МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
методическая разработка
Для эффективного и грамотного воспитания детей в настоящее время нужно использовать единые методы воздействия на ребенка всеми участниками образовательного и воспитательного процесса, учитывать особенности возраста и личности каждого ребенка. Отмечается резкое ограничение общения семей с социумом, миром, который окружает, природой, что оказывает отрицательное воздействие на формирование процессов познания и речи, двигательную активность детей.
Одним из социально-педагогических средств в гармонизации детско-родительских отношений и эффективности взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования является организация клубной деятельности. Преимущество этой формы работы состоит в том, что совместно общаясь, родители учатся эффективно взаимодействовать с ребенком, использовать эффективные, имеющие значения для этого возраста формы и способы взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_klub_kak_sredstvo_garmonizatsii_detsko.docx | 45.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Одним из социально-педагогических средств в гармонизации детско-родительских отношений и эффективности взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования является организация клубной деятельности. Преимущество этой формы работы состоит в том, что совместно общаясь, родители учатся эффективно взаимодействовать с ребенком, использовать эффективные, имеющие значения для этого возраста формы и способы взаимодействия. Далее мы рассмотрим пример организации родительского клуба «Я, семья и детский сад».
Цель родительского клуба: создать систему личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи.
Задачи родительского клуба:
- Налаживание взаимных действий работников дошкольного учреждения и родителей, создание условий общих интересов, эмоциональной помощи, взаимного доверия, взаимной поддержки.
- Повышение педагогического просвещения родителей, изучение и обобщение позитивного опыта воспитания в семье.
- Создание схемы сотруднических отношений с семьями воспитанников, включающей нетрадиционные формы взаимных действий с семьей.
- Разработка совместного взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах развития физических, музыкальных способностей, речи дошкольников.
- Приобщение родителей к активному участию в жизни детей, группы и детского сада путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы.
Принципы деятельности:
- Принцип позитивности: создать поддерживающую, доброжелательную обстановку помощи, сотрудничества.
- Принцип духовности: способствует установлению связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни.
- Принцип индивидуального подхода: максимально учитывать особенности психологии и индивидуальности жизненного опыта каждого родителя.
- Принцип развития и саморазвития личности: активизировать творческие возможности, способности участников клуба к самопознанию и самосовершенствованию.
Условия работы родительского клуба:
- Участие в родительском клубе является добровольным.
- Необходимо учитывать заинтересованность все членов клуба при составлении плана и содержания заседаний клуба.
- Подбирать необходимый материал по теории и практике воспитания с опорой на запросы и пожелания родителей.
Права участников родительского клуба:
Каждый член клуба имеет право на то, чтобы:
- Посещать занятия клуба.
- Свободно излагать собственную точку зрения.
- Получать проверенные сведения и специальную помощь педагогов учреждения.
Направления работы:
- Просветительское. Предоставить информацию для повышения психолого-педагогической культуры родителей; приобщать их к художественной литературе; музыке; живописи.
- Практически-действенное. Повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела; способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания), создавать условия для реализации собственных идей.
Прогнозируемый результат:
- для детей: формирование творческих и интеллектуальных способностей; чувства комфортности в мире взрослых и сверстников; спокойное, жизнерадостное, радостное душевное состояние детей в продолжение дня; благоприятное формирование отношений в коллективе детей, умения в позитивном общении с ровесниками.
- для родителей: возможности понимать мнения своих детей и эмоционально-нравственной сферы; овладение сведениями об отличительных свойствах и средствах общения с ребенком соответственно возрасту; упрочение взаимосвязи воспитанников, родителей и воспитателей; ликвидация трудностей в отношениях с ребенком;
- для педагогов: включение нетрадиционных форм работы с семьей; налаживание отношений партнерства и взаимопомощи между ДОУ и семьей.
Занятия в клубе проводится на территории дошкольного учреждения в одной из групп один раз в месяц. Занятия продолжается 30-40 минут, потому что такая длительность занятия имеет большое значение, так как посещения родителей имеют лимит во времени по ряду причин. Довольно разнообразный объемный материал, который сообщается в непродолжительный период времени, вызывает заинтересованность родителей и лучшее усвоение.
