Консультация для родителей на тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста». (групповая)
консультация (младшая группа)
Цель: Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста.
Задачи:
- Решать проблемные вопросы по формированию навыков самообслуживания у детей младшего возраста;
- Активизировать педагогические умения родителей в вопросах формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста;
- Помочь родителям в решении сложных педагогических ситуаций;
- Проинформировать об успехах, достижениях ребенка.
Ход консультации:
- Приветствие
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами, поговорим на такую важную тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста», а также обсудим важную проблему, как правильно формировать навыки самообслуживания.
- Основная часть
Самостоятельность, главное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Повышается активность и стремление к самостоятельности. «Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду!» Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, быстро отвлекается и утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.
Задача родителей, продолжать формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их кушать самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Большинство родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняя это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.
Нужно помнить, что семья — это место, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы ребёнок научился правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, чтобы он хорошо понимал, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять его в этой работе. По мере формирования навыков можно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову родителя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, правильно ли ты повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я или твоя сестра». Но важно не только упражнять ребёнка в самообслуживании, но и проверять, как он выполняет эту работу. Добивайтесь, чтобы ребёнок понял, что он делает нужное для окружающих его взрослых дело.
Интерактив с родителями-Педагогические ситуации
Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания, мы нередко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться или не хочет, с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?
1)Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть шапочку самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.
Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации?
2) Мама торопится домой, но ребёнок хочет ей показать, что он научился сам одеваться, но очень долго это делает. Вопрос: Ваши действия?
Советы родителям: Основная деятельность маленьких детей — игра. Старайтесь сами организовать её так, чтобы ребёнок в игре овладевал такими умениями, которые необходимы ему в самообслуживании. Для кукол сшейте платья, свяжите кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии ребёнка сами оденьте куклу на прогулку, разденьте её, уложите спать, покажите способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предложите ему выполнить то или иное действие. При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, учите последовательно и рационально выполнять действия. Формируя навыки самообслуживания, воспитывайте и бережное отношение к вещам. Показывайте и рассказывайте, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, используйте художественную литературу («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела… »).
Учите самостоятельности и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с ребёнком, показывайте, как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагайте взять ложку так, как это делаете вы. Используйте игровые приемы. Например, посадите за стол любимую игрушку, которая очень хочет научиться правильно держать ложку, просите показать этой игрушке, как надо держать ложку. Постоянно уделяйте внимание воспитанию культурных привычек. Используйте сервировку стола, салфетки. Покажите, как вы аккуратны, обратите внимание ребёнка на бережное отношение к посуде и еде, к хлебу.
Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Подведя малыша к умывальнику, говорите: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребёнка помогите ему аккуратно и чисто умыться.
Обучение ребёнка навыкам умывания происходит постепенно. В первое время показывайте и объясняйте лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два-три месяца у ребёнка сформируются довольно прочные умения, что даст возможность усложнять требования, например, учить завёртывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения этим навыком предъявляйте более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно приучайте правильно пользоваться полотенцем: показывайте, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряйте за то, что ребёнок делает это правильно. По окончании умывания обращайте внимание на его внешний вид, отметьте, что он стал чистый, аккуратный.
- Подведение итогов
Уважаемые родители, наша консультация подходит к концу. Сегодня, мы с вами поговорили на такую важную тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста». Таким образом, из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что использование показа, объяснения, игровых приёмов, чтение художественной литературы обеспечит вашему ребёнку постепенное формирование навыков самообслуживания.
Рефлексия «Слово дня»
Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
Всем большое спасибо за внимание и участие!
В конце консультации были выданы памятки на тему: «Формирование навыков самообслуживания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста». (групповая)
Цель: Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста.
Задачи:
- Решать проблемные вопросы по формированию навыков самообслуживания у детей младшего возраста;
- Активизировать педагогические умения родителей в вопросах формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста;
- Помочь родителям в решении сложных педагогических ситуаций;
- Проинформировать об успехах, достижениях ребенка.
Ход консультации:
- Приветствие
