методическая разработка для родителей " Взаимосвязь развития речи и познавательных способностей детей
методическая разработка

Данная методическая  разработка рассказывает о тесной взаимосвязи между познавательным и речевым развитием детей дошкольного возраста и  содержит рекомендации для родителей по развитию речевых и познавательных процессов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  для родителей.

Взаимосвязь развития речи и познавательных способностей детей.

Большинство  отечественных  и  западных педагогов  склоняются к мнению,  что дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша.   Все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии малышей, такие дети неизбежно будут отставать от своих сверстников. Поэтому главной задачей воспитателей и родителей  является развитие познавательных способностей ребенка. Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно, как средством общения.

Ведущим  значением в развитии познавательных способностей дошкольника является   речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Успех в работе по познавательно и речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.

Целью этой взаимосвязи  является:

- объединение усилий взрослых для успешного речевого и познавательного развития каждого ребёнка;

- формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;

- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность  детей,  делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии.

 Вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:

-  развитие мотивационной основы речевой деятельности;

- расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи:

- развитие диалогической и монологической форм речи.

    Каждому из родителей необходимо нацелиться  на систематическую, длительную работу с ребенком. Помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте.

 В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм - это и любимые игрушки, книги  и окружающие предметы. Видит  произведения искусства -  картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.

Поэтому,  ребенка надо знакомить с  цветом,  геометрическими формами предметов -  круг,  овал,  квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного,  двигательного обследования и  сравнения. Научить  понимать и использовать в речи  названия величин и форм. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Ваш малыш стремительно подрастает. Очень активен, любознателен, любит играть, гулять. Но вот проблема – он совсем  не говорит, хотя его сверстники  уже достаточно активно общаются  на  своём  языке. Что делать...?

Психологи отмечают, что ребёнок может быть разговорчив ровно настолько, насколько Вы его в этом поощряете. С возрастом его умение хорошо говорить будет определять  степень его готовности учиться самым разным вещам. Поэтому важная  задача родителей – поддержать такой «разговор», который будет стимулировать познавательное и речевое развитие ребёнка.

Уже с годика говорите малышу, что вы делаете, когда  ухаживаете за ним. Раздевая, называйте одежду, которую вы с него сняли, называйте  части тела.  Когда купаете, говорите, что вы  сейчас будете мыть мылом ручки, ножки, спинку, животик, помоете шампунем головку, поиграете какими-то игрушками в ванной, будете вытираться полотенцем.   Когда кормите ребёнка, расскажите, из чего приготовлено блюдо, что он ещё будет кушать, называйте цвет и форму овощей и фруктов.  Говорите нормально, не упрощая, не сюсюкая. На этом этапе развития  малышу нужна ваша плавная, интересно звучащая речь. Если специально начнёте говорить медленно и упрощённо, если будете стараться говорить понятно для дочки или сына, речь ваша станет неестественной. Если вам всё же нравится «детская» манера говорить – что ж, пользуйтесь ею, но знайте, что, приучив ребёнка называть собаку «ав- ав», или предлагая покушать, говорите «ням-ням»  вы ещё долго будете слышать это упрощение, даже когда малышу уже будет доступна нормальная речь.

Показывайте ребёнку книжки – картинки, называйте предметы, нарисованные там, и объясняйте  ему, что это за предметы, для чего они предназначены, что они  делают. Малышу понравятся рисунки и разговор о них, хотя возможно, он сначала не поймёт того, что Вы объясняете.

В процессе  игры обязательно разговаривайте с ребёнком. Это очень важно.  Старайтесь всегда отвечать ребенку вразумительно, поясняя  словами те или иные действия  всякий раз, когда он начинает обращаться  к вам. Помните, что сыну или дочке уже сейчас нужны не замечания по ходу дела, не монолог, сколько бы хорошо вы его не построили, ему нужно разговаривать с родными.  И готовьтесь, что совсем скоро разговорившийся малыш начнёт ставить вас в тупик своими вопросами!

К трем годам произносительная сторона речи детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков и  многосложных слов.

В это время происходит интенсивное увеличение словаря.  Одновременно с развитием словаря развивается мышление, память, воображение ребенка.

 Игра – это основная  деятельность  в  дошкольном  детстве.  Именно  через  игру  ребёнок  познаёт  окружающий  мир, узнаёт много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры. А ведь  именно  игра - один из лучших способов показать  ребёнку  эффективные  способы  общения и разрешения детских, но таких непростых проблем!  Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость.  Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие игрушки - животные,  или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто – то способный обозначить живые существа. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях.  В каких же?

