«Комплексная профилактика различных отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа)

Родители год от года все больше обеспокоены речевым развитием своих детей, но и статистика говорит о том, что детей с речевыми нарушениями не становится меньше. Но родители уверены, что профилактикой речевых нарушений может заниматься только логопед, забывая о других специалистах коррекционного профиля – нейропсихолога и дефектолога; забывая о медицинских специалистах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 42 «Родничок»

Ярославского муниципального района

Консультация учителя-логопеда Трофимовой Е.Н. для родителей средней группы на тему

«Комплексная профилактика различных отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

       Родители год от года все больше обеспокоены речевым развитием своих детей, но и статистика говорит о том, что детей с речевыми нарушениями не становится меньше. Но родители уверены, что профилактикой речевых нарушений может заниматься только логопед, забывая о других специалистах коррекционного профиля – нейропсихолога и дефектолога; забывая о медицинских специалистах.

Часто причинами может быть наследственность, протекание беременности (заболевания мамы, постоянный стресс, неблагоприятные условия окружающей среды, патологические факторы и т.п.), тяжелые, затяжные или, наоборот, скоротечные роды, гипоксии плода... Поэтому мы настоятельно рекомендуем при любых сомнениях есть ли нарушения в речевом развитии детей, проконсультироваться у следующих медицинских специалистов:

  1. Сурдолога.
  2. Отоларинголога.
  3. Невролога.
  4. Психиатра.
  5. Клинического психолога или нейропсихолога.

При назначении лечения – пройти его.

       Чтобы речь ребенка становилась «чище», у него должна быть хорошо развита прежде всего крупная моторика. Поэтому, на прогулке и дома поощряйте ребенка лазать, перехватывая руки, прыгать на двух и одной ноге, перекатываться как «бревнышко», научите детей плавать, бегать, прыгать.

      НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МЯЧОМ

1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
2. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
3. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
1) кидает его и сразу ловит;
2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
4. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
5. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних размеров.
6. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
7. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисные мячи.
8. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал).
9. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
10. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
11. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
12. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
13. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.
14. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
15. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.
16. Взрослый помещает перед ребенком мишень, которую надо сбить. Например, на табуретку ставятся два предмета, еще несколько предметов расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8-10 шагов и пытается сбить их мячиком (большим, средним, теннисным).
17. Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).
18. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).
19. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.
20. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее.

(ИГРЫ, предложенные известным нейропсихологом, профессором МГППУ А. Семенович
Источник - группа "Нейропсихология в Перми с Ольгой Шевченко")
https://vk.com/topic-59899136_39410553

        Причиной возникновения у детей дефектов речи может являться неправильное речевое окружение и воспитание. Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, члeнов семьи и др.) необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

       Многие родители в своей речи стремятся приноровиться к языку ребёнка и сознательно искажают слова – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребёнком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Потому необходимо чтобы родители уделяли большое внимание своей речи.

        Основная работа направлена на развитие:

  • слухового внимания и фонематического слуха детей,
  • правильного речевого дыхания,
  • мелкой моторики пальцев рук у детей,
  • подвижности артикуляционного аппарата.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха включает различные упражнения.

Игры на развитие слухового внимания

  • «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.
  • «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал
  • «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Игры на развитие фонематического слуха

  • Узнать звучание баpaбана среди других музыкальных инструментов
  • Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают
  • Доскажи словечко — Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (зайка) и.т. д

Развитие правильного дыхания.

Важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:

  • дуть в дудочки, язычки;
  • дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски; играть на детских духовых инструментах;
  • дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки:
  • надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

Например: игра «Футбол» сложить на столе из карандашей «ворота» и дуть на кусочек ваты целясь в «ворота».

«Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть).

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов (острые и хронические риниты, полипы носовой полости, аденоиды и т.д.). Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику:

  • игры с массажными мячами;
  • ловить намагниченных рыбок;
  • игры в пальчиковом бассейне (горох, фасоль, шарики из пенопласта);
  • выполнение пальчиковых игр в стихотворной форме;
  • игры с бусинами, мелкими камешками, крупой;
  • задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование;
  • обводка, штриховка, раскрашивание.

Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться.

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости.

Простые упражнения, которые я рекомендую выполнять дома с родителями:

  • максимально открывать и закрывать рот
  • растягивать губы в улыбочку
  • вытягивать губы трубочкой
  • «Язычок в домике» — вышел из домика, посмотрел вправо-влево, вверх-вниз снова спрятался в домик.
  • «Худышки-толстячки». Втягивать в себя щеки и надувать и т.д

На своих занятиях я использую комплекс упражнений для постановки звуков. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.

  • «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 секунд.
  • «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать 5 секунд.
  • «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать 10 секунд.
  • «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • — «Качели»: рот открыт. Напряжённым кончиком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
  • «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и упирается в глубь рта.
  • «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
  • — «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).
  • «Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать вглубь рта.
  • «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

Выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, работа над речевым дыханием помогает преодолеть нарушение звукопроизношения и не усугубить речевой дефект. Проводимые мероприятия, ответственное отношение педагогов к данному вопросу позволило сократить количество детей с нарушенным произношением и фонематическим слухом. Таким образом, профилактическая работа даёт положительные результаты синхронной работы трёх звеньев: логопед – воспитатели – родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Родители смогут узнать о причинах речевых нарушений у детей дошкольного возраста....

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

В статье раскрываются наиболее частые  причины  отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии. У детей ...

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ."Педагогический калейдоскоп"Презентация "Виды и причины отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста" с конкурсом Блиц для педагогов...