СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИГРОТЕКИ.
консультация (старшая, подготовительная группа)
Значительно улучшить речевое развитие и более органично вписаться ребёнку с общим недоразвитием речи в социальное окружение позволяет использование специальных игр для социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СЕНТЯБРЬ 2021 год | 535.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИГРОТЕКИ
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социокультурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему представляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
У детей с речевыми нарушениями социальное развитие должным образом не формируется. Для таких детей характерно следующее: недостаточная общительность, неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи, снижение подражательной деятельности, самостоятельности, низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, неустойчивость внимания, сниженный уровень мотивации, повышенная психическая истощаемость, утомляемость, нарушения поведения. В условиях общего недоразвития речи необходимые речевые контакты, включаемые в деятельность ребенка, сводятся к минимуму. Своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Поэтому у таких детей необходимо целенаправленно и вовремя формировать социальное развитие.
Значительно улучшить речевое развитие и более органично вписаться ребенку с общим недоразвитием речи в социальное окружение позволяет использование специальных игр для социализации.
В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству формирования речи и коррекции социальных отклонений личности. Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры ребенок обучается, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющие дети, с помощью взрослых, силой своего воображения создают около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих способностей.
Игра – самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения детей, реализуются их творческие возможности.
Тем самым, игра – начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются толерантность, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценностях.
Так как игра является основной деятельностью ребенка, то создание специальных условий для развития этого вида деятельности дошкольников поможет решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательных процессов, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.
Одним из таких условий является создание в дошкольном образовательном учреждении центра игровой поддержки (игротеки). Игротека позволяет расширить жизненное пространство детей, изменять при необходимости среду и приобретать опыт общения с людьми разного возраста (взрослыми и детьми).
В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей с недоразвитием речи комлектуются новые группы. Дети переходят из одного сообщества в другое. Более эффективно адаптироваться к новым условиям, к новому коллективу, развить определенные навыки социализации им поможет посещение игротеки. А специальные программы помогут формированию социальных, игровых, учебных навыков, что является дополнительным условием для осуществления более эффективного перехода детей 6-7 лет из дошкольного детства к школьному обучению.
Иногда в группе детского сада нет возможностей для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации. Отдельное пространство со специально организованными зонами поможет помочь ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями.
В поведении многих детей с общим недоразвитием речи отмечаются: замкнутость, тревожность, стеснительность, недоверие, в группе наблюдалась разрозненность отношений, слабые коллективистские связи. Ребята часто ссорятся, применяя физическую силу, испытывают трудности во взаимоотношениях друг с другом.
Для таких детей необходимо организовывать игры, направленные на знакомство, установление доверительных отношений, раскрепощение детей, на формирование культуры поведения, поддержание положительного эмоционального фона, на развитие их коммуникативных навыков и снижение уровня агрессии, на сотрудничество, сплочение коллектива, внимание, расслабление, создания положительного настроения.
Вот некоторые игры, применяемые в работе с детьми с общим недоразвитие речи, помогающие их социально адаптировать:
1. Игра «Ласковые шаги»
Цель: формирование гуманистических убеждений.
Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии 10 – 12 шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
2. Игра «Путаница»
Цель: поддержание группового единства.
Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей.
3. Игра «Скала»
Цель: сплочение и взаимовыручка.
Ход игры: Команда в полном составе выстраивается на бревне в ряд. Спереди и сзади – «бездонная пропасть». Каждый член команды по очереди перемещается из одного конца бревна в другой таким образом, чтобы тот, кто в начале игры стоял последним, в результате оказался первым.
4. Игра «Вопрос соседу»
Цель: развитие внимания и сосредоточенности.
Все садятся в круг, ведущий – в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например, «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Кто твой лучший друг?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.
5. Игра «Проведи слепого»
Цель: Сплочение коллектива.
Каждая группа выбирает одного человека, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа проводит игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.
6. Игра «День рождения»
Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать обиды, снять разочарование.
Выбирается именинник. Все дети «дарят» ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что при применении игровых технологий в работе с дошкольниками с ОНР, необходимо учитывать их индивидуальные особенности. И в соответствии с этим подобрать игры определенной направленности, нацеленные на конструирование социально полезных качеств и уменьшение степени интенсивности поведенческих реакций негативного характера. При этом игры помогающие детям формировать речевые навыки и социально адаптироваться, должны проводиться регулярно.
Применяя в работе с детьми различные виды игровых технологий, педагоги тем самым способствуют привитию детям социльного опыта и адаптации в детском саду, а в дальнейшем результаты этой педагогической деятельности станут базисом для успешной социальной интеграции ребенка в школе. Игра – это особый вид деятельности, воспитательный потенциал которой очень велик. Игра не только воспитывает, но и помогает ребенку расслабиться, активизирует его личностный потенциал. Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации. И самое главное при всем этом не потерять доверие детей, быть всегда с ними корректным и искренним. Разделять их радости, успехи, показывать образец грамотной речи.
Интернет-ресурс: http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/242-sotcialno-lichnostnoe-razvitie-doshkolnikov-s-onr.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы » Опыт работы.
Из опыта работыпо теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы »...
Работа над силой голоса у детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.
"Работа над изменением силы голоса" является одной из составных частей раздела просодики, который в свою очередь является одним из компоненртов развития речи. В работе даны краткие определения п...
Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...
Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС.
В выступлении представлена система планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи в условиях ФГОС...
К вопросу о социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрен понятийный аппарат социальной компетентности, приводится обоснование необходимости формирования социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ключевые с...
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС....
Развитие лексики детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения
Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние...