Музыка, воплощённая в природе как фактор формирования духовной культуры детей дошкольного возраста
статья

Осташ Анна Валерьевна

взаимодействие музыки и природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Когда музыка плачет, с нею вместе плачет все человечество, плачет вся природа»

А. Бергсон

Музыка вокруг нас. Музыка везде. Трели птиц ранним утром, шелест листьев на ветру, раскаты грома, капли дождя барабанят по стеклу и крыше, бегущий ручей, шум волн в океане, хруст выпавшего снега, продолжать можно бесконечно долго. Это все и многое другое создаёт природа.

Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.

Раздел «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы («Дождь и радуга» С.Прокофьева, «Эхо в горах», «Росинки», «Бурный поток» С.Майкапара, «Ручеек» А.Аренского и т.п.), дня («Зимнее утро» П.Чайковского, «Вечер» С.Прокофьева и т.п.), времени года («Зимой» Р.Шумана, «Осень» Ц.Кюи и т.п.).

Замечательным в этом отношении является цикл «Времена года» П. И. Чайковского, где каждая из двенадцати пьес отражает то или иное природное явление или характерную особенность данного месяца: октябрь – «Осенняя песня», май – «Белые ночи», август – «Жатва». Каждое музыкальное произведение предваряется эпиграфом, например: «Голубенький, чистый, волшебный цветок – это о подснежнике («Апрель»). Одна из самых ярких и величественных музыкальных картин создана Бетховеном. В четвертой части своей симфонии, «Пасторальной», композитор звуками «нарисовал» картину летней грозы. Эта часть так и называется «Гроза». Слушая могучие звуки усиливающегося ливня, частые раскаты грома, вой ветра, изображенные в музыке, мы представляем себе летнюю грозу.

Один из самых излюбленных приемов изобразительности в музыке - подражание голосам птиц. Птичьи голоса звучат в пьесах для клавесина «Перекликанье птиц», «Кукушка», в фортепианной пьесе «Песня жаворонка» из цикла П. И. Чайковского «Времена года». Подражание звукам и голосам природы - самый распространенный прием изобразительности в музыке.

Другой прием существует для изображения не звуков, а движений людей, птиц, зверей. В симфонической сказке «Петя и Волк» композитор С. Прокофьев, рисуя в музыке птичку, кошку, утку и других персонажей, изобразил их характерные движения, повадки, да так искусно, что можно воочию представить себе каждого из них в движении: летящую птичку, крадущуюся кошку, прыгающего волка. Здесь основными изобразительными средствами стали тембр музыкальных инструментов, ритм и темп. Ведь движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, и они очень точно могут быть отражены в музыке.

В целом, если охватить единым взором обращения композиторов к образам природы, то можно сказать, что главное в них не подражание звукам природы, а отражение духовного мира человека, его чувств под влиянием природы. Это ещё раз доказывает, что музыка является самым эмоциональным видом искусства, то есть таким искусством, которое с помощью звуков может отразить мир души человека, его самые разнообразные эмоции, вызванные, в том числе, его впечатлениями от природы.

«Благодаря воспитанию прекрасного в природе и искусстве,

человек открывает прекрасное в самом себе».

В. А. Сухомлинский

В первую очередь прослушивание музыки влияет на наше эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека. В более спокойном состоянии человек уже трезво размышляет, тоньше понимает события вокруг, неосознанно включает интуицию. Все это существенно влияет на качественные характеристики физического тела. Каким-то невероятным образом человеку становиться лучше, он становится бодрее, умнее и веселее, что сейчас необходимо каждому из нас.

 «Всё в Мире гармонично и взаимно,

на каждый минус предусмотрен плюс»


Звучащий мир вокруг нас постоянно, особенно в природе, ставит своеобразные задачи нашему слуху. Что звучит? Где звучит? Как звучит? Услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, ветра, шороха листьев, морского прибоя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся. 

Природа в музыке, стихах, прозе, живописи – как это красиво. Давайте поможем почувствовать это нашим детям, прислушаемся к звукам природы. Жизнь ребят станет богаче и интереснее.

Источник:

https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/10-faktov-o-polze-muzyiki-i-zvukov-prirodyi-dlya-mam-i-malyishey.html

https://artmusika.ru/index.php/iii-chast-muzykal-bez-granits

https://sad33lida.schools.by/pages/priroda-v-muzyke-muzyka-v-prirode-konsultatsija-dlja-roditelej

https://www.maam.ru/detskijsad/videokonsultacija-priroda-v-muzyke-muzyka-v-prirode.html

https://урок.рф/library/vzaimosvyaz_muziki_i_prirodi_122916.html




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста

Оснащение и использования музея природы Саратовской области в дошкольном учреждение...

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...

Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной деятельности, принадлежит ведущая роль в реализации познавательной коммуникативной функции....

Консультация для родителей «Природа – важный фактор формирования эстетического восприятия детей дошкольного возраста»

Эстетическое восприятие - это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.В настоящее время эстетическое вос...

Консультация для родителей «Природа – важный фактор формирования эстетического восприятия детей дошкольного возраста»

Эстетическое восприятие - это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.В настоящее время эстетическое вос...

Природа-важный фактор формирования эстетического восприятия детей дошкольного возраста

Эстетическое восприятие- это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности....