«Организация работы родителей с детьми по развитию связной речи».
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Организация работы родителей с детьми по развитию связной речи».
Учитель – логопед: Тихонова О.И.
Лодейное Поле 2019 год
Уважаемые родители! Как подросли ваши дети! Вы радуетесь тому, что они научились произносить звуки речи, меньше делают ошибок в грамматике, исчезли многие смешные словечки (у чайника держалка, у коровы дёргалка и т.д.). Вы, родители, поработали на славу в прошлом учебном году, помогая ребёнку усваивать родной язык. Но успокаиваться рано, уважаемые папы и мамы! В 6-летнем возрасте начинается самый интересный, и в то же время самый сложный для детей с речевыми проблемами, этап в развитии речи – этап развития связной речи.
Главная цель нашей с вами совместной деятельности в подготовительной группе – научить ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, строить планы, оценивать свои и чужие поступки. Не за горами поступление в первый класс, поэтому подготовить ребёнка к успешному обучению в школе – наша основная с вами задача. Не жалейте времени на своего ребёнка. Дети – это большая ценность. Постарайтесь помочь им вырасти развитыми, умными и знающими.
Основные рекомендации родителям.
Наряду с логопедическими и воспитательскими занятиями по развитию речи, которые проводятся с вашим ребёнком в детском саду, непосредственное влияние на речь ребёнка в домашних условиях оказывают:
- совместное просматривание детских передач по телевизору с последующим обсуждением их содержания;
-чтение перед сном любимых книжек;
-прогулки в парке;
-посещение детской библиотеки;
-всевозможные поездки и т.д.
Специальные домашние занятия с ребёнком тоже нужны. Но старайтесь не превращать их в скучные уроки, а проводить в форме игры, поскольку игра в этом возрасте – ведущий вид деятельности.
Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должны стать вы, уважаемые родители. Вовремя подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, да так, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили – это перечень нескольких средств, которыми вы можете воспользоваться для становления связной речи у вашего ребёнка. Очень хорошо использовать доступные речевые образцы – это собственные рассказы родителей. Дети обожают слушать о том, какие они были в младенчестве, раннем возрасте, какие любили игрушки, когда начали говорить и т.д. Рассказывайте им о вашем детстве, о ваших игрушках и увлечениях.
А главный источник речевых образцов – это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, имеют более развитую связную речь. Книгу ребёнку ничто не заменит: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне. Поэтому, обязательно любите книгу.
Основными видами связной речи являются рассказ и пересказ. При пересказе ребёнок опирается на готовый речевой образец. Задача ребёнка – запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Первоначально побеседуйте с ребёнком по содержанию текста. Внимательно выслушайте ребёнка, поощряйте попытки ребёнка рассуждать, высказывать отношение к персонажам. Добивайтесь понимания ребёнком прочитанного вами текста. Главная опора при обучении пересказу – на память и понимание. Прежде чем попросить ребёнка пересказать текст, нужно убедиться, что ребёнок его понял. Для этого уточнить значение слов, выражений, которые могут быть непонятны после первого прочтения. После уточнения смысла нужно составить план рассказа. Делается это путём подбора вопросов к тексту. Главное, чтобы с помощью вопросов ребенок смог связать отдельные части текста между собой и не нарушил последовательности событий при пересказе. Лучше попросить ребёнка пересказать текст мишке или кукле: «Мишка спал, пока я читала тебе сказку (рассказ), не слышал её. Расскажи, пожалуйста, ему подробно всё, что ты запомнил».
Как правильно учить ребёнка пересказывать рассказы, сказки.
- Прочитать текст.
- Разобрать непонятные слова, выяснить их значение с ребёнком.
- Повторить литературные обороты.
- Задать вопросы по содержанию произведения.
- Повторное чтение текста.
- Пересказ текста ребёнком.
Небольшие тексты пересказывать полностью, а большие – выборочно. Можно воспользоваться драматизацией как способом пересказа. Разыграть с ребёнком сказку, предоставив ребёнку возможность выбрать роль. Некоторые дети играют за всех персонажей. Такое занятие ребёнка надо поощрять, и самому взрослому, при возможности, поучаствовать в этой игре.
