Консультация для родителей на тему: «Речевые нарушения – это серьезно!»
консультация (подготовительная группа)
Все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость - отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное - это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, - напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_narusheniya_-_eto_serezno.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципалное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 37»
городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Консультация
для родителей на тему:
«Речевые нарушения – это серьезно!»
Подготовила: Ефремова А.Ю.
Салават 2017 г.
Все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость - отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное - это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, - напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического развития. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.
Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами.
Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, Вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка.
Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «мне некогда» - этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.
Для формирования звукопроизношения важное значение имеет моторика речевого аппарата – подвижность языка, губ. Для выработки правильных, полноценных движений существует артикуляционная гимнастика, которую вы можете выполнять вместе с ребенком перед зеркалом в игровой форме. Каждое из этих упражнений имеет свое название и дети с удовольствием будут заниматься с вами. Вот некоторые из этих упражнений:
- «Откроем воротца» - с улыбки широко открыть рот (5-10 сек.) и медленно его закрыть – 5 раз.
- «Трубочка» - губы в «трубочку», как при звуке «у» - 10-20 сек.
- «Улыбка» - оскал, видны 2 ряда зубов.
- «Трубочка, улыбка» - попеременно 5 раз.
- «Накажем непослушный язычок» - улыбка, положить широкий язычок на нижнюю губу и, пошлепывая его верхней, произносить «пя- пя -пя».
- «Блинчик» - подержать плоский, распластанный язычок на нижней губе от 5до 10 сек.
- «Качели» - улыбка, широко раскрыть рот, положить язычок на верхнюю губу, затем на нижнюю 5 раз.
- «Часики»- улыбка, выдвинуть язычок в перед , затем водить им из уголка в уголок рта «тик- так».
- «Трубочка для языка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть в верх, подуть в получившуюся трубочку 10-15 сек.
- «Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
Каждое движение проводите четко, неторопливо, сравнивайте свои действия с действиями ребенка. Гимнастика не должна надоедать ребенку, следите, чтобы он не уставал. Желательно заниматься два раза в день по 5-7 мин.
Следует обратить внимание на развитие фонематического восприятия – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию «п-б, к-г, х-к, т-д». Повторяйте с детьми парами слова, хорошо, если сможете подобрать картинки.
Бочка – почка Точка - дочка
Баня – Паня Там – дам
Башня – пашня Кость - гость
Балка – палка Кот - год
Тачка – дачка Том – дом
Попросите ребенка послушать предложения и исправить их:
- Мы построили новый том.
- У мамы маленькая точка.
- На деревьях распустились бочки.
- Возле магазина стояли пустые почки.
- В болоте квакает жапа.
- У мамы новая шупа.
Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока ребенок не усвоил разного типа предложения. Чтобы ребенок научился строить высказывания, необходимо целенаправленно учить его словам действиям, которые являются каркасом высказывания. Вовремя нужно следить за правильным порядком слов в предложении, за падежными окончаниями и предлогами. Полезно поиграть в следующие игры:
- Образуй слово во множественном числе (стол – столы) гриб, кошка, полка, кукла, собака, цветок.
- Назови ласково (нос – носик), рука, дом, книга, сад, брат, чашка, суп.
- Измени слово (входит – выходит – заходит – подходит – переходит), наливает, рисует, одевает.
- Назови слово во множественном числе (облако – облака), шар, яблоко, дерево, ухо.
- Знакомимся с предлогами (на столе – со стола, из-за стола, через стол, из - под стола), куст, мост, кровать.
Эти занятия также желательно проводить в форме игры, поддерживая постоянно интерес ребенка.
Обратите внимание на слоговую структуру слова. Слоговая структура – это количество слогов в слове и ударность. Нарушения ритмического рисунка слов сопутствует детям с проблемами речевого развития на протяжении длительного времени. Так, если по мере развития речи ребенок начинает хорошо произносить двух – и трехсложные слова, то при произнесении более сложных слов могут возникнуть трудности.
Что же делать для правильного воспроизведения ребенком слоговой структуры слова?
- Научите ребенка сочетать число хлопков с количеством слогов в слове (хлопайте):
КА – ша, ча – сы, ма – ши – на, ли – мо – ны.
- Отложите столько фишек (кубиков, пуговиц, фасолин), сколько в слове слогов.
- Покажи картинки в названии которых один слог, два слога, три, четыре.
- Прошагать столько раз, сколько слогов в слове (ли – са, зи –ма, пи – ра – ми –да).
Учите детей считать количество звуков в слове, составлять звуковую схему слов.
Такие упражнения способствуют профилактике речевых нарушений, развивают речевую моторику, способствуют правильному воспроизведению слоговой структуры, позволяют избежать ошибок на письме, формируют навыки планирования и контроля, необходимые в любой деятельности, особенно в учебной.
Если вашему ребенку нужна логопедическая помощь, не пренебрегайте консультациями специалистов, ведь чем раньше вы начнете коррекцию нарушений речи, тем быстрее достигнете результата!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей с речевыми нарушениями "Микрополяризация головного и спинного мозга"
Консультация "Микрополяризация головного и спинного мозга"...
Консультация для родителей "Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет"
В материале кратко освещаются причины речевых нарушений у детей, а также даются рекомендации родителям по предупреждению этих нарушений...
Консультация для родителей: "Какие бывают речевые нарушения?"
О речевых нарушения. Виды речевых нарушений....
Консультация для педагогов и родителей на тему: "Речевые нарушения"
Речевые нарушения.Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.(Б.М. Гриншпун, С. С. Ляпидевский, О.В. Правдина)Нарушения устной речи.1. Нарушение фонационного оформления в...
Консультация для родителей на тему «Речевые нарушения»
Назначение консультации - помочь родителям разобраться в причинах, предрасполагающих к появлению нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему: "Речевые нарушения и причины их возникновения".
Консультация для родителей на тему: "Речевые нарушения и причины их возникновения"....
Консультация для родителей на тему "Детский туризм дело серьезное"
Рекомендательный материал...