Мастер-класс для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста дома, на улице и на даче»
материал (младшая группа)
Формирование у родителей компетентности в области организации познавательного развития детей в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста дома, на улице и на даче»
Подготовила: Солнышкова Е.А.
Цель: формировать у родителей компетентность в области организации познавательного развития детей в домашних условиях.
Задачи:
- раскрыть важность познавательного развития детей;
- научить родителей осуществлять экспериментальную деятельность познавательного характера;
- рассказать о средствах познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Оборудование: три стола. На первом столе: пластилин, шприц, емкость с горячей водой, картон. На втором столе: кусок пенопласта, несколько чеков, палочки от чупа-чупсов и тазик с водой. На третьем столе: бумажное полотенце, фломастеры, цветы из бумаги, емкость с водой.
Ход мастер-класса.
Уважаемые родители! Вчера я наблюдала такую картину: Папа вышел с девочкой погулять. Папа видимо раньше не выходил гулять с ребенком. И вот, что я слышу: «Отойди от горки, она грязная. Не лезь в песочницу. Выброси палку. И вообще выйди из песка, наберешь полные сандалии песка».
Особое значение для развития личности дошкольника играет разнообразная деятельность, особенно исследовательская. Ребенок с ранних лет познает мир путем экспериментирования с различными материалами. Сначала малыш пробует предметы на вкус, все тянет в рот. На улице он поднимает камни, ходит по луже, садится в мокрый песок. Повзрослев, он начинает ломать башенки, разбирать машинки, откручивать гайки. Таким образом ребенок познает мир, изучает свойства материалов.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, его личностный рост. Актуальность развития у детей навыка исследовательской деятельности состоит в том, чтобы направить познавательную активность ребенка, обеспечить ему условия для развития познавательных способностей, памяти, восприятия, мышления.
Давайте проведем небольшой опрос, чтобы узнать, интересен для вас наш мастер-класс:
- Поднимите руки те, кто разрешает детям играть в песке?
- Поднимите руки те, чьи дети любят играть у воды?
- Поднимите руки те, кто требовал, чтобы ребенок отошел от лужи?
- Поднимите руки те, кто предложил ребенку побросать камушки в воду?
- Поднимите руки те, у кого есть дача? А теперь опустите те, кто не разрешает ребенку копаться в земле?
- Поднимите руки те, кто пускал вместе с ребенком кораблики в луже?
- Поднимите руки те, кто ругал ребенка за то, что он испачкался на улице?
- Поднимите руки те, кто вместе с ребенком месит тесто и лепит пирожки?
- Поднимите руки те, кто считает, что ребенку полезно познавать мир экспериментальным путем?
Итак, мы видим, что все родители разные. Кто-то следит за чистотой ребенка в ущерб его познавательному развитию. А кто-то может предложить ребенку капать каналы возле лужи, чтобы вода протекла дальше. Ну и что, если ребенок немного испачкается. Зато это так интересно, пускать в луже самодельные кораблики с парусами, которых гонит ветер сначала к одному берегу, а затем к другому.
Нет, я вовсе не призываю растить детей грязнулями. А только дать им шанс на познание этого огромного и увлекательного мира. Ведь, когда вы работаете на даче, у вас тоже пачкаются руки и брюки. Вы же не ругаете себя?
Кстати – познавательное развитие на даче детей – это тоже очень полезно. Если у вас нет дачи, заведите хотя бы огород, где ребенок сам будет сеять семена редиски, а потом выдергивать ее с красным плодом на конце. Так ребенок узнает, как растут овощи. И на даче необходимо дать волю и самостоятельность ребенку: «Вот твоя грядка. Вот твоя лопатка. Смотри, как делает мама и делай сам». Только так. А не так: «Не топчи грядку. Дай сюда. Сколько раз я тебе говорила…» Нет. Так нельзя. А возле грядки обязательно прикрепите табличку с этикеткой редиски. Чтобы ребенок знал, что это его грядка. Потому что в следующий раз, когда вы приедете, малыш сможет не найти его грядку. А вы как считаете? Вы согласны со мной?
