Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
консультация
Вырастить патриота, достойного гражданина нашего общества, является одной из важнейших задач воспитательно – образовательной работы. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста, когда у ребёнка формируются морально – нравственные стороны личности, когда он постигает нормы и правила поведения в обществе и семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_nravstvenno_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_sredstvami_muzyki.docx | 18.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Вырастить патриота, достойного гражданина нашего общества, является одной из важнейших задач воспитательно – образовательной работы. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста, когда у ребёнка формируются морально – нравственные стороны личности, когда он постигает нормы и правила поведения в обществе и семье. В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают национальный кампонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим, естественным образом, меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может «представительствовать от лица своей культуры» /Э.Н.Гусинский/, то он становится соучастником познания окружающего мира. В этом контексте патриотическое воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем. Ребёнок в дошкольном возрасте учится понимать окружающий его мир, у него формируются отношения между членами семьи, между поколениями, он знакомится с народной культурой, с фольклором, учится замечать и чувствовать красоту природы, формируются понятия «семья», «дом», «родной город», «Родина». Очень важно, чтобы на этом этапе становления будущего гражданина педагогам, особенно родителям, заложить основы нравственно – патриотических качеств ребёнка не только на словах, но и быть примером для него. Больше времени проводить в совместных прогулках по городу, рассказывать ребёнку о любимых уголках и связанных с ними воспоминаниях. Моя малая Родина! У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё! Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Педагоги нашего МБДОУ знакомят детей с историей родного края, культурными ценностями, промышленными предприятиями смоленщины. Они рассказывают детям о замечательных людях, живущих в нашем городе, совершают с детьми экскурсии на природу, где знакомят их с историческими местами и показывают красоту окружающей природы; знакомят детей с историческими памятниками и достопримечательностями нашего города, пробуждая интерес к традициям и людям, прославившим наш родной город, воспитывают у детей чувство гордости за то, что маленькие граждане являются жителями нашего древнего города. Я, как музыкальный руководитель, в процессе совместной музыкальной деятельности педагогов, детей и их родителей стараюсь реализовать задачу по нравственно – патриотическому воспитанию на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.. Совместное участие родителей в культурной жизни детей – важное средство воспитания нравственно – патриотических чувств не только ребёнка, но и взрослого, например: «Новый год», «День защитника Отечества», «День матери», «8 Марта», «День Победы», православные праздники : «Пасха», «Вербное воскресенье» и т.п. У каждого народа свои сказки, свои песни, танцы, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Не случайно К.Д.Ушинский подчёркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор… всё чаще это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития музыкальных способностей. Ребёнку доступно народное творчество, а значит и интересно. В младших группах я знакомлю детей с простейшими формами фольклора /потешки, колыбельные, попевки/ «Во садочке», хороводы: «А я по лугу», «Я на камушке сижу», игровые танцы «Есть у зайки огород». В средней группе предоставляю детям возможность познакомится с различными народными музыкальными инструментами, их звучанием /гармонь, балалайка, трещотки, ложки и др/. Познакомившись, дети сами пытаются музицировать на простейших народных инструментах / звоночки, бубенцы, колокольчики, ударные, шумовые/ и использовать различный песенный репертуар. Осваивают небольшие пьесы для оркестра ложкарей . В старших группах детям доступны уже более сложные образцы народного искусства: это затейливые хороводы – «Плетень», «Со вьюном я хожу». Итоги работы – это праздники: «Осенины», «Масленица» и т.д. Результатом этой работы становятся необыкновенно яркие впечатления детей, которыми они наполняют своё песенное и танцевальное творчество. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства детей : ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем МБДОУ это достигается разными способами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через музыкальные образы, которые вызывают у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов, помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту природы. В музыкальном репертуаре много музыкальных произведений , в которых переданы образы знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыкальной программой предлагается масса инструментальной музыки, которая характеризует образы природы: П.И.Чайковский цикл «Времена года», А.Вивальди цикл «Времена года», Ж.К.Сен – Санс цикл «Карнавал животных», С.Прокофьев «Детская музыка», С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э.Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Особое место в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики детьми легко запоминаются. Особенно любят дети песни: «Бравые солдаты» муз. А.Филиппенко, «Будем в армии служить» муз. Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама!» муз. М. Протасова и др. Они имеют маршевый темп, содержание их созвучное желанием ребят бать сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. «День Защитников Отечества» - это та тема, которая воспитывает гордость за нашу армию и её воинов, готовых в любую минуту встать на защиту нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. В этой теме я рассказываю детям о величии подвига советских солдат, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. «День Победы» формирует у детей представление о празднике Победы, о героизме защитников нашей страны, о жертвах, принесённых во имя победы, воспитывает уважение к ветеранам войны. Очень верно подметил русский писатель Ю.Я.Яковлев «Любовь к к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке достаётся ему от матери». Праздники «День матери», «8Марта» - воспитывают уважение к женщине, к матери, как самому дорогому для каждого человека, знакомят с профессиями в которых заняты женщины; у мальчиков воспитывают любовь к маме, бережное отношение к девочкам, учат проявлять мужские качества, а девочек – быть нежными, «женственными». Итак, совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания педагогами нашего МБДОУ, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения у дошкольников» (из опыта).
Дошкольный возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные чув...
КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...
Педагогический совет "Приобщение дошкольников к нравственным ценностям общества через освоение ими различных видов деятельности, формирующих базис личной нравственности и культуры поведения"
План проведения Совета педагогов ДОУ с использованием методов активизации "SWOT-анализ"...
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
Роль матери в нравственном воспитании ребенка. (выступление на родительском собрании) Роль матери в нравственном воспитании ребенка.
Роль матери в нравственном воспитании ребенка. ...
Статья. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....