Темы занятий общего родительского клуба составляются педагогом дошкольного учреждения, однако они могут претерпевать изменения по пожеланиям и запросам отдельных родителей. С этой целью в коридоре группы располагается «Ящик вопросов», в который родители помещают свои запросы по проблемам и вопросам, которые их интересуют в настоящее время. Затем воспитатель задолго до предстоящей встречи собирает все заявки родителей, проводит их анализ, выявляет наиболее актуальный вопрос, который волнует большинство родителей. В пределах конкретной группы тему, которую необходимо обсудить, выбирает сам педагог, исходя из проблем группы, но непременно принимает во внимание пожелания каждого родителя.
Занятия в клубе включают в себя следующие элементы:
1. Приветствие. Данный структурный элемент помогает формировать положительный интерес и сплачивать группу.
2. Разминка. Этот структурный элемент помогает снятию эмоционального напряжения, создает благоприятную атмосферу, формирует внутреннее устойчивое и доверительное отношение.
3. Основная часть. На этом этапе занятия осуществляется решение цели и задач, которые были поставлены. На этом этапе используются различные психологические упражнения и приемы, включаются в продуктивную деятельность.
4. Рефлексия занятия. На этом этапе родители оценивают проведенное заседание по критериям: является ли интересным, продуктивным, полезным, оправдавшим надежды и ожидания взрослых. Родители говорят о своих переживаниях (о самочувствии на занятии).
5. Прощание. Помогает формировать чувство цельности и завершения заседания, эмоционально сплачивать группу.
Каждое заседание включает две части.
1-й часть - работа с родителями. Структура:
- Приветствие. Воспитатель сообщает тему занятия и главные элементы заседания, старается вызвать интерес у родителей.
- Мини-лекция – включает элементы сведений по теории темы заседания. Интересующая информация изучается в ходе работы клуба.
- Практические упражнения, приемы, тесты, методики. Родители работают индивидуально и коллективно, обсуждают в группе.
- Различную информацию (буклеты, тесты) родители получают для ознакомления дома. Это способствует запоминанию темы и конкретного содержания заседания клуба, обсуждению интересующих вопросов в кругу семьи, родители рассказывают остальным членам семьи о своих ощущениях от встречи и опыте, который приобрели в процессе участия в занятии.
- Вопрос-ответ. Родители могут задать интересующие их вопросы по ходу встречи, воспитатель квалифицированно отвечает на них.
- Обратная связь. Участники занятия сообщают о своих впечатлениях, эмоциях, что нового и полезного узнали для себя, как смогут использовать его в своей практике.
Чтобы реализовать сотруднические взаимодействия, необходимо организовать общую деятельность: родители не пассивно наблюдают, а активно участвуют в проведении занятий.
Методы, чтобы активизировать интерес и участие родителей: связь с представлениями из личного опыта; вызывать заинтересованность и пожелания активного участия в рассмотрении и разборе информации, которую предлагает педагог. Можно задавать вопросы членам клуба по теме заседания, поставить проблемные вопросы, обсуждать различные мнения и т.п.
Чтобы повысить интерес взрослых, значение таких заседаний клуба разработали серию памяток, что помогает лучше осмыслить и усвоить предложенный материал.
2-я часть - совместные занятия с дошкольниками проходят в форме игровых ситуаций в разных формах деятельности (рисование, лепка, речевые и спортивные игры, театрализованные игры.).
Тематический план занятий родительского клуба «Я, семья и детский сад»
Дата | Форма | Цель | Содержание |
сентябрь | Круглый стол «Добро пожаловать» | Цель: определение направления деятельности клуба, выявление важных тем, возможностей участников клуба. | 1.Анкетирование «Что хранит ваша память о детстве?». 2.Беседа «Что значит общаться?» (психолог). 3.Выставка рисунков «Семья глазами ребенка». 4.Фотостенд «Пока мамы нет дома» (родители). 5.Чаепитие. |
октябрь | Марафон «Коли семья вместе, то и душа на месте» | Цель. Обмен опытом воспитания в семье | 1.Беседа «Эмоциональное самочувствие дошкольника в семье» (по результатам проведенных методик). 2.Выставка рисунков детей «Прочти детские эмоции!» (воспитатели). 3.Обмен мнениями о воспитании в семье бабушек, дедушек, мам и пап. 4.Семейные портреты «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» (родители). 5.Совместный досуг «День семьи». |
ноябрь | Гостиная «Семья сильна традициями» | Цель. Оказать помощь родителям в осознании значения традиций семьи в воспитании детей | 1.Фотовыставка «Из поколения в поколение» (родители). 2.Рассказы о реликвиях в семье (родители, воспитатели). 3.Поэтическая страница «Сияют дни своей красой». Чтение любимых стихов (дети). 4.Обмен мнениями «Семейные традиции, какие они?» 5.Рассказ о традиционных украшениях жилища (воспитатели). 6.Практическая часть. Развлечение «Бабушкины посиделки». |
