Методика развития фонематического слуха у дошкольников
методическая разработка (средняя группа)
Методы и приёмы которые могут выполнять не только специалисты, но и сами родители, на прогулке, дома для развития у детей фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nado_umet_pravilno_proiznosit_zvuki.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить”
К.С. Станиславский
Методика развития
СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Методы и приёмы которые могут выполнять не только специалисты, но и сами родители, на прогулке, дома для развития у детей фонематического слуха :
Ребенку предлагается послушать звуки за окном, во время прогулки на улице.
Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик).
Кто разговаривает? (Люди).
Кто смеется? (Девочка).
Ребенку предлагается послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни.
На столе перед ребенком располагают несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, детское пианино, металлофон. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок самостоятельно извлекает звуки из предъявленных игрушек, внимательно слушает, различает звуки. Затем ребенок отворачивается. Ребенку нужно только на слух без зрительной опоры определить, что звучит, указать на игрушку и назвать предмет. Число предметов надо увеличивать постепенно.
Перед ребенком выставляются различные предметы: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, керамическая кружка, деревянная шкатулка и другие. Взрослый карандашом несколько раз стучит по каждому предмету, пока ребенок не уловит характер звука. После этого ребенок отворачивается. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний: о металл и о дерево, потом добавляются другие варианты звучания. Затем ребенок поворачивается и указывает, какой предмет звучал.
Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. Ребенок повторяет движения и внимательно слушает. После этого ребенок отворачивается. Взрослый повторяет действия. Ребенок называет, какое действие совершает взрослый.
Перед ребенком стоят на подносе различные по форме, размеру стеклянные бокалы, до середины наполненные водой. Взрослый берет палочку и ударяет по краю бокалов. Ребенок повторяет действия и слушает, как звенят бокалы с водой. Ребенок может экспериментировать, отливая и доливая воду. Он обнаруживает, что количество воды влияет на звон.
Ребенок совместно с взрослым заполняет одинаковые и непрозрачные коробочки, например, пустые контейнеры от Киндер-сюрпризов сыпучими предметами: семечками, фасолью, солью, горохом и другими. Ребенку предлагается послушать и запомнить звучание каждого наполнителя. Ребенок должен дифференцировать коробочки по характеру шума. Это самодельное пособие из системы Марии Монтессори – Шумовые цилиндры.
Другой прием. Взрослый отхлопывает, отстукивает в бубен, проигрывает на металлофоне определенный ритмический рисунок (ритм). Ребенок прислушивается. Ему предлагается попробовать повторить. Ритмические рисунки предлагаются, начиная с простых ритмов, а далее в порядке усложнения. Например, один длинный – пауза – три коротких и другие.
Взрослый ударяет палочкой по клавишам металлофона, рождается короткая мелодия. Ребенок слушает. Взрослый передает ему молоточек и предлагает повторить или сочинить свою музыку.
Ребенок может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности. Ребенку предлагаются картинки, где названия некоторых предметов имеют схожее звучание. Взрослый называет их и просит ребенка показать на картинке. Например, покажи, где усы- уши? Где коза- коса? Где Лиза-лиса? Где ветка-клетка? Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит? Михайло Иванович – низкий голос; Настасья Петровна – голос средней высоты или Мишутка – высокий голос.
Педагог(родитель) предлагает одни и те же реплики: Кто сидел на моем стуле? Кто ел из моей чашки? Кто спал в моей постели ? Кто же был в нашем доме?
Педагог произносит в разнобой различным голосом по высоте вопросы. Если ребенок затрудняется назвать персонаж, то взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке. Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект. Педагог воспроизводит звукоподражания различным по силе голосом (громко, тихо).
Затем просят детей произнести громко или тихо как лает собака, мычит корова, кошка мяукает и т.п. Взрослый произносит один и тот же звук с изменение его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец. А – плачет, кричит девочка; А – поет певица; А – качаем малыша.
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Взрослый может читать любую «потешку», предполагающую сопровождение текста соответствующими движениями. Например, водичка – водичка, умой мое личико, умой глазки, умой ротик, умой носик, умой ушки! Ребенок должен совершать воображаемые действия руками. При наличии двигательных затруднений взрослый помогает ребенку в выполнении соответствующего действия. Далее можно давать задания на расширение пространственных представлений.
Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри на себя, потрогай свои глаза, лоб, нос, колено…». Те же упражнения проводятся на кукле, потом на картинке или на фотографии, затем на рисунке. Можно предложить упражнения с мячом, флажком и другими предметами, каждый раз называя свои действия: «Мяч вверх, мяч вниз» и т. д. Ребенок должен копировать движения. Затем ребенок может выполнять упражнения по словесной инструкции. По инструкции взрослого ребенок должен класть игрушки в коробочку, на коробочку, под коробочку, около коробочки, между коробочкой и каким-либо еще предметом, подержать над коробочкой. У ребенка далее спрашивают по картинке: « Кто под деревом? Кто на дереве? Кто рядом с деревом?» и т.д.
