Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
консультация

Вырастить  патриота, достойного  гражданина  нашего  общества,  является  одной  из  важнейших  задач  воспитательно – образовательной  работы.  Особое  значение  это  имеет для детей  дошкольного  возраста, когда  у  ребёнка  формируются  морально – нравственные  стороны  личности, когда  он  постигает  нормы  и  правила  поведения  в  обществе  и  семье.                                   

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                Консультация Нравственно – патриотическое  воспитание  дошкольников  средствами  музыки.                                                        Вырастить  патриота, достойного  гражданина  нашего  общества,  является  одной  из  важнейших  задач  воспитательно – образовательной  работы.  Особое  значение  это  имеет для детей  дошкольного  возраста, когда  у  ребёнка  формируются  морально – нравственные  стороны  личности, когда  он  постигает  нормы  и  правила  поведения  в  обществе  и  семье.                                                В  последние  годы  идёт  переосмысление  сущности  патриотического  воспитания: идея  воспитания  патриотизма  и  гражданственности  приобретая  всё  большее  общественное  значение, становится  задачей  государственной  важности. Современные  исследователи  в  качестве  основополагающего  фактора  интеграции  социальных  и  педагогических  условий в  патриотическом  воспитании  дошкольников  рассматривают  национальный  кампонент. При  этом  акцент  делается  на  воспитание  любви  к  родному  дому, природе, культуре  малой  Родины. В  связи  с  этим, естественным  образом,  меняется позиция  взрослого: поскольку  ни  один  человек  не  может  «представительствовать  от  лица  своей  культуры» /Э.Н.Гусинский/, то  он  становится  соучастником  познания  окружающего  мира.  В  этом  контексте  патриотическое  воспитание  является  не  самоцелью, а  естественным  процессом  и  результатом  всей  проводимой  работы  по  ознакомлению  детей  с  родным  краем.                Ребёнок  в  дошкольном  возрасте  учится  понимать  окружающий  его  мир, у  него  формируются  отношения  между  членами  семьи, между  поколениями, он  знакомится  с  народной  культурой, с  фольклором, учится  замечать  и  чувствовать  красоту  природы, формируются  понятия  «семья», «дом», «родной  город», «Родина». Очень  важно, чтобы  на  этом  этапе  становления  будущего  гражданина  педагогам, особенно  родителям, заложить  основы  нравственно – патриотических  качеств  ребёнка  не  только  на  словах, но  и  быть  примером  для  него. Больше  времени  проводить  в  совместных  прогулках  по  городу, рассказывать  ребёнку  о  любимых  уголках  и  связанных  с  ними  воспоминаниях.        Моя  малая  Родина! У  каждого  человека  она  своя, но  для  всех  является  той  путеводной  звездой, которая  на  протяжении  всей  жизни  определяет  очень  многое,  если  не  сказать – всё! Чувство  Родины  начинается  с  восхищения  тем,  что  видит  перед  собой  малыш, чему  он  изумляется  и  что  вызывает  отклик  в  его  душе…  И  хотя  многие  впечатления  ещё  не  осознаны  им глубоко, но, пропущенные  через  детское  восприятие, они  играют  огромную  роль  в  становлении  личности  патриота. Педагоги  нашего МБДОУ  знакомят  детей  с  историей родного края, культурными  ценностями, промышленными  предприятиями смоленщины. Они  рассказывают  детям  о  замечательных  людях, живущих  в нашем  городе, совершают  с  детьми  экскурсии  на  природу, где  знакомят  их  с  историческими  местами и  показывают  красоту  окружающей  природы; знакомят  детей  с  историческими  памятниками  и  достопримечательностями  нашего  города, пробуждая  интерес  к  традициям  и  людям,  прославившим  наш  родной  город, воспитывают  у  детей  чувство  гордости  за  то, что  маленькие  граждане  являются  жителями  нашего  древнего  города. Я, как  музыкальный  руководитель,  в  процессе  совместной  музыкальной деятельности  педагогов, детей  и  их  родителей  стараюсь  реализовать  задачу  по  нравственно – патриотическому  воспитанию  на  музыкальных  занятиях, праздниках  и  развлечениях.. Совместное  участие  родителей  в  культурной  жизни  детей – важное  средство  воспитания  нравственно – патриотических  чувств  не  только  ребёнка, но  и  взрослого, например: «Новый  год», «День  защитника  Отечества», «День  матери», «8 Марта», «День  Победы», православные  праздники : «Пасха», «Вербное  воскресенье»  и т.п. У  каждого  народа  свои  сказки, свои  песни, танцы, и  все  они  передают  от  поколения  к  поколению  основные  нравственные  ценности: добро,  дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Не  случайно К.Д.Ушинский  подчёркивал, что «…воспитание, если  оно  не  хочет  быть  бессильным, должно  быть  народным».  Он  ввёл  в  русскую  педагогическую  литературу  термин «народная  педагогика», видя  в  фольклорных  произведениях  национальную  самобытность  народа,  богатый  материал  для  воспитания  любви  к  Родине.                