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами, поговорим на такую важную тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста», а также обсудим важную проблему, как правильно формировать навыки самообслуживания.
- Основная часть
Самостоятельность, главное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. В возрасте 3-4 лет у ребёнка начинает складываться сознательное управление своим поведением. Повышается активность и стремление к самостоятельности. «Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду!» Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, быстро отвлекается и утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.
Задача родителей, продолжать формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их кушать самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Большинство родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняя это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.
Нужно помнить, что семья — это место, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы ребёнок научился правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, чтобы он хорошо понимал, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять его в этой работе. По мере формирования навыков можно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову родителя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, правильно ли ты повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я или твоя сестра». Но важно не только упражнять ребёнка в самообслуживании, но и проверять, как он выполняет эту работу. Добивайтесь, чтобы ребёнок понял, что он делает нужное для окружающих его взрослых дело.
Интерактив с родителями-Педагогические ситуации
Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания, мы нередко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться или не хочет, с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?
1)Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему надеть шапочку самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.
Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации?
2) Мама торопится домой, но ребёнок хочет ей показать, что он научился сам одеваться, но очень долго это делает. Вопрос: Ваши действия?
Советы родителям: Основная деятельность маленьких детей — игра. Старайтесь сами организовать её так, чтобы ребёнок в игре овладевал такими умениями, которые необходимы ему в самообслуживании. Для кукол сшейте платья, свяжите кофточки с пуговицами. Сначала в присутствии ребёнка сами оденьте куклу на прогулку, разденьте её, уложите спать, покажите способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предложите ему выполнить то или иное действие. При формировании навыков одевания и раздевания, прежде всего, учите последовательно и рационально выполнять действия. Формируя навыки самообслуживания, воспитывайте и бережное отношение к вещам. Показывайте и рассказывайте, как надо складывать вещи, вешать в шкаф, используйте художественную литературу («Федорино горе», «Мойдодыр», «Маша варежку надела… »).
Учите самостоятельности и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с ребёнком, показывайте, как правильно есть, как держать ложку, вилку, предлагайте взять ложку так, как это делаете вы. Используйте игровые приемы. Например, посадите за стол любимую игрушку, которая очень хочет научиться правильно держать ложку, просите показать этой игрушке, как надо держать ложку. Постоянно уделяйте внимание воспитанию культурных привычек. Используйте сервировку стола, салфетки. Покажите, как вы аккуратны, обратите внимание ребёнка на бережное отношение к посуде и еде, к хлебу.
Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Подведя малыша к умывальнику, говорите: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом незаметно для ребёнка помогите ему аккуратно и чисто умыться.
Обучение ребёнка навыкам умывания происходит постепенно. В первое время показывайте и объясняйте лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два-три месяца у ребёнка сформируются довольно прочные умения, что даст возможность усложнять требования, например, учить завёртывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения этим навыком предъявляйте более высокие требования к качеству умывания. Также постепенно приучайте правильно пользоваться полотенцем: показывайте, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряйте за то, что ребёнок делает это правильно. По окончании умывания обращайте внимание на его внешний вид, отметьте, что он стал чистый, аккуратный.
- Подведение итогов
Уважаемые родители, наша консультация подходит к концу. Сегодня, мы с вами поговорили на такую важную тему: «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста». Таким образом, из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что использование показа, объяснения, игровых приёмов, чтение художественной литературы обеспечит вашему ребёнку постепенное формирование навыков самообслуживания.
Рефлексия «Слово дня»
Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
Всем большое спасибо за внимание и участие!
В конце консультации были выданы памятки на тему: «Формирование навыков самообслуживания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
консультация для родителей детей 2-3 лет...

Родительское собрание на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»
Данное родительское собрание поможет педагогам и родителям формировать навыки самообслуживания у детей, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности...
Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей младшего возраста»
консультация для родителей...

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей младшего возраста»
для родителей...

Консультация для родителей на тему:«Формирование навыков самообслуживания у детей 2 – 3 лет».
В три года у ребенка должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем) и н...

Консультация для родителей на тему: "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"
Консультация для родителей«Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»...

Консультация на тему:" Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста""
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослы...