Роль поэзии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
«Дать ребенку радость поэтического вдохновения,
пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества –
это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи».
В. А. Сухомлинский.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Л. С.Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
По мнению многих ученых, педагогов огромное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает поэзия. Поэтическая речь кардинально отличается от обычной - разговорной речи. Она насыщена яркими образами, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Дети чувствуют эти особенности и тянутся именно к таким произведениям. Разучивание поэтических произведений для дошкольниковимеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, речь, открывается богатство интонаций, формируется культурный уровень маленького человека. Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.
Повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга.
Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами не знакомили.
Дети с большим удовольствием заучивают стихи. Как правило, они выступают на праздниках, развлечениях. Поэтому мы, как одну из форм организации деятельности дошкольников, предлагаем конкурс чтецов, который дает возможность каждому ребенку для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. При организации конкурса объединяются разные виды искусств – музыка, живопись, литература, что способствует духовному и нравственному развития личности, воспитанию эстетического вкуса.
В нашем детском саду конкурсы чтецов проводятся ежегодно. Их тематика разнообразна, связана с различными знаменательными датами нашего города и северного края, а так же стихи, посвященные предстоящему празднику, о природе.
Такие мероприятия мы проводим с целью совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков детей при чтении стихотворений и создаем условия для познавательно-речевого и художественно - эстетического развития, формируем навыки выразительного чтения, артистические умения, предоставляем возможность для самовыражения, воспитываем положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям.
Конечно же, понятно, что нельзя просто просить детей выучить наизусть стихотворение на какую-то тему и потом прочитать их выразительно. Конкурс требует более основательной подготовки.В этом участвуют: учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели и родители. Подбирают тексты доступные, интересные по содержанию и близкие жизненному опыту детей.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь,мы решаем следующие задачи:
воспитание речевого слуха детей (фонематический слух, темп, ритм);
формирование произносительной стороны речи (правильное произношение звуков, дыхание, голос, дикция);
воспитание интонационной выразительности речи (умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, и тембра).
Выразительно читать, перевоплощаться, владеть мимикой - это дано не каждому ребенку, эти умения мы стараемся развивать и совершенствовать, проводя такие мероприятия.
Проведение конкурсов чтецов включают несколько этапов:
I этап – организационный.
Цель: подбор тематического материала.
II этап – подготовительный.
Цель: индивидуальная подготовка детей, подбор тематических рисунков для оформления зала, создание слайдов.
III этап – исполнительский.
Цель: проведение конкурса чтецов.
IV этап – оценочный.
Цель: оценивание жюри прослушанных стихотворений.
При оценивании участников мы придерживаемся следующих критериев:
1. Выразительность прочтения;
2. Громкость прочтения;
3. Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения;
4. Эмоциональность исполнения;
5. Звукопроизносительные навыки.
Большое внимание уделяется жюри. В состав, которого входят люди знакомые детям, с которыми налажен хороший эмоциональный контакт, и, конечно же, компетентные и независимые эксперты. Чаще всего в состав жюри входят специалисты дошкольного учреждения: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели высшей категории. Особенно большую радость доставляет детям присутствие в жюри их родителей, это тоже практикуется. Каждому члену жюри выдается бланк с критериями оценок чтения стихотворения, по которому происходит оценивание выступающих.
Педагогами рассматривается важность вопроса поощрения детей с целью стимулирования дальнейшего их участия в подобных конкурсах. Мы награждаем всех участников подарками, а победителей еще и грамотами. Стремимся к тому, чтобы после каждого проведенного нами мероприятия ребенку ещё и ещё раз хотелось прочесть стихотворение.
Исходя из опыта многих лет проведения таких конкурсов, хочется отметить, что дети с большим удовольствием участвуют в таких мероприятиях, они стали более свободными, не боятся публичных выступлений, а самое главное улучшилось качество исполнения стихов. С огромной благодарностью родители отзываются о конкурсах. Они приходят поддержать и поболеть за своих ребят. Со временем родители стали понимать, что важно не только заучить стихотворение, но и прочитать его выразительно и эмоционально, а также получить самому удовольствие от своего выступления и доставить радость слушателям.
Некоторые проведенные конкурсы в нашем детском саду.
Окружая детей выражениями в разнообразных литературно-художественных формах, мы обеспечиваем, не только становление у него осмысленной правильной и красивой речи, но и обогащаем его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение, воспитываем чувство красоты, аромат, самые тонкие оттенки слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_8.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дать ребенку радость поэтического вдохновения,
пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества –
это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи».
