Пальчиковые игры и упражнения - как средство развития речи у детей.
консультация (старшая группа)

Полосухина Надежда Брониславовна

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_palchikovye.odt27.42 КБ

Предварительный просмотр:

         ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

         Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

         Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребёнка, тем лучше развита его речь. Рекомендации к проведению пальчиковых игр:

 - Убедитесь в том, что ребенок знает основных персонажей стихов, песенок и потешек. Сначала покажите ему игрушки или цветные картинки, чтобы он мог вспомнить (или узнать впервые), как выглядит то или иное животное, о котором рассказывается в потешке.

 - Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

 - Перед началом упражнений ребёнок разогревает ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

 - При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы ваш ребенок успел показать движение; по мере освоения движения меняйте темп.

- Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию или просто под музыку.

- Выполняйте упражнение вместе с ребёнком. При этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости ребёнку оказывается помощь.

- При повторных проведениях игры ребенок нередко начинает произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

 -  Выполняйте пальчиковую игру от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

 - Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

 - Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может отбить интерес к игре.

 - Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.

 - Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера.

- Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;

- Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.

- Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда чувствует, что у него всё получается и им довольны близкие взрослые. Хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи! Вашему вниманию я могу предложить пособие, в котором даны тексты народных потешек, песенок и схематические картинки, показывающие положение или движение кисти руки. Обратите внимание! Каждый стихотворный текст сопровождается схематическими картинками, наглядно поясняющими, как можно изобразить какое-то существо или его действия с помощью пальчиков (жестов, движений головы, рук, ног или туловища). Кроме того, рекомендую Вам воспользоваться следующей методической литературой: 1. Е.С. Анищенкова ;Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников; - ООО;Издательство Астрель;, 2006 2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). ; СПб.: ;Паритет;, 2003.;  3. Пименова Е.П. Пальчиковые игры.  Ростов н/Д:Феникс,2007.; 4. Савельева Е.А. Тематические загадки и весёлые игры для пальчиков: метод.пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е.А.Савельева.; М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.  5.Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры.; М.: ООО ИД РИПОЛ классик;, ООО Издательство ;ДОМ. ХХI век; 2008г. Разумеется, список может быть расширен в соответствии с Вашим желанием, требованиями и возможностями.

                      "БЕЛКА"

На сучки, как на гвоздочки,

Белка вешает грибочки,

Сушит ягоды рябины,

Ежевики и малины.

Носит желуди, орешки.

(на каждую стихотворную строчку загибать пальцы, начиная с большого. Сначала на правой, затем на левой руке)

Разбирает все без спешки.

Вот закончился запас

И в дупло скосила глаз.

Чтобы было в нем тепло,

Пухом выстлала его.

Зиму жить ей, поживать,

Никаких забот не знать.

(поочередные ритмичные удары: кулак о кулак, ладонь о ладонь).

                      "ОСЕНЬ"

Ветер северный подул: "С-с-с-с, (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать руками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, как-кап-кап! (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперед-назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую).

              "ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ"

У лисы в лесу глухом

(загибать пальцы на обеих руках).

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

(удары ладонями и кулачками поочередно).

Всем тепло, уютно в нем.

             "СОБИРАЕМ ЛИСТОЧКИ"

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. ("шагаем" по столу средним и указательным пальцем).

                   "ГРИБЫ"

(Ладонь сжата в кулак и по очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошел, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и растолстел.

                   "ДОЖДИК"

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками)

Вышел дождик погулять.

(пальчики "шагают")

Шел неспешно по привычке,

А куда ему спешить?

(удары ладонями по столу).

Вдруг читает на табличке:

"По газону не ходить!"

(хлопок)

Дождь вздохнул тихонько:

-"Ох!"

(хлопки по столу).

И ушел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры, как средство в развитии речи у детей раннего возраста

Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой, которая установила, что сначала развиваются д...

Пальчиковые игры и упражнения для Развития речи ребёнка

пальчиковые игры -уникальное средство для Развития речи ребёнка . Ребёнок лучше запоминает стихи , его речь делается более точной и выразительной ....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Самообразование- «Пальчиковые игры и упражнения – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...

Картотека «Пальчиковые игры и упражнения для развития речи детей 1 младшей группы»

Картотека «Пальчиковые игры для детей 1 младшей группы» «Пальчики здороваются»Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.Ход игры: Кончиком большого паль...