МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ
методическая разработка

Кремова Анастасия Владимировна

Для эффективного и грамотного воспитания детей  в настоящее время нужно использовать единые методы воздействия на ребенка всеми участниками образовательного и воспитательного процесса, учитывать особенности возраста и личности каждого ребенка.  Отмечается резкое ограничение общения семей с социумом, миром, который окружает, природой, что оказывает отрицательное воздействие на формирование процессов познания и речи, двигательную активность детей. 

Одним из социально-педагогических средств в гармонизации детско-родительских отношений и эффективности взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования является организация клубной деятельности. Преимущество этой формы работы состоит в том, что совместно общаясь, родители учатся эффективно взаимодействовать с ребенком, использовать эффективные, имеющие значения для  этого возраста формы и способы взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_kak_sredstvo_garmonizatsii_detsko.docx45.68 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Одним из социально-педагогических средств в гармонизации детско-родительских отношений и эффективности взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования является организация клубной деятельности. Преимущество этой формы работы состоит в том, что совместно общаясь, родители учатся эффективно взаимодействовать с ребенком, использовать эффективные, имеющие значения для  этого возраста формы и способы взаимодействия.  Далее мы рассмотрим пример организации родительского клуба «Я, семья и детский сад».

Цель родительского клуба: создать систему личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи.

Задачи родительского клуба:

  1. Налаживание взаимных действий работников дошкольного учреждения  и родителей, создание условий общих  интересов, эмоциональной помощи, взаимного доверия, взаимной поддержки.
  2. Повышение педагогического просвещения родителей, изучение и обобщение позитивного опыта воспитания в семье.
  3. Создание  схемы сотруднических отношений с семьями воспитанников, включающей нетрадиционные формы взаимных действий с семьей.
  4. Разработка  совместного  взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах развития физических, музыкальных способностей, речи дошкольников.
  5. Приобщение родителей к активному участию в жизни детей, группы и детского сада путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы.


Принципы деятельности:

  1. Принцип позитивности: создать поддерживающую, доброжелательную обстановку помощи, сотрудничества.
  2. Принцип духовности: способствует установлению связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни.
  3. Принцип индивидуального подхода: максимально учитывать особенности психологии и индивидуальности жизненного опыта каждого родителя.
  4. Принцип развития и саморазвития личности: активизировать  творческие возможности, способности участников клуба к самопознанию и самосовершенствованию.

Условия работы родительского клуба:

  1. Участие в родительском клубе является добровольным.
  2. Необходимо учитывать заинтересованность все членов клуба при составлении плана и содержания заседаний клуба.
  3. Подбирать необходимый материал по теории и практике воспитания с опорой на запросы  и пожелания родителей.

Права участников родительского клуба:

Каждый член клуба имеет право на то, чтобы:

  1. Посещать занятия клуба.
  2. Свободно излагать собственную точку зрения.
  3. Получать проверенные сведения и специальную помощь педагогов учреждения.

Направления работы:

  • Просветительское. Предоставить информацию для повышения психолого-педагогической культуры родителей; приобщать их к художественной литературе; музыке; живописи.
  • Практически-действенное. Повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела; способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания), создавать условия для реализации собственных идей.

Прогнозируемый результат:

  • для детей: формирование творческих и интеллектуальных способностей; чувства комфортности в мире взрослых и сверстников; спокойное, жизнерадостное, радостное душевное состояние детей в продолжение дня; благоприятное формирование отношений в коллективе детей, умения в позитивном общении с ровесниками.
  • для родителей: возможности понимать мнения своих детей и эмоционально-нравственной сферы; овладение сведениями об отличительных свойствах и средствах общения с ребенком соответственно возрасту; упрочение взаимосвязи воспитанников, родителей и воспитателей; ликвидация трудностей в отношениях с ребенком;
  • для педагогов: включение нетрадиционных форм работы с семьей; налаживание отношений партнерства и взаимопомощи между ДОУ и семьей.

Занятия в клубе проводится на территории  дошкольного учреждения в одной из групп один раз в месяц. Занятия продолжается 30-40 минут, потому что такая длительность занятия имеет большое значение, так как посещения родителей   имеют лимит во времени по ряду причин. Довольно разнообразный объемный материал, который сообщается в непродолжительный период времени,  вызывает заинтересованность родителей и лучшее усвоение.

Темы  занятий общего родительского клуба составляются педагогом дошкольного учреждения, однако они могут претерпевать изменения по пожеланиям и запросам отдельных родителей. С этой целью в коридоре группы располагается  «Ящик вопросов», в который родители помещают свои запросы по проблемам и вопросам, которые их интересуют в настоящее время. Затем воспитатель задолго до предстоящей встречи собирает все заявки родителей, проводит их анализ, выявляет наиболее актуальный вопрос, который волнует большинство родителей. В пределах конкретной группы тему, которую необходимо обсудить, выбирает сам педагог, исходя из проблем группы, но непременно  принимает во внимание пожелания каждого родителя.

Занятия в клубе включают в себя следующие элементы:

1. Приветствие. Данный структурный элемент помогает формировать положительный  интерес и сплачивать  группу.

2. Разминка. Этот структурный элемент помогает снятию эмоционального напряжения, создает благоприятную атмосферу, формирует внутреннее устойчивое и доверительное отношение.

3. Основная часть. На этом этапе занятия осуществляется решение цели и задач, которые были поставлены.  На этом этапе используются различные психологические упражнения и приемы, включаются в продуктивную деятельность.

4. Рефлексия занятия. На этом этапе родители оценивают проведенное заседание по критериям: является ли интересным, продуктивным, полезным, оправдавшим надежды и ожидания взрослых. Родители говорят о своих переживаниях (о  самочувствии на занятии).

5. Прощание. Помогает формировать чувство цельности и завершения заседания, эмоционально сплачивать группу.

Каждое заседание включает две части.

1-й часть - работа с родителями. Структура:

  • Приветствие. Воспитатель сообщает тему занятия и главные элементы заседания, старается вызвать  интерес у родителей.
  • Мини-лекция – включает элементы сведений по теории темы заседания. Интересующая информация изучается в ходе работы клуба.
  • Практические упражнения, приемы, тесты, методики. Родители работают индивидуально и коллективно, обсуждают в группе.
  • Различную информацию (буклеты, тесты) родители получают для ознакомления дома. Это способствует запоминанию темы и конкретного содержания заседания клуба, обсуждению интересующих вопросов в кругу семьи, родители рассказывают остальным членам семьи о своих ощущениях от встречи и  опыте, который приобрели в  процессе участия в занятии.
  • Вопрос-ответ. Родители могут задать интересующие их вопросы по ходу встречи, воспитатель квалифицированно отвечает на них.
  • Обратная связь. Участники занятия сообщают о своих  впечатлениях, эмоциях, что нового и полезного узнали для себя, как смогут использовать его в своей практике.

Чтобы реализовать сотруднические взаимодействия, необходимо организовать общую деятельность: родители не пассивно наблюдают, а активно участвуют в проведении занятий.

Методы, чтобы активизировать интерес и участие родителей: связь с представлениями из личного опыта; вызывать заинтересованность и пожелания активного участия в рассмотрении и разборе информации, которую предлагает педагог. Можно задавать вопросы   членам клуба по теме заседания, поставить проблемные вопросы, обсуждать различные мнения и т.п.

Чтобы повысить интерес взрослых, значение таких заседаний клуба разработали серию памяток, что помогает лучше осмыслить и усвоить предложенный материал.

2-я часть - совместные занятия с дошкольниками проходят в форме игровых ситуаций в разных формах деятельности (рисование, лепка, речевые и спортивные игры, театрализованные игры.).

Тематический план занятий родительского клуба «Я, семья и детский сад»

Дата

Форма

Цель

Содержание

сентябрь

Круглый стол «Добро пожаловать»

Цель: определение направления деятельности  клуба, выявление важных тем, возможностей  участников клуба.

1.Анкетирование «Что хранит ваша память о детстве?».

2.Беседа «Что значит общаться?» (психолог).

3.Выставка рисунков «Семья глазами ребенка».

4.Фотостенд «Пока мамы нет дома» (родители).

5.Чаепитие.

октябрь

Марафон «Коли семья вместе, то и душа на месте»

Цель.

Обмен опытом воспитания в семье  

1.Беседа «Эмоциональное самочувствие дошкольника в семье» (по результатам проведенных методик).

2.Выставка рисунков детей «Прочти детские эмоции!» (воспитатели).

3.Обмен мнениями о воспитании в семье бабушек, дедушек, мам и пап.

4.Семейные портреты «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» (родители).

5.Совместный досуг «День семьи».

ноябрь

Гостиная «Семья сильна традициями»

Цель. Оказать помощь родителям в осознании значения   традиций семьи в воспитании  детей

1.Фотовыставка «Из поколения в поколение» (родители).

2.Рассказы о реликвиях в семье (родители, воспитатели).

