Консультация для родителей на тему «Речевые нарушения»
консультация
Назначение консультации - помочь родителям разобраться в причинах, предрасполагающих к появлению нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_narusheniya.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
на тему
«Речевые нарушения»
образовательная область
«Речевое развитие»
Подготовила:
Новоселова Татьяна Александровна,
учитель-логопед
Рубцовск, 2022 год
Цель: углубление знаний родителей о видах речевых нарушений, причинах их возникновения.
До недавнего времени неправильности звукопроизношения у детей до 5-6 лет рассматривались как «возрастные» и объяснялись только физиологической незрелостью речевого аппарата ребенка. А поскольку все без исключения маленькие дети говорят неправильно, то до достижения ими 5-ти летнего возраста особого беспокойства о состоянии их звукопроизношения окружающие взрослые не проявляют.
За последние годы значительно возрос процент детей, имеющих сложные речевые нарушения. Более того, с каждым годом возрастает число практически не говорящих детей. Такие показатели требуют самого серьезного внимания родителей и работников ДОУ к состоянию звукопроизношения у детей, начиная с раннего возраста. Это крайне важно еще и потому, что дефекты в произнесении звуков нередко затрудняют овладение грамотой и приводят к появлению специфических нарушений письма (а сейчас у нас более половины детей приходят в школу с такими дефектами).
Уже с двухлетнего возраста малыш различает все звуки речи на слух, однако, правильно произнести их он еще не может, потому что созревание речедвигательного анализатора значительно отстает от созревания речеслухового. Эта незрелость выражается в том, что движения речевых органов, и прежде всего языка, у ребенка дошкольного возраста еще недостаточно развиты, неловки. А значит, выполнение «тонких» движений, необходимых для правильного произнесения многих звуков, ему недоступно.
Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых. К 3-4 годам он улавливает на слух различие между собственным несовершенным произношением и произношением взрослых и «подтягивает» свое произношение к образцу. Хорошо, если образец действительно правильный, потому что в противном случае ребенок скопирует дефектную артикуляцию. Именно этим и объясняются нередкие случаи «семейной картавости» и других «семейных» дефектов звукопроизношения, которые родители пытаются объяснить наследственностью.
В чем же причина возникновения речевых нарушений?
- осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.
- особенности родов: стремительные или затяжные; осложнения (щипцы, кесарево сечение или вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.
- заболевания ребенка впервые два года жизни: дизентерия и другие желудочные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения или ушибы мозга.
- влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание и даже двуязычие в семье.
Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».
Одной из причин может быть неправильное строение речевого аппарата. Например, картавое Р не всегда, но часто возникает из-за короткой уздечки языка (подъязычной связки). Ребенок в этих случаях не имеет возможности поднять кончик языка к верхним альвеолам и поэтому вынужден произносить этот звук горлом.
Произношение свистящих и шипящих звуков часто страдает из-за неправильного строения челюстей и зубов, не позволяющего обеспечить необходимое для правильного звучания очень небольшое расстояние между верхними и нижними резцами.
Причин, вызывающих деформацию зубов или челюстей, довольно много, и начинают они проявляться на первом году жизни ребенка.
У детей самых первых месяцев жизни в норме челюсть обычно смещена несколько назад. При кормлении грудью всякий раз ребенку приходится проделывать довольно внушительную работу. А именно выдвигать нижнюю челюсть вперед, чтобы плотнее обхватить сосок; напрягать мышцы щек, для того чтобы молоко стало отделяться. Такая постоянная нагрузка развивает мускулатуру и помогает росту челюстей. При переводе на искусственное вскармливание малыш, по сути дела, лишается такой нагрузки, ибо добыть пищу из бутылочки несравненно легче. А порой эту задачу малышу облегчают и сами мамы, которые проделывают слишком большое отверстие в соске бутылочки. Тогда пища, что называется, льется рекой, и ребенку остается ее только глотать.
Соска-пустышка, против которой, существует так много возражений.
Одним из доводов против пустышки является то, что многие мамы используют ее не по назначению, когда нужно и не нужно, не особенно задумываясь над тем, что это, прежде всего успокаивающее средство, а не игрушка для ребенка.
В результате потом, после года, когда по всем канонам пустышка должна быть сдана в архив, многие дети не в состоянии с ней расстаться. Даже если их лишить пустышки, они все равно находят выход: сосание пальцев, края одеяла и др. Именно так рождается одна из самых вредных привычек у детей младшего дошкольного возраста, бороться с которой чрезвычайно трудно. Это неуемная страсть впрямую отражается на неправильном росте зубов, ведет в дальнейшем к формированию неправильной артикуляции языка, губ, челюстей.
