Консультация для родителей по активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением метода Синквейн «Я гений! Я творец!»
консультация (подготовительная группа)
Цель:познакомить родителей с методом Синквейн как способом развития и актуализации словаря детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»
Консультация для родителей
по активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста
с применением метода Синквейн
«Я гений! Я творец!»
Цель: познакомить родителей с методом Синквейн как способом развития и актуализации словаря детей дошкольного возраста.
Дорогие родители! Думаю, многие из Вас заметили, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление достаточно редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выделить главное в рассказе, выразить свою мысль.
Конечно, Вы, как родители, очень хотите помочь своему ребенку, а мы, педагоги, с удовольствием Вам поможем советом, примером, поделимся опытом.
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.
Синквейн – краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления. Это попытка уместить в достаточно короткой форме свои знания, чувства, ассоциации.
В чем же его эффективность и значимость? Можно выделить пять основных показателей:
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, этот метод является игровым приемом.
В-третьих, носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление).
В-четвертых, открывает творческие интеллектуальные возможности.
В-пятых, совершенствует умение высказать собственное отношение к чему-либо.
В составлении синквейна существуют определенные правила:
Синквейн состоит из пяти строк.
Первая строка – одно слово (существительное), отражающее главную идею (заголовок, тема).
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о котором идет речь.
Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, синоним.
Примеры синквейна: 1.Береза.
- Тонкая, белоствольная.
- Растет, зеленеет, радует.
- Береза – символ России.
- Дерево.
Заяц
- Белый, пушистый.
- Прячется, боится, убегает.
- Я жалею зайца.
- Дикое животное.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Работа над синквейном
По готовому синквейну можно составить краткий рассказ, или, наоборот, составить синквейн по прослушанному рассказу.
Попробуйте скорректировать или совершенствовать готовый синквейн, который дан без какой-либо части. Помогите ребенку определить отсутствующую часть.
При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».
Синквейн – это способ контроля и самоконтроля. Сравните с ребенком несколько синквейнов на одну тему и оцените их.
Советы по составлению синквейнов.
- Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им тем («Семья», «Детский сад», «Овощи» …).
- Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина; тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Требуйте от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов.
- Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.
- Дети, умеющие читать, могут печатать слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовывают карандашом вместе с родителями.
- В конце работы предложите ребенку прочитать свое произведение, сидя в
«поэтическом кресле». Можно сопровождать чтение стихов музыкой.
При творческом использовании синквейна он воспринимается детьми как увлекательная игра. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них увлекательным, веселым занятием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/12/picture-1321227-1615545104.jpg)
Консультация для родителей по активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением метода Синквейн «Я гений! Я творец!»
Цель: познакомить родителей с методом Синквейн как способом развития и актуализации словаря детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-837748-1477488804.jpg)
Консультация для родителей по активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением метода Синквейн «Я гений! Я творец!»
Конспект консультации для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1243643-1587637002.jpg)
Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общеп...
Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эл...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/19/picture-1533749-1726732650.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн".
Консультация для родителей на тему: "Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/24/picture-1415192-1658671878.jpg)
«Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн»
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания,познавательно-исследовательской. В современном образовательном процессе используются разнообразные ви...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-83995-1355046868.jpg)
Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В современном...