Консультация для родителей по активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением метода Синквейн «Я гений! Я творец!»
консультация (подготовительная группа)

Рахимжанова Флорида Шамилевна

Цель:познакомить родителей с методом Синквейн как способом развития и актуализации словаря детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx239 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

Консультация для родителей

по активизации словарного запаса       у детей старшего дошкольного возраста

с применением метода Синквейн

«Я гений! Я творец!»

https://chuguevskayae-shat-dou20.edumsko.ru/uploads/10400/10394/section/632276/.thumbs/kakoj_vy_vospitatel.xxl.jpg?1522067715

Цель: познакомить родителей с методом Синквейн как способом развития и актуализации словаря детей дошкольного возраста.

Дорогие родители! Думаю, многие из Вас заметили, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление достаточно редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выделить главное в рассказе, выразить свою мысль.

Конечно, Вы, как родители, очень хотите помочь своему ребенку, а мы, педагоги, с удовольствием Вам поможем советом, примером, поделимся опытом.

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

Синквейн – краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления. Это попытка уместить в достаточно короткой форме свои знания, чувства, ассоциации.

В чем же его эффективность и значимость? Можно выделить пять основных показателей:

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, этот метод является игровым приемом.

В-третьих, носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление).

В-четвертых, открывает творческие интеллектуальные возможности.

В-пятых, совершенствует умение высказать собственное отношение к чему-либо.

В составлении синквейна существуют определенные правила:

*  Синквейн состоит из пяти строк.

*  Первая строка – одно слово (существительное), отражающее главную идею (заголовок, тема).

*  Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.

*  Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о котором идет речь.

*  Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.

*  Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, синоним.

Примеры синквейна: 1.Береза.

  1. Тонкая, белоствольная.
  2. Растет, зеленеет, радует.
  3. Береза – символ России.
  4. Дерево.

  1. Заяц

  2. Белый, пушистый.
  3. Прячется, боится, убегает.
  4. Я жалею зайца.
  5. Дикое животное.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Работа над синквейном

По готовому синквейну можно составить краткий рассказ, или, наоборот, составить синквейн по прослушанному рассказу.

Попробуйте скорректировать или совершенствовать готовый синквейн, который дан без какой-либо части. Помогите ребенку определить отсутствующую часть.

При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».

Синквейн – это способ контроля и самоконтроля. Сравните с ребенком несколько синквейнов на одну тему и оцените их.

Советы по составлению синквейнов.

  1. Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им тем («Семья», «Детский сад», «Овощи» …).

  1. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то взрослый может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина; тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Требуйте от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов.
  2. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.
  3. Дети, умеющие читать, могут печатать слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовывают карандашом вместе с родителями.
  4. В конце работы предложите ребенку прочитать свое произведение, сидя в

«поэтическом кресле». Можно сопровождать чтение стихов музыкой.

При творческом использовании синквейна он воспринимается детьми как увлекательная игра. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них увлекательным, веселым занятием!

https://sun3-4.userapi.com/c626227/v626227572/587dc/PXad0Igni-Q.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....

"Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.Важное место в общей системе речево...

Расширяем словарный запас у детей старшего дошкольного возраста

Ваш ребенок уже многое знает. А всегда ли ему хватает слов, чтобы выразить свои мысли достаточно чётко, красочно описать то, что он видел? Всегда ли ребёнок может объяснить значение тех слов, которые ...

Консультация для родителей по активизации словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением метода Синквейн «Я гений! Я творец!»

Цель: познакомить родителей с методом Синквейн как способом развития и актуализации словаря детей дошкольного возраста....

Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общеп...