Консультация для родителей по активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением метода Синквейн «Я гений! Я творец!»
консультация (старшая группа)

Аксененко Алена Александровна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением метода Синквейн «Я гений! Я творец!»

Цель: познакомить родителей с методом Синквейн как способом развития и

актуализации словаря детей дошкольного возраста.

       Дорогие родители! Думаю, многие из Вас заметили, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление достаточно редкое.

В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выделить главное в рассказе, выразить свою мысль.

Конечно, Вы, как родители, очень хотите помочь своему ребенку, а мы, педагоги, с удовольствием Вам поможем советом, примером, поделимся опытом.

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

       Синквейн – краткая, но разносторонняя и емкая характеристика

какого-то предмета или явления. Это попытка уместить в достаточно короткой форме свои знания, чувства, ассоциации.

В чем же его эффективность и значимость? Можно выделить пять

основных показателей:

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, этот метод является игровым приемом.

В-третьих, носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление).

В-четвертых, открывает творческие интеллектуальные возможности.

В-пятых, совершенствует умение высказать собственное отношение к чему-либо.

В составлении синквейна существуют определенные правила:

Синквейн состоит из пяти строк.

Первая строка – одно слово (существительное), отражающее главную идею

(заголовок, тема).

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о котором идет речь.

Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, синоним.

Примеры синквейна:

1.Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза – символ России.

5. Дерево.

1.Заяц

2.Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

    Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Работа над синквейном.

По готовому синквейну можно составить краткий рассказ, или, наоборот, составить синквейн по прослушанному рассказу.

Попробуйте скорректировать или совершенствовать готовый синквейн, который дан без какой-либо части. Помогите ребенку определить отсутствующую часть.

При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов...».

Синквейн – это способ контроля и самоконтроля. Сравните с ребенком несколько синквейнов на одну тему и оцените их.

Советы по составлению синквейнов.

1.Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им тем («Семья», «Детский сад», «Овощи»...).

2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы.

Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина; тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Требуйте от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов.

3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.

4. Дети, умеющие читать, могут печатать слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовивают карандашом вместе с родителями.

5. В конце работы предложите ребенку прочитать свое произведение, сидя в

«поэтическом кресле». Можно сопровождать чтение стихов музыкой.

При творческом использовании синквейна он восринимается детьми как

увлекательная игра. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет

для них увлекательным, веселым занятием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....

Консультация для родителей по активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением метода Синквейн «Я гений! Я творец!»

Цель: познакомить родителей с методом Синквейн как способом развития и актуализации словаря детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей по активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением метода Синквейн «Я гений! Я творец!»

Цель:познакомить родителей с методом Синквейн как способом развития и актуализации словаря детей дошкольного возраста....

Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общеп...

Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эл...

Консультация для родителей на тему: "Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн".

Консультация для родителей на тему: "Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн"....