ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья
Выступление на тему "ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР-Д/С «СКАЗКА»
ОП «ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА ТЕМУ
«ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
В ВОПРОСЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовил воспитатель первой кв. категории
Подгорнова Л.С.
2018г
Без дружеского взаимодействия, без тонкого
взаимопонимания педагога и родителей,
детского сада и семьи невозможно
счастье ребенка, жизнь его может лишиться
радости, а без этого нет детства.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей.
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады и лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания ,некоторые родители могут получить необходимую информацию через интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессимптомно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт семейного чтения и т.д.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.
Работа по сотрудничеству с родителями складывалась не просто. Родители без особого интереса и желания принимали участие в совместных мероприятиях, посещаемость родительских собраний оставляла желать лучшего. Ситуацию нужно было менять. Благодатной темой для установления тесного сотрудничества семьёй явилось нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Ведь работу в этом направление нельзя реализовать в полном объёме без тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Система работы с родителями
в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический. Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями, как:
Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй, родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками данной встречи. К собраниям организуются выставки детских рисунков, фотовыставки, записываются высказывания детей – всё это привлекает внимание родителей, они видят заинтересованность педагогов д/с в их участие и отвечают взаимностью.
Немаловажную роль играет печатная информация. Она способствует закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является и подготовительным этапом к проведению родительского собрания, семинара, деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в памятках и консультациях.
Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации. Ни каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение (это и результаты диагностики, и индивидуальные особенности ребёнка, и решение определённой ситуации в конкретной семье и др.) и тут на помощь приходят индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со стороны педагогов, видят желание помочь им.
Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны:
Традицией детского сада стало организация Дней открытых дверей. Родители посещают занятия, заполняют анкеты, пишут отзывы и пожелания, рассказывают о своей семье. А так как в наш детский сад ходят дети разных национальностей, то и знакомим детей мы не только с культурой русского народа, но и с обычаями, традициями народов других национальностей. В этом, несомненно, помогают родители: в дни открытых дверей родители приходят и рассказывают детям о том, где они родились, какой они национальности, демонстрируют предметы своей национальной одежды, быта, угощают блюдами национальной кухни. Всё это способствует воспитанию уважения к представителям разных национальностей, воспитывает чувство толерантности, расширяет детский кругозор.
В каждом детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы. Также родители участвуют в совместных театральных постановках, играх, праздниках «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Мамин праздник» и другие. Такие виды совместного досуга объединяют детей и взрослых.
В дошкольном возрасте детей привлекают любые новые и необычные знания. Поэтому мы проводим экскурсии-знакомства с профессиями родителей: водим детей на почту, в магазин, в школу, в аптеку. Мамы-экскурсоводы с увлечением рассказывают о своей работе. Эти встречи воспитывают уважение к труду взрослых, обогащают детское восприятие.
Педагоги и родители помогают детям увидеть и понять красоту и величие родного края – это даёт им возможность ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к своей малой Родине.
Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформлении предметно-развивающей среды детского сада. Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является знакомство с семейным фотоальбомом. В таких альбомах представлены семейные фотографии, рисунки детей и взрослых, стихи, рассказы о семье. Листая подобный альбом, ребёнку несомненно вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов может быть разнообразна: «Моя семья», «Гордость нашей семьи», «Папы разные нужны, папы всякие важны», «Они сражались за Родину» и др. Так же родители составляют древа своей родословной, делают подборки старинных слов, загадок, потешек, народных игр.
Особое место занимают выставки, проводимые в д/с. Это выставки совместного творчества («В гостях у сказки», «Мама, папа, я – дружная семья!», «Бабушкин сундучок!», «Осенний калейдоскоп» и др.). Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Это и начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.
В решении этой задачи помогают и фотовыставки («Моя семья», «Наши Защитники»). Дети с удовольствием не только показывают фотографии своих родственников, но и рассказывают, чем они вместе занимаются, как проводят выходные дни, делятся своими чувствами и переживаниями.
Во многих семьях хранятся вещи, которые дороги нам как память о родных людях, передаются из поколения в поколение и имеют свою историю.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Реализация данной системы работы ДОУ по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса, верными помощниками педагогов.
Литература:
1.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. Москва. Творческий Центр СФЕРА. 2009г.
2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Москва. АРКТИ.2003г.
3.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Москва. Творческий Центр СФЕРА. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Взаимосвязь ДУ и семьи по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ЦТНР
выступление на педсовете...
«Повышение компетентности педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию через взаимодействие с социумом»
В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентнос...
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. В программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с различными...
Педагогический социально-значимый проект «Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки старших дошкольников через работу родительского клуба «Ступеньки к школе»
Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей....
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
«Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
В данной статье раскрыт опыт создания системы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....