Выбор питомца
статья
Представленны рекомендации психолога по определяющим моментам при выборе питомца для родителей, имеющих детей дошкольного и школьного возраста. Кратко изложены факторы, оказывающие влияние на развитие некоторых качеств характера, эмоционально-волевую сферу ребёнка, а самое главное, психологическую потребность в заботе, внимании и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_pitomtsa.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Азарова Наталья Владимировна
педагог – психолог МДОУ детский сад
комбинированного вида № 29 «Пчёлка»,
г.о. Серпухов, Московская обл.
Как реагировать родителю, если ребёнок просит домашнего питомца?
Аннотация: Домашние животные играют большую роль в нравственном и психологическом воспитании ребенка: формируют экологические познания, наблюдательность, представление о живой природе, повадках и особенностях поведения, навыки ухода за ближними, развивают чувство прекрасного, учат проявлять любовь и заботу. Часто родители спорят, нужно ли приобретать для ребёнка питомца? Некоторые – категорически против, мотивируя тем, что домашние животные – это не только покушение на чистоту в доме, но и дополнительные затраты времени и денег, а также источник возможной аллергии. Стоит ли приобретать животное для ребёнка? На что обратить внимание при выборе?
Ключевые слова: питомец для воспитания; ребёнок и животные; четвероногий друг и врач.
Используемая литература и ссылки на источник: серия книг «Чтение для души», автор-составитель зоопсихолог и писатель Татьяна Жданова, https://libking.ru/
Практически каждый родитель сталкивается с желанием ребёнка иметь питомца. Могут даже возникать конфликтные ситуации, когда желание ребёнка переходит в требование, даже в протест или ультиматум, которые оставляют неблагоприятный отпечаток на взаимоотношениях между близкими людьми. Стоит ли удовлетворять детские желания? Какие способы решения таких конфликтов можно использовать? В чём могут помогать животные родителям?
Начнём с того, что желание ребёнка иметь питомца можно считать естественным – владение животным позволяют ребёнку почувствовать себя сильнее, важнее, влиятельнее. Желание заботиться очень важно своевременно поддержать, ведь возникнув однажды, оно может угаснуть в дальнейшем. Как правило, ребёнку трудно представить себе объём и продолжительность необходимости заботы о питомце. Он представляет себе, как будет наблюдать за своим новым другом, может быть, держать его в руках, заглядывать ему в глаза, возможно, гулять с ним, показывать своим друзьям. Забота представляется ему как радостное событие, а не регулярный труд. Поэтому, если вы сами не готовы это разделить с ребёнком, то лучше подробно и уверенно разъяснить причины своего отказа, а не оставлять всё без объяснений. От того, как прозвучит отказ, будет завесить дальнейшее поведение ребёнка – он услышал в вашем голосе неуверенность – будет пытаться настоять на своём, услышит резкий отказ – может обидеться, закрыться. Даже если вы резко против животного, особенно если на это есть веские причины (не любите животных, не приемлете животных в доме, аллергические реакции и т.д. ) - предложите ребёнку подготовиться, ведь очень часто животное приобретают для ребёнка, а заботиться о нём приходиться взрослым. Желания ребёнка дарить свою заботу неустойчиво, быстро проходит и становится обузой. Это обстоятельство всегда заставляет ещё раз подумать, прежде, чем заводить питомца, поэтому нужно взвесить все «за» и «против» вместе с ребёнком – объяснить, что питомцу необходим уход и забота, даже когда нет времени и настроения, когда хочется поиграть, погулять, куда-то уехать, а его нельзя взять с собой. Животное страдает от неправильного ухода, недостатка внимания, даже может заболеть и погибнуть. Смену хозяев питомцы тоже часто переносят с трудом, поэтому брать животное «на пробу» тоже нежелательно. Предложите собрать информацию о понравившемся животном – сходить в библиотеку, посмотреть в сети интернет, клубах, форумах, сходите на выставку (по возможности), пообщайтесь с владельцами животных. Объясните, что нужно как следует подготовиться, прежде, чем принять такое важное решение. Если вы увидите, что ребёнок охотно занимается всем этим достаточно продолжительное время, значит, его желание можно рассматривать серьёзно.
Иногда желание иметь питомца обусловлено тем, что ребёнку важно ощущать себя значимым для окружающих. Это не просто желание, это потребность в выживании, психологическом благополучии. Конечно, у ребёнка есть и другие способы ощутить свою важность и значимость для окружающих, но стоит обратить на это внимание, ведь питомец, приобретённый с целью самоутверждения хозяина, может надоесть, вызвать разочарование.
Итак, вы убедились в стойком желании ребёнка заботиться о животном, ни у кого из ваших близких нет никаких противопоказаний, угрожающих жизни и здоровью. Если вы также категоричны в своём нежелании поселить животное у себя дома, а ребёнок настаивает на своём и страдает от вашей категоричности, можно предложить ребёнку принять участие в уходе за питомцем своих знакомых, животными, находящимися в зоомагазине, ветеринарной клинике. Можно сказать ребёнку, что таким образом нужно «попробовать свои силы» и «проверить, подготовить себя». Тут важно быть честным – если вы всё равно не собираетесь заводить никакое животное, и совершенно уверены в этом, ни в коем случае не обманывайте ребёнка! Лучше так ему и скажите, пусть переболеет ваш отказ, чем обман и невыполненные обещания. Можно попробовать отдалить момент до выбора подарка ко дню рождения – может, ребёнок всё-таки предпочтёт самокат? Или объяснить, что когда вырастет, заведёт себе кого захочет. Как альтернативу предложить создать группу в соцсетях и активно помочь в этом или составить собственное информационное руководство, в котором будет содержаться вся найденная вами информация о животном, его фотографии, рисунки ребёнка, может быть, литературные произведения. А можно предложить изготовление сувениров-игрушек в виде любимого животного.