Наконец наличие такой вредной привычки у ребенка отнюдь не способствует формированию соответствующих навыков жевания.
Между тем и само по себе недостаточное жевание – одна из самых распространенных и весьма существенных причин зубочелюстных деформаций. Разжевывание пищи – своеобразная гимнастика. Черствый хлеб, сырые овощи, фрукты создают для жевательного аппарата необходимую нагрузку и тем самым способствуют его правильному росту и развитию.
Нельзя здесь не сказать еще об одном чрезвычайно распространенном явлении, нередко приводящем к нарушению прикуса и деформации челюстей.
У многих детей отсутствие правильного носового дыхания в связи с частыми насморками, разрастанием аденоидов, а иногда в результате носовой перегородки на почве травмы носа. Если же не предпринять никаких мер, то при длительном отсутствии дыхания через нос, у вашего ребенка наверняка сформируется «аденоидный» облик и, конечно, деформируется прикус со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В данной консультации были перечислены основные, наиболее распространенные, но далеко не все причины, предрасполагающие к появлению нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Особое внимание хочется обратить на развитие речи. Для того чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно общаться, начиная с самого раннего младенческого возраста, когда, казалось бы, кроха еще ничего не понимает.
В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда малыш подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.
Какие речевые нарушения бывают у детей
Фонетическое недоразвитие речи (или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение произношения одного или нескольких согласных звуков (чаще свистящих, шипящих и [л], [р]), при нормальном функционировании всех остальных подсистем языка (фонематической, лексико-грамматической). У ребенка с НПОЗ отмечается достаточный словарный запас слов, умение правильно строить предложения (согласовывая в них слова), достаточно четкая, несмазанная речь (несмотря на неправильное произношение отдельных звуков).
Нарушение звукового оформления речи обусловлено недостаточной сформированностью или нарушением артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков: искаженное произношение звука (когда по звучанию звук похож на норму, но произносится «нечисто» (например, звук [с] может произноситься в положении кончика языка не за зубами, а между зубами; звук [ш] может произноситься не поднятием языка в форме «чашечки» к альвеолам, а выдохом в зубы, с раздуванием щек; звук [р] может произноситься не вибрацией кончика языка, а вибрацией мягкого неба (горловое произношение)). Отсутствие звука в речи (санки – анки, шапка – апка); замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
При этом, дети с фонетическим недоразвитием речи замечают свое неправильное произношение, стесняются неправильно сказанных слов, избегают говорить слова с трудным для произношения звуком.
Поэтому:
1. Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день;
2. Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения;
3. Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.
4. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Не перебивайте его, поправляя произношение и порядок слов.
5. Никогда не сравнивайте детей, каждый из них развивается индивидуально.
Литература
1. Власеленко, И.Т., Чиркина, Г.В. Методы обследования речи у детей [Текст]: методические рекомендации / И.Т. Власеленко, Г.В. Чиркина – М., 1996 г.
2. Галкина, С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта [Текст] С.Ф. Галкина. // Логопед – 2010 - №5
3. Елисеева, Ю.Ю. Домашний логопед [Текст]: полный справочник. / Ю.Ю. Елисеева – М., 2007 г.
4. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. [Текст] методические рекомендации / Н.С. Жукова. – М., 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей с речевыми нарушениями "Микрополяризация головного и спинного мозга"
Консультация "Микрополяризация головного и спинного мозга"...
Консультация для родителей "Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет"
В материале кратко освещаются причины речевых нарушений у детей, а также даются рекомендации родителям по предупреждению этих нарушений...
Консультация для родителей: "Какие бывают речевые нарушения?"
О речевых нарушения. Виды речевых нарушений....
Консультация для педагогов и родителей на тему: "Речевые нарушения"
Речевые нарушения.Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.(Б.М. Гриншпун, С. С. Ляпидевский, О.В. Правдина)Нарушения устной речи.1. Нарушение фонационного оформления в...
Консультация для родителей "Основные виды речевых нарушений"
Основные виды речевых нарушений...
Консультация для родителей на тему: «Речевые нарушения – это серьезно!»
Все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость - отклонен...
Консультация для родителей на тему: "Речевые нарушения и причины их возникновения".
Консультация для родителей на тему: "Речевые нарушения и причины их возникновения"....