декабрь | Практикум «Праздник в кругу семьи» | Цель. Оказание практической помощи в подготовке и проведении праздника в домашних условиях | 1.Рассказ «Праздник елки на Руси» (педагог). 2.Консультация «В лесу родилась елочка (из истории песни)» (музыкальный руководитель). 3.Практикум по изготовлению игрушек, поделок, оформлению комнаты (педагог). 4.Практикум проведения игр с детьми в домашних условиях «Минуты тихих игр» (педагог). |
январь | Дискуссия-размышление «Литературная мозаика» | Цель. Убеждение родителей в необходимости и значении книги в моральном воспитании детей. | 1.Роль слова-обращения к ребенку в усвоении моральных норм (воспитатель). 2.Из опыта общения в семье «Место книги в нашем доме» (родители). 3.«Говорят дети». 4.Великие люди о своем детстве (цитаты). 5.Совместный досуг «В гостях у сказки». |
февраль | Семинар-практикум «Воспитание культуры здоровья детей» | Цель. вовлечение родителей в оздоровление детей, приобщение членов семьи к здоровому образу жизни. | 1.Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей. 2.Советы врача «К здоровью без лекарств!» (врач-педиатр). 3.Показ фрагмента занятия по физическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Заяц-хваста» (видеозапись). 4.Обучение родителей приемам и методам оздоровления: дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные формы закаливания (руководитель по физическому воспитанию). 5.Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья!». |
март | Дискуссия «Посеешь привычку - пожнешь характер» | Цель. Оказание помощи родителям в понимании процесса формирования личности ребенка и его характера; способствование формированию в семье отношений дружбы между ее членами | 1.Обсуждение вопроса «Что такое привычка?» (родители и воспитатели). 2.Консультация «Наши привычки - это привычки наших детей» (психолог). 3.Видеозапись с ответами детей на вопросы: «Почему я хочу быть похожим на папу и маму?», «Чем я больше всего люблю заниматься?». 4.Обыгрывание проблемных ситуаций «Вредные и полезные привычки». |
апрель | Тематическая встреча «Что такое детская тревожность?» | Цель. Сообщение о защите дошкольников от неоправданных наказаний; научение родителей помощи своему ребенку справляться с собственными страхами. | 1.Рассказы детей из личного опыта «Что или кого я боюсь?» 2.Беседа «Их воспитал телевизор» (педагог). 3.Опросник для родителей «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (психолог). 4.Ознакомление родителей с результатами тестирования «Детская тревожность» (психолог). 5. Коррекционное занятие на разрядку агрессивных импульсов «Пчелка» (педагог). |
май | Круглый стол «Вкусная и здоровая пища каждый день» | Цель. Привитие желания здорового образа жизни; предоставление возможности обмена мнениями о здоровом питании, о влиянии витаминов в жизни людей. | 1.Советы родителям «Предупреждение весеннего авитаминоза» (медсестра). 2.Обмен мнениями «Что значит правильно питаться?». 3.Показ интегрированного занятия «Овощи и фрукты - полезные продукты» (педагог). 4.Праздничный стол (кулинарные секреты от членов семьи). |
июнь | Тематическая встреча «Береги бесценный дар» (права ребенка) | Цель. Повышение уровня правовой культуры родителей. | 1.Обмен мнениями «Моя детская обида, которую я до сих пор помню» 2. Блиц-опрос «Знаем ли мы права ребенка?» 3. Сообщение об основных документах, которые гарантируют соблюдение прав детей (педагог) 4.Работа с памятками «Наказывая, подумай: зачем?»; 5.Игра «Волшебный сундучок» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно – методическая разработка, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия проект "Мы такие разные"
АннотацияСовременного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки з...
Методическая разработка родительского собрания в средней группе на тему: "Поговорим о правах детей". Форма проведения: "Родительский клуб".
Познакомить родителей с нормативно - правовыми документами в области защиты прав детей. Повысить уровень правовых знаний родителей, познакомить с требованиями образовательной программы к уровню знаний...
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."
Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Методическая разработка "Родительский клуб, как эффективная форма развития познавательно-речевого потенциала детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
опыт работы педагогов группы компенсирующей направленности с родителями, через создания клуба "Я с тобой"...
Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"
Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...
Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"
Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...