Ребенка просят выполнить ряд действий: «Сядь на стул». «Встань рядом со столом». «Залезь под стол». «Встань между стулом и столом» и т.д. На прогулке можно просить ребенка показывать различные предметы с использованием предлогов в, на, под, из, между, около, над.
Вот одни из самых простых пальцевых игр.
Игра 1. «Посыпаем дорожки».Предлагают ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Следует ограничить ее чем-либо, например, полосками бумаги. Посыпать надо тремя пальцами, сложив их «щепоткой», не выходя за края дорожки. Целью является развитие моторики трех пальцев, которые будут держать ручку, карандаш.
Игра 2. «Собираем грибы в лесу». Раскладывают по полу крупные разноцветные пуговицы одинакового диаметра 2-3 см. Предлагают ребенку собрать все «грибы-пуговицы на полянке». Показывают, как брать их тремя пальцами правой руки. Собранные «грибы-пуговицы» надо класть в корзинку. Необходимо проследить, чтобы ребенок собрал все «грибы-пуговицы». Эта игра способствует развитию не только тонкой моторики пальцев рук, но и улучшает внимание, приучает к аккуратности. Рекомендуется эту игру выполнять поочередно правой и левой рукой.
Игра 3. «Выловим из воды». Наливают в миску воды и бросают несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточки и т.д. Предлагают ребенку с помощью ложки выловить все предметы и сложить их в тарелку, стоящую справа от миски. Следят за тем, чтобы ребенок правильно держал ложку.
Игра 4. «Разложи по порядку». Высыпают в миску бусинки или пуговицы двух-четырех цветов. Примерно по 5-7 бусинок каждого цвета. Просят ребенка разложить бусинки в зависимости от цвета в разные тарелки.
Перекладывать бусинки надо по одной, беря их тремя пальцами. Обязательно доводят работу до конца. Этот навык очень важен, поэтому на первых порах берут меньше бусинок и большего размера.
Вот одни из самых простых заданий по подготовке руки к письму.
Предлагают рисовать вертикальные линии. Ребенок с помощью взрослых рисует карандашом или фломастером, рука ребенка должна выполнять движется сверху вниз. При рисовании горизонтальных линий, штриховки рука ребенка должна двигаться слева направо. Можно предложить рисовать на подносе с манкой вертикальные, горизонтальные линии. Широко известны приемы рисования ладошкой, пальцем, пробочкой, веревочкой, кисточкой и красками и другие. Предлагают детям рисование по контуру, по точкам, графические диктанты и многие другие задания, направленные на тренировку моторных функций рук.
Вот одни из самых простых игр по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
- Шнуровка и нанизывание фигурок на шнурок, готовых мелких бусин или различных геометрических форм и расцветок.
- Тренировка по застегиванию и растегиванию пуговиц, крючков, молний; завод механической игрушки ключом.
- Игры с конструктором, кубиками, мозаикой. Складывание матрешек. Творческие работы с помощью прищепок.
Складывание пазлов и многие другие полезные и интересные игры.
РАЗВИТИЕ СТЕРЕОГНОЗА.
Стереогноз – это умение наощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, материалу изготовления различных предметов. Это функция коры головного мозга. Для развития стереогноза можно использовать игру «Чудесный мешочек». Собирают четыре варианта «Чудесного мешочка».
Первый вариант: подбирают 3-5 шариков разной величины.
Второй вариант: подбирают 3-5 разных геометрических фигур примерно одинаковой размера, например, куб, прямоугольник, шарик, призма, овал.
Третий вариант: подбирают 3-5 кубиков одинакового размера, но разного материала. Например, из дерева, картона, металла, стекла, пластика.
Четвертый вариант: подбирают лоскутки разной ткани, но одинакового размера.
После предварительного ознакомления с содержанием «Чудесных мешочков» предлагают ребенку достать из мешочка заданную (показанную) фигурку или лоскуток ткани. При этом ребенок внутри мешочка нащупывает нужную фигурку или лоскуток без зрительного контроля.
Список литературы
Архипова Е.Ф.Логопедическая помощь детям раннего возраста. М.2015
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. С-Пб.2001
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков и звукозвукового анализа С-пб1998
ТригерР,Д.,Владимирова,Мещерякова Т.А. Я учусь писать М.1994
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н.Новгород,1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"
Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...
Развитие фонематического слуха у дошкольников
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще....
Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"
Опыт работы по теме "Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников"...
Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)
Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...
Развитие фонематического слуха у дошкольников
Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают л...
Развитие фонематического слуха у дошкольников 5-7 лет.
Материал содержит наиболее часто встречающиеся ошибки при обучении дошколников звуковому анализу....
«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...