Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста
статья по музыке по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_slushanie_muzyki.docx | 26.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной
культуры детей дошкольного возраста
Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной
деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации
познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составно
й частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.
В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное
исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом
разнообразных методов и приемов, помогающих понять
содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию.
Музыкальное восприятие сложный, чувственный, поэтический процесс,
наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.
Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.
Для эстетического развития дошкольников используются в основном два
вида музыки: инструментальная и вокальная.
Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Вместе с тем музыкальное вступление, сопровождение и заключение в песне приближают ребенка к восприятию инструментальных пьес, которые в старших группах детского сада используются чаще. С помощью инструментальной музыки дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. В качестве примера можно привести «Клоунов» Д. Кабалевского, «Шарманку» Д. Шостаковича, «Мотылек» С. Майкапара, «Лошадку» Н. Потоловского и др.Оба эти вида музыки широко используются в целях приобщения ребенка к окружающей его действительности, общественным явлениям, общенародным
праздникам, развития эстетического восприятия, способности к эстетической оценке, эмоционального отношения. Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому важно выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. Правильно организованное слушание
музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через
движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также
вокализацию тем) способствует развитию интересов и вкусов детей,
формированию их музыкальных потребностей.
При повторном прослушивании внимание детей (особенно старшего
возраста) привлекается не только к художественному воплощению общего
замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности. На
каждом занятии ставятся новые задания, активизирующие детское
восприятие. Показателем развития музыкального восприятия может служить отношение ребенка к той или иной музыке. Педагог отмечает любимые детьми произведения, желание их слушать. Музыковеды утверждают, что слушание музыки, направленное на восприятие ее характера, образов, требует напряженной работы сердца, ума и особого творчества.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы
формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной
культуры в целом. Дошкольный и младший школьный возрасты чрезвычайно важны для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на жизненные впечатления, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыкальное восприятие становится более глубоким и осознанным,
закрепляется, если прослушивание пьесы сопровождается действиями.
Например, ребята маршируют на месте под знакомый им марш или
прохлопывают ритм танцевальной музыки. Можно включить прием, с
помощью которого дети получают наглядно зрительные представления о музыкальном жанре: каждому ребенку дать три карточки с изображением марширующей, танцующей и укачивающей куклу девочки. Рисунки соответствуют трем исполняемым произведениям: маршу, танцу, колыбельной. Дети должны узнать их и поднять нужную карточку.Для закрепления образов восприятия можно использовать дидактические игры, задачи которых связаны с различением и воспроизведением средств музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики.
Продолжая работу по формированию у детей культуры слушания, педагог
добивается эмоционального сопереживания, одновременно развивает
слуховую наблюдательность ребенка, эстетическое восприятие, предлагает
высказываться, дать эстетическую оценку произведению искусства
(музыкального, изобразительного, словесного, поэтического, народной,
классической и авторской музыки).
Освоение, запоминание каждого музыкального произведения требует
повторного исполнения и слушания в течение многихзанятий.
На ранних этапах развития ребенка необходимо ввести его в мир музыки,
помочь ему в понимании ее содержания, в овладении ее языком в доступных пределах. Решение этой задачи лежит «на перекрестке» нескольких линий организации музыкальных занятий с детьми и связано с необходимостью:
1) специального подбора музыкального репертуара и метода работы с ним;
2) использования на занятиях по слушанию музыки других i видов
музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в
оркестре, дирижирования;
3) использования на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного, художественной литературы.
Для слушания предлагается высокохудожественный и доступный детям по
содержанию музыкальный репертуар. Он включает фольклор, классическую и современную музыку с ее достаточно сложным языком. Дети с самого начала знакомятся с народной и авторской музыкой разных эпох. Предпочтение отдается пьесам небольшим, программным, ярким интонационно, с преобладанием изобразительных моментов, но в то же время детям предлагаются и достаточно сложные произведения. Задачи, которые ставятся в связи с ними, об
легчаются: эмоциональный отклик на прекрасную музыку, двигательная импровизация под нее (сотворчество с педагогом).
Дети младшего возраста могут: воспринимать общий характер, настроение музыкального произведения, его элементарную жанровую характеристику;
ярко, эмоционально откликаться на них.
Старшие дети могут услышать смену частей, тембровые, динамические и
элементарные ритмические особенности.
Это задачи, которые ставятся перед детьми и соответствуют их
возможностям в «зоне ближайшего развития». Воспроизведение
музыки в пантомимических движениях всего тела и в оркестре является
способом ее активного анализа и поднимает музыкальное восприятие на
новую ступень.
Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К числу их принадлежат понятия о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо...
Развитие чувства ритма на основе изучения традиций народной музыки в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Данный материал расчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. В основе данного материала лежит развитие чувства ритма....
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 3 Игра в формировании музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Тема 7 - Характеристика музыкальной игрыТема 8 - Музыкальная игра-сказка в формировании творческой активности ребёнкаТема 9 - Особенности организации и руководства творческим процессом музыкальной игр...
Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...
Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности.Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деяте...
Выступление по теме "Восприятие музыки - основа формирования музыкальных образов у ребенка-дошкольника"
В конспекте выступления можно найти основной материал, который четко и конкретно раскоет эту тему....