Родители обмениваются мнениями.
Давайте перейдем теперь к практической части. Вы сидите за тремя столами.
Давайте рассмотрим, как организовать игры с целью познавательного развития детей.
Хорошим средством познавательного развития является организация экспериментов. Эксперименты – это очень увлекательное дело.
Вам предлагается выполнить практические эксперименты.
Родителям за первым столом предлагается эксперимент «Цветные спагетти».
У вас на столе: пластилин, шприц, емкость с горячей водой, картон.
Подумайте, как с помощью этих средств можно приготовить цветные спагетти. И придумайте, как можно их использовать для создания объемных картин из пластилина.
Родители выполняют эксперимент.
Родителям за вторым столом я предлагаю сделать что-то. Отгадайте что? У вас на столе: кусок пенопласта, несколько чеков, палочки от чупа чупсов, бумага и тазик с водой. Что можно сделать из этих предметов?
Верно, кораблик. Выполняйте. Посмотрим, у кого получится самый лучший кораблик. А у кого самый быстроходный.
Родители изготавливают кораблики из бросового материала. Кто-то делает кораблик из бумаги.
Родителям за третьим столом я предлагаю провести ряд экспериментов с водой. Посмотрите на предметы: бумажное полотенце, фломастеры, цветы из бумаги. Емкость с водой.
Опыт 1. Берем лист бумажного полотенца, складываем по полам. Рисуем рисунок фломастерами. Закрываем другой половинкой и рисуем контур. Опускаем рисунок в воду и наблюдаем за проявлением цветного изображения на белой поверхности.
Опыт 2: «Цветы в воде». Бумажные светы (лилии) с согнутыми краями поместить в емкость с водой. Наблюдать, как лепестки медленно опускаются в воду. Вопрос: почему это происходит?
Родители делают вывод.
Теперь родителям за каждым столом предлагаю подвести итоги вашей работы. Расскажите, что вы делали, покажите другим родителям.
Родители демонстрируют свои результаты.
Вопрос к первому столу: как вы сделали цветные спагетти?
Ответ: пластилин разогрели, поместили в шприц, нагрели с помощью горячей воды.
Вопрос ко второму столу: какие вы изготовили кораблики? Дули вы на них? Что наблюдали? Как вы думаете, почему кораблик с парусом плывет дальше, нежели бумажный кораблик?
Вопрос к третьему столу: какие вы делали опыты? Почему лепестки у цветка раскрылись?
Обмен мнениями.
Вопросы:
- Какие еще эксперименты с водой можно придумать?
- Какую игру можно предложить ребенку у воды, чтобы развить его познавательные способности?
В свободное время не забывайте почитать ребенку. Слово мамы или папы при чтении очень важно для ребенка. Расскажите ребенку русскую народную сказку «Колобок», а затем на кухне сделайте колобок из теста и выпеките его. Потом с настоящим колобком можно поиграть и даже съесть его.
А теперь, уважаемые родители, подведем итоги.
Кому понравился наш мастер-класс поднимите руки?
Кому проводимые опыты были интересны?
Кто захотел запустить кораблики с ребенком?
Итак, уважаемые родители. Играйте вместе с детьми в познавательные игры. Изготавливайте их совместно с вашим ребенком. Пусть малыш проявит творчество, фантазию. Поощряйте его стремление к самостоятельности. На этом наш мастер-класс подходит к концу. Какие у вас будут вопросы? Пожелания?
Обмен мнениями родителей.
Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»
Тема: Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях».
Описание в файле...
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Группа раннего возраста.Цель мастер-класса:Помочь родителям с минима...
Мастер-класс «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для педагогов с использованием Даров Фрёбеля...
Презентация, мастер - класс на тему самообразования: " Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"( 2022г)
Познакомить педагогов с приемами и методами экспериментирования....
Мастер- класс «Использование нетрадиционных техник рисования как эффективное средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».
Методическая разработка...
Анкета для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Анкета для родителей«Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста»...