Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Степанова Татьяна Викторовна

        Речь – это функция, без которой человек не может претендовать на звание человека. Поэтому, ее формирование – задача первостепенной важности, так как без речи невозможно развитие человеческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»

        Речь – это функция, без которой человек не может претендовать на звание человека. Поэтому, ее формирование – задача первостепенной важности, так как без речи невозможно развитие человеческого мышления.

         Речь дошкольника формируется гораздо эффективнее, когда дети растут, играя со сверстниками и, конечно же, благодаря общению в семье, разговаривая с ним, вы при этом помогаете ребенку обрести смысл слов, но, конечно же,  мы  рекомендует приучать ребенка к общественным занятиям, которые также формируют память, внимание и естественно разговорную речь ребенка.

         Когда ребенок растет, то по не многу накапливается новый опыт и наблюдения. Дети учится сравнивать, искать общие черты и понимать разницу вещей, они учатся делать  выводы (В возрасте пяти лет ребенок умеет изъяснять собственные мысли, строить сложные фразы, он активно делится новыми впечатлениями, запоминает и анализирует приобретаемую информацию).

         Мозг ребенка обладает потрясающей возможностью поглощать информацию в себя, они с жадностью поглощают новое и интересное. Они в восторге от рассказов, где действуют персонажи их возраста, от рассказов о природе и конечно любят, если вы рассказываете им сказки. Когда ребенку понравился, какой либо рассказ или сказка, то он может просить её прочитать бесконечное число раз, они их так запоминают. И если вы вдруг  допустите неточность в очередном повествовании этой сказки, малыш вас может обязательно поправить. Какая-нибудь история вызовет у него больший интерес, и он пожелает прочитать её сам. Сравнивая прочитанную вами историю с картинками, ребенок  тоже как бы читает книжку, тем самым имитирует чтение, переворачивая страничку за страничкой и следя за буквами, пока еще не знакомыми. В процессе игры дети активно и много общаются, подражая друг другу, любимым персонажам книг и кино. Девочки, в свою очередь, играя в куклы, подражают мамам, разговаривают и ухаживают за ними, хвалят, ругают, учат. Мальчики занимаются машинками, кричат, имитируют звук мотора, подражая папам. С ребенком  4 лет уже можно вести диалог. Его трудно прервать, он говорит  захлебываясь и торопясь. С ним необходимо разговаривать спокойным и ровным тоном. В пятилетнем возрасте речь должна сформироваться полностью, возможно за исключением нескольких сложных звуков, таких как «р», «ш».

Скороговорки для развития речи дошкольников.

Еще в старину придумали скороговорки с их особенностью повторений букв и слогов и трудностью в произношении. Разучивая и повторяя с малышом скороговорки, вы ускорите развитие речи ребенка, умерите торопливость в произношении, и конечно детям очень нравятся эти веселые четверостишия, которые так трудно произнести, но при этом они стараются их выучить.

Вот некоторые скороговорок, которые вы можете разучивать со своими детьми.

 Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
- Попугай ты меня, попугай, -
Говорит попугай попугаю.

***

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

***

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

***

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

***

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!

***

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

***

У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка
.

***

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

***

Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

 ***

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

Также развиваем речь ребенка  при помощи развивающих игр…

Игра на звуковку…

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова — «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел — «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул — «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел — «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик — «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал — «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».

И сердитый жук жужжал — «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

         Ребенок может сначала слушать, а потом попытается повторить. Не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.

         Игра «Кто лучше похвалит»

Цель игры: умение называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает, например: зайца.

И начинает:

Взрослый: «У меня медведь».

Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные.

          Следует учитывать особенности восприятия ребенка, ваши действия понимаются “зеркально”, т.е. наоборот. Говоря “влево”, вам надо повернуть вправо. Можно надиктовать текст на магнитофон и выполнять упражнение вместе с ним. Далее, придумывайте свои аналогичные упражнения.

Необходимые рекомендации для развития речи дошкольного возраста.

         Важно детям научиться правильно, произносить и не пропускать звуки, четко строить слова и выражать свои мысли. Не рекомендуется исправлять и заставлять повторять слова с проблемными звуками, если у ребенка не получается правильно произнести этот звук или он вообще его пропускает. Эффективнее всего, если вы своим примером, четко и правильно, даете ребенку пример голосового общения. Как правило, речевые функции ребенка выравниваются сами собой. Если, правильная речь дошкольника не сформировалось к пятилетнему возрасту, то, необходимо обращаться за помощью к логопеду, специалисту детской поликлиники. Откладывать посещение логопеда не рекомендуется, к началу школьного обучения ребенок должен подготовиться в плане общения. Из практики известно, что дети, не умеющие правильно произносить какие-то звуки, делают те же ошибки в правописании. До шестилетнего возраста, возможно, исправить все изъяны.

          В развитие речи детей дошкольного возраста важно, чтобы дошкольник научился слушать, осознавать смысл и отвечать на вопросы. Не стоит увлекать ребенка одним только чтением. Ради этого необходимы частые беседы, учить его пересказывать прочитанное или составлять рассказ с помощью картинок, четко выражать свои мысли и свое мнение. Очень хорошо развивать память, учить небольшие стишки, и как выше уже было сказано учить скороговорки, которые в свою очередь очень детям нравятся. Или заинтересовать таким заданием, как например, сочинить конец рассказа, прервав чтение на самом захватывающем месте. Это эффективно развивает фантазию, активность и логическое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста".

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являют...

Консультация для родителей " Развитии речи детей дошкольного возраста с помощью сказки"

    Уважаемые родители! Я хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать связную речь детей и дать несколько рекомендаций по грамотному содействию восп...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Развитие речи у детей дошкольного возраста очень индивидуальны. Что является важным для ребёнка, если он имеет какие - либо затруднения в разговорной речи, а также рассмотрим как улучшить разговорную ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...