Выбор без выбора и кризис взросления (кризис 3 лет)
статья (младшая группа)

Вайтекайтис Анна Сергеевна

Выбор без выбора и кризис взросления (кризис 3 лет)

Маленький, но уже такой взрослый. Едва ли родитель может узнать своего новорожденного в трехлетке. А в три года ребенок уже становится похож на маленького взрослого.

Они достаточно самостоятельны в бытовом плане. Навыки самообслуживания становятся все лучше и четче. Ребята умеют:

  • надеть/снять одежду и обувь,
  • проделать гигиенические процедуры (почистить зубы, причесаться, умыться, вымыть тело и голову)
  • сами кушают и пьют, хорошо владеют столовыми приборами.
  • Умеют переливать жидкости из одной емкости в другую (отлично работает с компотом и супом). Могут сами положить себе еду на тарелку.

Конечно все это под присмотром взрослого. Но самостоятельность ребенка становится почти автономной.

Кроме того, маленькие трехлетки — это любознательные люди, которые задают множество вопросов за минимальное количество времени. Что, как, кто и почему. Тысяча вопросов в минуту. Им непременно нужно знать все. Это исследователи и экспериментаторы. Поэтому взрослому нужно очень внимательно быть рядом. Давать максимальную свободу для творчества, но быть в поле видимости, чтобы в нужный момент оказать помощь или предотвратить нежелательный поступок.

Так как ребенок к трем годам все больше понимает, что он отдельная личность со своими желаниями, вкусами и мнением, то он начинает уже выстраивать личные границы и проверять взрослых, что, где и как ему позволено через:

  • Негативизм. Так ребенок учится сепарировать себя от взрослого и отстаивать личные границы. Это очень раздражает взрослых, но важно набраться терпения и грамотно вести переговоры с «нехочухой».
  • Упрямство. Все желания должны быть немедленно исполнены, иначе быть истерике. Таким образом ребенок так же учится отстаивать личные границы. Он проверяет взрослого на прочность, как с ним можно вести себя, как нельзя. И что последует после его поступка.
  • Конфликтность. Ребенок протестует против значимого взрослого, тогда как может спокойно договориться со сверстником или другим (незначимым) взрослым.
  • Ревность. Наравне с сепарацией и пониманием, что он (ребенок) – отдельный человек, появляется ревность к братьям и сестрам. Если их нет, то ревновать можно маму к папе и наоборот.

Такое поведение является возрастной особенностью, которое проходит со временем. Но не стоит думать, что все само собой пройдет.

Очень важно давать ребенку выбор. Грамотный взрослый будет это делать почти в любой ситуации, но давать варианты только те, на которые сам взрослый может согласиться. Например, выбрать одежду в детский сад (ты наденешь желтую или зеленую футболку? Какая тебе больше нравится?), выбрать игрушку на прогулку, еду на обед (ты будешь суп или пюре с котлетой). То есть взрослый предлагает только те варианты, которые подойдут априори. Но для ребенка это всегда будет важный выбор и понимание того, что ему то доверяют, он не маленький, но взрослый, который умеет самостоятельно делать многие вещи. Кстати, с чисткой зубов часто тоже работает данная схема (2 щетки и 2 пасты на выбор, каждый раз можно давать «выбор без выбора»). И так в любой сфере.

От того сколько будет свободы у ребенка и будет ли у него выбор, зависит как будет проходить кризис трех лет, которым пугают родителей психологи и педагоги.

Наберитесь терпения и взрослейте вместе с Вашим ребенком.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybor_bez_vybora_i_krizis_vzrosleniya_krizis_3_let.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор без выбора и кризис взросления (кризис 3 лет)

Маленький, но уже такой взрослый. Едва ли родитель может узнать своего новорожденного в трехлетке. А в три года ребенок уже становится похож на маленького взрослого.