3.Поэтическая страница «Сияют дни своей красой». Чтение любимых стихов  (дети).

4.Обмен мнениями «Семейные традиции, какие они?»

5.Рассказ о традиционных украшениях жилища (воспитатели).

6.Практическая часть. Развлечение «Бабушкины посиделки».

декабрь

Практикум «Праздник в кругу семьи»

Цель.

Оказание практической помощи в подготовке и проведении праздника в домашних условиях

1.Рассказ «Праздник елки на Руси» (педагог).

2.Консультация «В лесу родилась елочка (из истории песни)» (музыкальный руководитель).

3.Практикум по изготовлению игрушек, поделок, оформлению комнаты (педагог).

4.Практикум проведения игр с детьми в домашних условиях «Минуты тихих игр» (педагог).

январь

 Дискуссия-размышление «Литературная мозаика»

Цель. Убеждение родителей в необходимости и значении книги в моральном воспитании детей.

1.Роль слова-обращения к ребенку в усвоении моральных норм (воспитатель).

2.Из опыта общения в семье «Место книги в нашем доме» (родители).

3.«Говорят дети».

4.Великие люди о своем детстве (цитаты).

5.Совместный досуг «В гостях у сказки».

февраль

Семинар-практикум «Воспитание культуры здоровья детей»

Цель. вовлечение родителей в оздоровление

детей, приобщение членов семьи к здоровому образу жизни.

1.Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья  детей.

2.Советы врача «К здоровью без лекарств!» (врач-педиатр).

3.Показ фрагмента занятия по физическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Заяц-хваста» (видеозапись).

4.Обучение родителей приемам и методам оздоровления: дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные формы закаливания (руководитель по физическому воспитанию).

5.Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья!».

март

Дискуссия «Посеешь привычку - пожнешь характер»

Цель. Оказание помощи родителям в понимании процесса формирования личности ребенка и его характера; способствование формированию в семье отношений дружбы между ее членами

1.Обсуждение вопроса «Что такое привычка?» (родители и воспитатели).

2.Консультация «Наши привычки - это привычки наших детей» (психолог).

3.Видеозапись с ответами детей на вопросы: «Почему я хочу быть похожим на папу и маму?», «Чем я больше всего люблю заниматься?».

4.Обыгрывание проблемных ситуаций «Вредные и полезные привычки».

апрель

Тематическая встреча «Что такое детская тревожность?»

Цель. Сообщение о защите дошкольников  от неоправданных наказаний; научение родителей помощи своему ребенку справляться с собственными страхами.

1.Рассказы детей из личного опыта «Что или кого я боюсь?»

2.Беседа «Их воспитал телевизор» (педагог).

3.Опросник для родителей «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (психолог).

4.Ознакомление родителей с результатами тестирования «Детская тревожность» (психолог).

5. Коррекционное занятие на разрядку агрессивных импульсов «Пчелка» (педагог).

май

Круглый стол «Вкусная и здоровая пища каждый день»

Цель. Привитие желания здорового образа жизни; предоставление возможности обмена мнениями о здоровом питании, о  влиянии витаминов в жизни людей.

1.Советы родителям «Предупреждение весеннего авитаминоза» (медсестра).

2.Обмен мнениями «Что значит правильно питаться?».

3.Показ интегрированного занятия «Овощи и фрукты - полезные продукты» (педагог). 4.Праздничный стол (кулинарные секреты от членов семьи).

июнь

Тематическая встреча «Береги бесценный дар» (права ребенка)

Цель. Повышение уровня правовой культуры родителей.

1.Обмен мнениями «Моя детская обида, которую я до сих пор помню»

2. Блиц-опрос «Знаем ли мы права ребенка?»

3. Сообщение об основных документах, которые гарантируют соблюдение прав детей (педагог)

4.Работа с памятками «Наказывая, подумай: зачем?»;

5.Игра «Волшебный сундучок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно – методическая разработка, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия проект "Мы такие разные"

АннотацияСовременного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки з...

Методическая разработка родительского собрания в средней группе на тему: "Поговорим о правах детей". Форма проведения: "Родительский клуб".

Познакомить родителей с нормативно - правовыми документами в области защиты прав детей. Повысить уровень правовых знаний родителей, познакомить с требованиями образовательной программы к уровню знаний...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

Методическая разработка "Родительский клуб, как эффективная форма развития познавательно-речевого потенциала детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

опыт работы педагогов группы компенсирующей направленности с родителями, через создания клуба "Я с тобой"...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...