Если есть хоть немного вероятности того, что вы передумаете, можно пытаться переубедить ребёнка – а вдруг ему не захочется убирать за животным и вообще он просит животное только потому, что хочет почувствовать своё влияние на вас? Многие родители используют желание как мотиватор или награду: «будешь меня слушаться - куплю», «закончишь четверть без троек - …». Часто это оказывает определённый результат, но учит ребёнка действовать также по отношению к вам: «купишь.. – буду…», а затем ребёнок начинает так взаимодействовать и с остальными окружающими. Взаимоотношения такого уровня трудно назвать гармоничными.
Значительно легче на приобретение живого существа смотрят родители, у которых в детстве был питомец или они мечтали о нём сами. Они помнят свои надежды и ожидания и понимают своих детей, хотя и тут может спрятаться ошибка – совсем не обязательно ваш ребёнок испытывает такую же глубокую мечту, как вы когда-то, у него может быть по-другому. Тогда вы можете оказаться в недоумении – приобрели для ребёнка, а оказалось – для себя, не так уж он хотел этого.
Следующий момент. Вы согласны на животное в принципе, но не согласны с выбором ребёнка. Что делать в этом случае? Конечно, обсуждать, приводить доводы, слушать ребёнка и, опять же, совместно принимать решение – читать литературу, общаться в форумах, спросить у заводчиков.
Вы снова в раздумьях – стоит ли заводить или можно обойтись? Пришёл черед «плюсов» и «минусов». Их довольно много и перечислять можно долго и подробно. Каждое животное внесёт что-то новое в вашу жизнь, а главное, как-то повлияет и на ребёнка. Наверняка, вы не задумывались над тем, как питомец может помочь вам воспитывать вашего ребёнка? Сделает его более наблюдательным, отзывчивым, внимательным к потребностям окружающих или сгладит чувства одиночества, станет ему близким другом, разделит его грусть. Нельзя гарантировать всего этого, ведь в мире есть много людей, которые любят животных, но не любят людей. Или плохо заботятся о своём питомце, бьют или мучают его. Есть дети, которые импульсивны и вспыльчивы, плохо владеют собой, могут вымещать на слабом свои обиды и разочарования. В этих случаях нужно быть аккуратнее: во – первых, животное может страдать, во-вторых, у ребёнка вместо доброты и сопереживание может возникнуть привычка снять напряжение за счёт насилия над слабом и беззащитном. Взаимоотношения ребёнка с животным, как и любая деятельность, особенно на начальных этапах, требует сопровождения взрослых, во время которого именно взрослый создаёт настрой, образец взаимодействия, обращает внимание ребёнка на какие-то особенности, подходы и способы поведения, обращения, которые он может и не заметить.
В своем поведении, игре, дети часто выделяют животных среди всех членов семьи, а то, что животное для ребёнка именно член семьи не оставляет никаких сомнений. Обучая детей любить и заботиться о животных, человек обучает детей сопереживанию, доброте и уважению. Забота о животных также стимулирует чувствительность и сострадание, которые могут далеко распространиться за грани ухода за домашними питомцами. Забота и уход за одним животным, часто распространяются в пределы общей любви к животным. Далее, любовь передается другим членам семьи. Для полного благополучия животных в доме, а также детей, очень важно, чтобы дети видели в животных именно живых существ, а не игрушки. Дети, балуясь увлекаются, не могут остановиться, определить, что животному игра стала в тягость и оно может отреагировать довольно резко и даже агрессивно. Это расстраивает и обижает, но и учит умению остановиться, регулировать себя.
Есть немало историй о преданности, неравнодушии, бескорыстии и других душевных качествах наших меньших братьев, которые не задумываются, как поступить, когда их близкие – дети, родители или даже хозяева – нуждаются в помощи, а сразу же стараются её оказать. Животные не могут отличить добро от зла, понять, кто прав, а кто виноват, сделать правильный или неправильный выбор: они действуют по инстинктам, переданным родными по наследству. Но нередко получается так, что поступки неразумных животных трогают сердце и заставляют задуматься наделенного разумом человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по английскому языку по экологии "Новые друзья-домашние питомцы для Шалтая-Болтая"
Занятие-досуг по зкологии на английском языке для дошкольников....
Буклеты "Как правильно выбрать кружок для ребенка", "Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения", "Темперамент ребенка и выбор кружка", "Особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка"
4 буклета о том, чем руководствоваться при выборе кружка для ребенка...
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
«Доска выбора» для самостоятельного выбора деятельности в детском саду.
Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети ...
Конспект занятия в подготовительной группе «Выборы президента», ОТЧЁТ «ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ГРУППЫ»
Конспект занятия в подготовительной группе «Выборы президента»,ОТЧЁТ «ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ГРУППЫ»...
Сценарий концерта на выборах "Наш выбор-Россия"
Сценарий праздничного концерта в день выборов «Наш выбор – РОССИЯ!»Звучит музыка – вступление к словам В.: Добрый день уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в этот з...
Выбор без выбора и кризис взросления (кризис 3 лет)
Выбор без выбора и кризис взросления (кризис 3 лет)Маленький, но уже такой взрослый. Едва ли родитель может узнать своего новорожденного в трехлетке. А в три года ребенок уже становится похож на мален...
- Мне нравится (1)