В. А. Сухомлинский.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Л. С.Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
По мнению многих ученых, педагогов огромное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает поэзия. Поэтическая речь кардинально отличается от обычной - разговорной речи. Она насыщена яркими образами, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Дети чувствуют эти особенности и тянутся именно к таким произведениям. Разучивание поэтических произведений для дошкольниковимеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, речь, открывается богатство интонаций, формируется культурный уровень маленького человека. Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.
Повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга.
Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами не знакомили.
Дети с большим удовольствием заучивают стихи. Как правило, они выступают на праздниках, развлечениях. Поэтому мы, как одну из форм организации деятельности дошкольников, предлагаем конкурс чтецов, который дает возможность каждому ребенку для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. При организации конкурса объединяются разные виды искусств – музыка, живопись, литература, что способствует духовному и нравственному развития личности, воспитанию эстетического вкуса.
В нашем детском саду конкурсы чтецов проводятся ежегодно. Их тематика разнообразна, связана с различными знаменательными датами нашего города и северного края, а так же стихи, посвященные предстоящему празднику, о природе.
Такие мероприятия мы проводим с целью совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков детей при чтении стихотворений и создаем условия для познавательно-речевого и художественно - эстетического развития, формируем навыки выразительного чтения, артистические умения, предоставляем возможность для самовыражения, воспитываем положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям.
Конечно же, понятно, что нельзя просто просить детей выучить наизусть стихотворение на какую-то тему и потом прочитать их выразительно. Конкурс требует более основательной подготовки.В этом участвуют: учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели и родители. Подбирают тексты доступные, интересные по содержанию и близкие жизненному опыту детей.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь,мы решаем следующие задачи:
воспитание речевого слуха детей (фонематический слух, темп, ритм);
формирование произносительной стороны речи (правильное произношение звуков, дыхание, голос, дикция);
воспитание интонационной выразительности речи (умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, и тембра).
Выразительно читать, перевоплощаться, владеть мимикой - это дано не каждому ребенку, эти умения мы стараемся развивать и совершенствовать, проводя такие мероприятия.
Проведение конкурсов чтецов включают несколько этапов:
I этап – организационный.
Цель: подбор тематического материала.
II этап – подготовительный.
Цель: индивидуальная подготовка детей, подбор тематических рисунков для оформления зала, создание слайдов.
III этап – исполнительский.
Цель: проведение конкурса чтецов.
IV этап – оценочный.
Цель: оценивание жюри прослушанных стихотворений.
При оценивании участников мы придерживаемся следующих критериев:
1. Выразительность прочтения;
2. Громкость прочтения;
3. Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения;
4. Эмоциональность исполнения;
5. Звукопроизносительные навыки.
Большое внимание уделяется жюри. В состав, которого входят люди знакомые детям, с которыми налажен хороший эмоциональный контакт, и, конечно же, компетентные и независимые эксперты. Чаще всего в состав жюри входят специалисты дошкольного учреждения: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели высшей категории. Особенно большую радость доставляет детям присутствие в жюри их родителей, это тоже практикуется. Каждому члену жюри выдается бланк с критериями оценок чтения стихотворения, по которому происходит оценивание выступающих.
Педагогами рассматривается важность вопроса поощрения детей с целью стимулирования дальнейшего их участия в подобных конкурсах. Мы награждаем всех участников подарками, а победителей еще и грамотами. Стремимся к тому, чтобы после каждого проведенного нами мероприятия ребенку ещё и ещё раз хотелось прочесть стихотворение.
Исходя из опыта многих лет проведения таких конкурсов, хочется отметить, что дети с большим удовольствием участвуют в таких мероприятиях, они стали более свободными, не боятся публичных выступлений, а самое главное улучшилось качество исполнения стихов. С огромной благодарностью родители отзываются о конкурсах. Они приходят поддержать и поболеть за своих ребят. Со временем родители стали понимать, что важно не только заучить стихотворение, но и прочитать его выразительно и эмоционально, а также получить самому удовольствие от своего выступления и доставить радость слушателям.
Некоторые проведенные конкурсы в нашем детском саду.
Окружая детей выражениями в разнообразных литературно-художественных формах, мы обеспечиваем, не только становление у него осмысленной правильной и красивой речи, но и обогащаем его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение, воспитываем чувство красоты, аромат, самые тонкие оттенки слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
дипломная выпускная работа по методике развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора...
Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емуПяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский.С вступлением...
Роль сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих дошкольникам правильно, гармонично развиваться. В данной статье сказка рассм...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.В условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. В связи с изменением взглядов на воспитани...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский.С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования ...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
- Мне нравится (3)