Не менее важным является обучение ребёнка рассказыванию. С чего начать обучение? Всегда легче рассказывать о знакомых событиях, о знакомых предметах или действиях, поэтому первыми будут рассказы из личного опыта. Посетите с ребёнком библиотеку, парк и т.д., и пусть он расскажет о своих впечатлениях другим членам вашей семьи, а вы будете направлять его рассказ. Вечером, идя домой из детского сада, поговорите с ребёнком о том, как прошёл день, с кем он играл, что нового узнал на занятиях, какую книгу читала воспитательница. Если постоянно побуждать ребёнка к рассказыванию о прожитом дне, это станет потребностью ребёнка – делиться с родителями впечатлениями о пережитом.
Хорошо составлять рассказы с ребёнком по серии картинок. Картинки служат планом рассказа. Можно рассказывать по одной картинке, но сюжет должен быть доступен пониманию. В качестве опоры при составлении рассказа по картинке рядом расположить фрагменты данной картины – предметные картинки. Так ребёнок не забудет рассказать о каждой детали, и описание будет более полным.
Дети любят рассказывать по картинкам-нелепицам, находить и обсуждать ошибки. Нужно только попросить ребёнка не просто перечислять неправильные места, но и доказывать, почему данное изображение ошибочно. Так получится описание картины с элементами рассуждения.
Ещё очень важный вид работы с сюжетными картинками, где развивается не только речь, но и внимание, воспитывается усидчивость – сравнение 2-х похожих картинок с целью нахождения отличий. Такой материал есть во многих детских журналах. Играя с ребёнком, дайте ему образец применения сложносочинённого предложения: «На первой картинке у кота на шляпе узкая ленточка, а на второй картинке у кота на шляпе широкая ленточка». Следите, чтобы ребёнок тоже использовал такой же тип предложения. Когда все отличия будут найдены, попросите малыша сказать, а чем похожи картинки. Ему придётся делать полное описание картинки.
Хорошо обучать детей составлению рассказов-описаний предметов. Это можно провести в форме игры. Взрослый описывает один из множества предметов на картинках, не называя этого предмета, а ребёнок должен догадаться, о каком предмете идёт речь. Далее взрослый интересуется тем, как ребёнок догадался. Ребёнок должен теперь сам описать этот предмет, выбирая признаки, отличающие этот предмет от остальных.
План составления описательного рассказа о предмете:
- Как называется предмет?
- Какого он цвета?
- Какого он размера?
- Какой формы предмет?
- Из чего он сделан?
- Где растет (если овощи, фрукты)?
- Для чего предмет служит?
И наконец, обучение свободному рассказыванию. Дети в 6-летнем возрасте любят фантазировать, придумывать свои сказки. Можно завести книжечку и записывать со слов ребёнка текст, а малыш нарисует картинки. А если ребёнок ваш пока не очень увлекается сочинением, побуждайте его к этому. Рассматривая картинку с ним, попросите его придумать предысторию события, изображенного на картинке или продолжение действия (что было после). Поощряйте любые варианты, выдвигайте свою версию, лучше даже нелепую, чтобы дать ребенку шанс вас опровергнуть, а значит, и порассуждать.
Это основное, что я хотела вам сегодня рассказать. Желаю всем творческих успехов, радости общения со своими детьми, и использовать знания, которые вы получили на сегодняшней консультации, в работе с вашими детками. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение проблемного педагогического совета «Повышение эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми по развитию связной речи»
Открытие педсовета-деление на 2 группы. Справка по результатам тематического контроля. Разминка. Дискуссионная часть. Практическая часть:Составление и анализ плана занятия. Ответить на вопросы. Творче...
Буклет: Работа с детьми по развитию связной речи.
Информация для родителей и воспитателей....
Работа с детьми по развитию связной речи
Связная речь - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»...
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...
Система заданий для совместной работы родителей и ребенка по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Систематизирлованный лексический материал , отражающий основные темы словарной и грамматической работы в старшей и подготовительной логопедической группах ДОО. Упрощает и облегчает родителям выполнени...
Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».
Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»....