•при встрече со знакомыми

•при посещении поликлиники

•при походе в магазин

•при посещении театра

•в транспорте

•в гостях или при встрече гостей у себя

•и просто в ежедневном общении с  близкими .

Вежливость – это стиль жизни, это качество, без которого невозможно представить культурного и воспитанного  человека.  Самое главное – будьте вежливы сами, и не только в «публичных» местах, но и дома в ежеминутном общении с ребёнком и другими близкими.

Игры на развитие речи и познавательных способностей.

«Кто самый внимательный».    Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути в детский сад, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел дерево, оно высокое»,  или «Я увидел собаку, она маленькая» и т.д.  Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший большее количество  слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

«Весёлый счет».   Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, поднимаясь на крыльцо  детского сада считать  одна ступенька, две ступеньки, три ступеньки  и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Отгадай предмет по паре других».    Взрослый называет пару предметов,  действий, образов, а ребенок отгадывает:  папа, мама, я – это семья,  куклы, машинки, пирамидки -  это игрушки, елка, Дед Мороз, подарки - это Новый Год и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

«Я дарю тебе словечко».    Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

 «Рыба, птица, зверь».     На слово взрослого «птица» ребенок должен перечислить виды птиц  и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, голубь, воробей, ворона, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Что (кто) бывает зеленым, белым, голубым (веселым, грустным, быстрым …)?»     На конкретный вопрос типа: «Что бывает белым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: снег, машина, бант, рубашка и т.д.

«Живое предложение».       Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Землю согревает яркое солнышко». В ходе игры предложение может звучать так: «Яркое солнышко согревает землю» или «Согревает землю яркое солнышко». Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

«Задом наперед».     Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

«Угощение».       Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук:  А - арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

«Один-два».    Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, голубые  глаза - голубоглазый, короткие ноги – коротконогий  и т.д.

С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот».      Задается вопрос: «дерево  какое?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: дерево высокое – дерево низкое, дерево старое - дерево молодое,  или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.

 «Игры с бельевыми прищепками».    Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

«Сухой бассейн».    На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.

«Лепка из теста».       При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру. С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей. Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием  общей моторики у детей.

  Двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.

«Быстрый  зайчик».    Предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.

«Сбей кеглю» (любой предмет-коробку, бутылку). Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.

«Пройди, не задень».   Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но и  формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

Развитие познавательной и речевой деятельности  направлено  на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательная и речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Приемы, используемые при формировании познавательного и речевого развития традиционны:

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические –  упражнения,  игры,  эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, познавательно-исследовательская  деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательной  деятельности:

- Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

-  Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

-  Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

- Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

-  Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов,  проявления самостоятельности в познавательной деятельности.

- Поддерживать условия для развития познавательного интереса во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Существует тесная взаимосвязь между познавательным и речевым развитием детей дошкольного возраста. Но если педагоги и родители  подходят к решению этих задач  грамотно и творчески, то проблем в  развитии познавательных и речевых процессов у детей не возникнет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и познавательных способностей детей

Материал для организации работы по развитию речи...

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи и лепке для детей 2-3 лет «Про курочку Рябу»

Вызвать желание у детей повторять вслед за персонажами сказки отдельные слова и фразы- Способствовать формированию интонационной выразительности речи- Закрепить прием раскатывания пластилина между лад...

"Методическая разработка для родителей по развитию речи"

Материал по развитию речи у детей дошкольного возроста....

Методические рекомендации для родителей по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста

Данные рекомендации будут очень полезны для родителей и ,конечно,помогут развивать речь малышей .Они обращены к дыхательной гимнастике,звуковой культуре речи,выразительому чтению детской литературы....

Практико-значимый проект. «Система экскурсий на реку для развития речи и познавательных способностей детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста»

Наши воспитанники имеют нарушения слуха и круглосуточно находятся на территории детского сада, поэтому у них недостаточные, неполные знания и представления об окружающем мире. Вследствие этого не все ...

«Использование камушков МАРБЛС в работе над развитием мелкой моторики, развитием речи и познавательных способностей детей»

Дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для развития речи детей. Развитие речи это длительный и сложный, но необходимый процесс, ведь речевое развитие это отдельная область в ФГОС. Это ...