Они достаточно самостоятельны в бытовом плане. Навыки самообслуживания становятся все лучше и четче. Ребята умеют:

  • надеть/снять одежду и обувь,
  • проделать гигиенические процедуры (почистить зубы, причесаться, умыться, вымыть тело и голову)
  • сами кушают и пьют, хорошо владеют столовыми приборами.
  • Умеют переливать жидкости из одной емкости в другую (отлично работает с компотом и супом). Могут сами положить себе еду на тарелку.

Конечно все это под присмотром взрослого. Но самостоятельность ребенка становится почти автономной.

Кроме того, маленькие трехлетки — это любознательные люди, которые задают множество вопросов за минимальное количество времени. Что, как, кто и почему. Тысяча вопросов в минуту. Им непременно нужно знать все. Это исследователи и экспериментаторы. Поэтому взрослому нужно очень внимательно быть рядом. Давать максимальную свободу для творчества, но быть в поле видимости, чтобы в нужный момент оказать помощь или предотвратить нежелательный поступок.

Так как ребенок к трем годам все больше понимает, что он отдельная личность со своими желаниями, вкусами и мнением, то он начинает уже выстраивать личные границы и проверять взрослых, что, где и как ему позволено через:

  • Негативизм. Так ребенок учится сепарировать себя от взрослого и отстаивать личные границы. Это очень раздражает взрослых, но важно набраться терпения и грамотно вести переговоры с «нехочухой».
  • Упрямство. Все желания должны быть немедленно исполнены, иначе быть истерике. Таким образом ребенок так же учится отстаивать личные границы. Он проверяет взрослого на прочность, как с ним можно вести себя, как нельзя. И что последует после его поступка.
  • Конфликтность. Ребенок протестует против значимого взрослого, тогда как может спокойно договориться со сверстником или другим (незначимым) взрослым.
  • Ревность. Наравне с сепарацией и пониманием, что он (ребенок) – отдельный человек, появляется ревность к братьям и сестрам. Если их нет, то ревновать можно маму к папе и наоборот.

Такое поведение является возрастной особенностью, которое проходит со временем. Но не стоит думать, что все само собой пройдет.

Очень важно давать ребенку выбор. Грамотный взрослый будет это делать почти в любой ситуации, но давать варианты только те, на которые сам взрослый может согласиться. Например, выбрать одежду в детский сад (ты наденешь желтую или зеленую футболку? Какая тебе больше нравится?), выбрать игрушку на прогулку, еду на обед (ты будешь суп или пюре с котлетой). То есть взрослый предлагает только те варианты, которые подойдут априори. Но для ребенка это всегда будет важный выбор и понимание того, что ему то доверяют, он не маленький, но взрослый, который умеет самостоятельно делать многие вещи. Кстати, с чисткой зубов часто тоже работает данная схема (2 щетки и 2 пасты на выбор, каждый раз можно давать «выбор без выбора»). И так в любой сфере.

От того сколько будет свободы у ребенка и будет ли у него выбор, зависит как будет проходить кризис трех лет, которым пугают родителей психологи и педагоги.

Наберитесь терпения и взрослейте вместе с Вашим ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Кризис взросления

Кризисы взросления – неотъемлемая часть детского развития и формирования личности, которая отделяет один возрастной этап (критические возрасты) от другого...

«Доска выбора» для самостоятельного выбора деятельности в детском саду.

Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Выборы президента», ОТЧЁТ «ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ГРУППЫ»

Конспект занятия в подготовительной группе «Выборы президента»,ОТЧЁТ «ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ГРУППЫ»...

Сценарий концерта на выборах "Наш выбор-Россия"

Сценарий праздничного концерта в день выборов «Наш выбор – РОССИЯ!»Звучит музыка – вступление к словам В.: Добрый день уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в этот з...

"Кризис. Переживание кризиса человеком. Симптомы. Признаки. Реакции"

Кризис – это следствие сильного эмоционального потрясения, он меняет мысли и поведение, что может или ухудшить психологические показатели человека, или, напротив, позволить ему выйти на более вы...