Фольклор… всё  чаще  это  слово  радует  слух  взрослых  и  вызывает  восторг  у  детей. Воспитание  на  народных  традициях  несёт  дошкольникам  не  только  радость, эмоциональный  и  творческий  подъём, но  и  становится  неотъемлемой  частью  развития  музыкальных  способностей. Ребёнку  доступно  народное  творчество, а  значит и  интересно.        В  младших  группах  я  знакомлю  детей  с  простейшими  формами  фольклора /потешки, колыбельные, попевки/ «Во  садочке», хороводы: «А  я  по  лугу», «Я  на  камушке  сижу», игровые  танцы «Есть  у  зайки  огород».  В  средней  группе  предоставляю  детям  возможность  познакомится  с  различными  народными  музыкальными  инструментами, их  звучанием /гармонь, балалайка, трещотки, ложки и др/. Познакомившись, дети  сами   пытаются  музицировать  на  простейших  народных  инструментах / звоночки, бубенцы, колокольчики, ударные, шумовые/  и  использовать  различный  песенный  репертуар. Осваивают  небольшие  пьесы для оркестра  ложкарей .           В  старших  группах  детям  доступны  уже  более  сложные  образцы  народного  искусства: это  затейливые  хороводы – «Плетень», «Со  вьюном  я  хожу». Итоги  работы – это  праздники: «Осенины», «Масленица» и т.д. Результатом  этой  работы  становятся  необыкновенно  яркие  впечатления  детей, которыми  они  наполняют  своё  песенное  и  танцевальное  творчество.                Чувство  любви  к  родной  природе – одно  из  слагаемых  патриотизма. Именно  воспитанием  любви  к  родной  природе, можно  и  нужно  развивать  патриотические  чувства  детей : ведь  природные  явления  и  объекты, окружающие  ребёнка  с  появления  на  свет, ближе  ему  и  легче  для  его  восприятия, сильнее  воздействуют  на  эмоциональную  сферу.  В  нашем МБДОУ  это  достигается  разными  способами, в  том  числе  и  средствами  музыкального  искусства. Через  музыкальные  образы,  которые  вызывают  у  детей  разнообразные  эмоциональные  переживания, чувства  радости, грусти, нежности, доброты  я  воспитываю  такое  же  отношение  и  к  образам  реальной  природы. Выразительность  музыкального  языка,  яркость  и  поэтичность  стихов, помогают  детям почувствовать   теплоту  и  сердечность  песен, воспевающих  красоту  природы.  В музыкальном   репертуаре   много  музыкальных  произведений  , в  которых  переданы  образы  знакомых  детям  животных  и  птиц. Дети  с  огромным  удовольствием  передают  с  помощью  выразительных  движений  эти  образы. Помимо  этого  в  разделе  слушания  музыкальной  программой  предлагается  масса  инструментальной  музыки, которая  характеризует  образы  природы: П.И.Чайковский  цикл «Времена  года», А.Вивальди  цикл «Времена  года», Ж.К.Сен – Санс  цикл  «Карнавал  животных», С.Прокофьев «Детская  музыка», С.Прокофьев  симфоническая  сказка «Петя  и  волк», Э.Григ  сюита «Пер  Гюнт»  и  множество  других  пьес  и  музыкальных  произведений  для  детей. Особое  место  в  рамках  нравственно – патриотического  воспитания  имеет тема   «Защитников  Отечества». Эта  тема  очень  любима  детьми. Песни  этой  тематики  детьми  легко  запоминаются. Особенно  любят  дети   песни: «Бравые  солдаты» муз. А.Филиппенко, «Будем  в  армии  служить» муз. Ю.Чичкова, «Ты  не  бойся, мама!» муз.   М. Протасова и др. Они  имеют  маршевый  темп, содержание  их  созвучное  желанием  ребят  бать  сильными  и  смелыми, как  защитники  нашей  Родины.                                        «День  Защитников  Отечества» - это та  тема, которая  воспитывает  гордость  за  нашу  армию  и  её  воинов, готовых  в  любую  минуту  встать  на  защиту  нашей  Родины.         Говоря  о  защитниках  нашей  Родины, нельзя  оставлять  без  внимания  тему  Великой  Победы. В  этой   теме  я  рассказываю  детям  о  величии  подвига  советских  солдат, знакомя  их  с  песнями  тех  времён  и  о  тех  временах.  Музыкальные  впечатления  дошкольников  опираются  на  знания, полученные  на  занятиях  по  ознакомлению  с  окружающим,  на   впечатления  от  экскурсий  к  памятникам  погибших  воинов. «День  Победы»  формирует  у  детей  представление  о  празднике  Победы,  о  героизме  защитников  нашей  страны, о  жертвах,  принесённых  во  имя  победы, воспитывает  уважение  к  ветеранам  войны.                Очень  верно  подметил  русский  писатель  Ю.Я.Яковлев  «Любовь  к  к  Родине  начинается  с  любви  к  матери. А  человек  начинается  с  его  отношения  к  матери. И  всё  лучшее, что  в  человеке  достаётся  ему  от  матери».         Праздники «День  матери», «8Марта»  -  воспитывают  уважение  к  женщине, к  матери, как  самому  дорогому  для  каждого  человека, знакомят  с  профессиями  в  которых  заняты  женщины; у  мальчиков  воспитывают  любовь  к  маме, бережное  отношение  к  девочкам, учат  проявлять  мужские  качества, а  девочек – быть  нежными, «женственными».                                                                                                Итак, совместное решение  задач  нравственно – патриотического  воспитания  педагогами  нашего МБДОУ, дало  ощутимые  результаты:  музыка  прочно  вошла  в  быт  детей, заняла  значительное  место  в  их  жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения у дошкольников» (из опыта).

Дошкольный возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные чув...

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...