклюзивной деятельности уже не первый год, однако мы столкнулись  с проблемой отстранения родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ  от  жи...

Родительский клуб "Семицветик" (Современные формы работы с родителями)

      В рамках проекта Родительского университета в нашем детском саду с 2019г.  активно используется форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленно...