Пальчиковые игры и упражнения для Развития речи ребёнка
статья по развитию речи

пальчиковые игры -уникальное средство для Развития речи ребёнка . Ребёнок лучше запоминает стихи , его речь делается более точной и выразительной . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_2.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение событий создают единственную, удивительную движущуюся стихию жизни.
Важные советы при организации пальчиковой игры:

  • включайте пальчиковые игры в ежедневные занятия с ребенком. При этом не забывайте, что жесты и движения нужно обязательно сопровождать стихотворными словами;
  • перед проведением пальчиковых игр убедитесь в том, что у ребенка ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть ладошками или согреть теплой водой под краном);
  • тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на народную мелодию;
  • не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 разных игр, новые вводите постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней).
     

В нашей группе мы ведем активную работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время проведения образовательных ситуаций на игровой основе, физкультминуток и в режимных моментах. Предлагаем разучить некоторые пальчиковые игры вместе с нами и включать их в ежедневные занятия с детьми.
Пальчиковые игры.
Цель: развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом, активизация словаря, создание положительных эмоций.

«Дом»

- Молоточком я стучу,

постукивать кулачками друг о друга

- Дом построить я хочу.

соединить кончики пальцев обеих рук

- Строю я высокий дом,

поднять выпрямленные ладони вверх

- Буду жить я в доме том.

похлопать ладонями

 

«Мышка»

Маленькая мышка по городу бежит (шевелить пальцами обеих рук)

 Глядит во все окошки (сделать бинокль)

 И пальчиком грозит (погрозить пальчиком)

 А кто не лег в кроватку (руки сложить под одну щеку)

 А кто не хочет спать (руки под другую щеку)

 Такого непослушного я буду щекотать (пощекотать ребенка)

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, 

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик-ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладошками вокруг и на себя).

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

 Мы во двор пришли гулять 

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

 ("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

 (Крошащие движения всеми пальцами)

 С горки мы потом катались,

 (Ведём указательным пальцем правойруки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

 (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

 Все в снегу домой пришли.

 (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

 (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«В корзиночке»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке (делают ладошки «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец (сгибают пальчики, начиная с большого).

Наша Зина молодец! (показывают большой палец)

«Детки»

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

(большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца)

У каждой мамы малыши,

Все красивы , хороши!

(показывают пальчики, играя с ними).

«Замок»

На двери висит замок

 (соединяем руки в замочек, переплетая пальцы) 

 Кто его открыть бы мог? 

 Покрутили, (поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)

 Потянули, 

 (раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены) 

 Постучали, 

 (ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)

 И открыли! (расцепляем пальцы)

«Снежный ком»

Мы с тобой снежок слепили (Имитация лепки)

 Круглый, крепкий, очень гладкий,(Гладим кулачок, стучим по нему)

 И совсем, совсем не сладкий.(Погрозить пальцем)

 Раз-подбросим,(Имитация руками движений)

 Два-поймаем, Три- уроним, 

 И сломаем.(Потопать ножками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речи ребёнка по дороге в детский сад

Овладение речью ребёнком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Наибольшей эффективности оно достигнет, если будет происходить в игровой форме....

Проект «Пальчиковые игры» по теме самообразования «Мелкая моторика рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений для развития речи»

    Педагогический проект «Пальчиковые игры»  «Ум ребёнка находится накончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский  На всех этапах жизни ребенка...

Самообразование- «Пальчиковые игры и упражнения – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...

Картотека «Пальчиковые игры и упражнения для развития речи детей 1 младшей группы»

Картотека «Пальчиковые игры для детей 1 младшей группы» «Пальчики здороваются»Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.Ход игры: Кончиком большого паль...

План работы по самообразованию во второй младшей группе «Пальчиковые игры и упражнения - основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...