Методическая разработка "Родительский клуб, как эффективная форма развития познавательно-речевого потенциала детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Колбасова Наталья Владимировна

опыт работы педагогов группы компенсирующей направленности с родителями, через создания клуба "Я с тобой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка584.81 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс для воспитателей и специалистов ДОУC:\Users\Павлик\Desktop\еорнотт.png

на лучшую публикацию «Творческий воспитатель-2020».

«Родительский клуб, как эффективная форма  развития познавательно-речевого потенциала детей с ОВЗ  

в условиях реализации ФГОС ДО».

Колбасова Наталья Владимировна,

воспитатель, МБДОУ № 104

Торутанова Светлана Евгеньевна,

педагог-психолог, МБДОУ № 104C:\Users\Павлик\Desktop\глукеопн.png

Ульяновск, 2020 г.

         В соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования воспитание  и образование дошкольников должно обеспечить формирование основ социальной и жизненной адаптации ребёнка, развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека, развивать потребность в реализации собственных творческих способностей.  У ребёнка  должно быть сформировано  критическое мышление; усовершенствованы навыки монологической, диалогической речи; развито умения выражать аргументированное отношение к поставленной проблеме; стремление к обобщению, анализу.  К сожалению,  выполнить эту задачу бывает трудно, так как   современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с ОВЗ. Таким детям кроме специальной коррекционной программы постоянно нужна наглядная, эмоционально-положительная поддержка, которая вызывает у ребёнка неподдельный  интерес  и желание узнавать новое и неизведанное, даже если для этого нужно прикладывать невероятные усилия.    

Эти проблемы дают о себе знать с самого раннего детства и вызывают большие трудности у детей, а самое главное у родителей, потому что ребёнок начал говорить поздно, активный словарь маленький с нарушенной слоговой структурой и искаженным звукопроизношением, понять его трудно. Впервые услышав от специалиста заключение: ребёнок  с ОВЗ, родители теряются. Часто не знают с чего начинать, не желают принимать заключение или просто хотят переложить ответственность за развитие и воспитание ребёнка на кого - то  другого. И лишь небольшой процент родителей пытается вместе со специалистами (логопедом, психологом, воспитателем) работать над проблемой. Но и самим родителям нужна квалифицированная помощь. Родители не могут определить свою роль в коррекционно-воспитательном процессе, не знают, как создать условия для обучения и самореализации ребёнка.

Для нас эта проблема всегда стояла остро, ведь мы работаем с детьми с тяжелыми нарушениями речи, поэтому мы стараемся совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения ребёнка.          Установление отношений сотрудничества  с родителями для педагога открывает  много  перспектив профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности  своей работы, активизирует творческие ресурсы, направляет на поиск новых форм работы, повышает результативность и эффективность  педагогической деятельности. Организовав в группе компенсирующей направленности  для детей с ТНР,  клуб для родителей «Я с тобой», мы даже названием клуба попытались показать родителям, что только совместная работа «специалист-ребёнок-родитель» поможет устранить проблемы ребёнка, адаптировать его к сложному миру человеческих взаимоотношений.  В тесном сотрудничестве с родителями работают учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели. В клубе мы попытались создать безопасное, понимающее пространство, где ждут любого заинтересованного человека, с любым вопросом.

 - Задали здоровый ритм работы (заседание 1 раз в месяц, консультация по мере необходимости).

 -Дали позитивный опыт взаимодействия единомышленников (родителей, родителей-детей), обеспечили индивидуальный коррекционно-педагогический подход к каждому ребёнку в соответствии с его возможностями и семейными обстоятельствами.

-Провели обучение по  коррекционно-развивающему  взаимодействия с ребёнком, по формированию эффективной родительской позиции, интереса родителей к личностному развитию ребёнка через его компенсаторные возможности, способствовали гармонизации детско-родительских отношений.

Родители,  посещающие клуб «Я с тобой» начинают  чувствовать себя более компетентными, уверенными в своих силах, знающими компенсаторные возможности своего ребёнка, что помогает родителям легко заинтересовать и увлечь своего ребёнка, находить компромисс в сложных ситуациях. Родители  понимают свою особую роль, как главных союзников педагогического коллектива в коррекционно-воспитательном процессе и становятся главными помощниками педагогов.

При выборе темы очередной встречи мы учитывали типичные проблемы дошкольников с ОВЗ и проблемы детско-родительских отношений. Встречи в клубе проходят в форме тренингов, круглых столов, ситуативных бесед с решением педагогических ситуаций, развлечений, обсуждений и презентаций опыта семейного воспитания, совместных экскурсий, мастер-классов, квестов.

          Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников является квест - игра, эта  новая форма образовательной работы и совместной деятельности  педагогов-детей-родителей. Использование квест-игр замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО, направленную на саморазвитие ребенка, как творческой личности. Родители вместе с детьми решали сложные  задачи на основе компетентного выбора  альтернативных вариантов при  реализации определенного сюжета, отгадывали загадки, тем самым осваивали новые знания, брали на себя  роли разных персонажей.

  Очень интересной и познавательной оказалась тематическая встреча с  нашими выпускниками и их родителями. За круглым столом родители  поделились проблемами, с которыми они столкнулись в школе, а сами выпускники рассказали о своей школьной жизни. Продолжением данной встречи стала «Пресс конференция» родителей и детей, сотрудников детского сада, где взрослые рассказывали о своей школьной жизни, а дети, с помощью познавательных игр, показывали свои знания. Эта диалогическая форма сотрудничества дала возможность родителям будущих первоклассников  наглядно увидеть проблемы  ребенка,  разобраться в психологии будущего первоклассника, выявить те моменты, которые тревожат родителей на этапе подготовки к школе, из «зрителей», «пассивных участников» стать «помощниками», то есть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

В век современных технологий  в клубе прошел компьютерный  всеобуч среди родителей. Родители презентовали детские компьютерные игры познавательного характера. В результате данного мероприятия в группе появилась картотека компьютерных игр.

          Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Одна из новых форм работы с родителями в клубе участие в акции «Находки войны», в ходе которой мы планируем выпустить книгу памяти участников Великой Отечественной войны нашей группы.

Мы можем с уверенностью сказать, что компетентность родителей в речевом развитии детей возросла и они могут  сказать:

  • ЗНАЮ о проблеме ребёнка!
  • ХОЧУ владеть специальными знаниями!
  • УМЕЮ реализовать эти знания!
  • МОГУ самостоятельно помочь своему ребёнку!

Литература:

1.Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.:Изд. Центр «Академия» 2012 .

2.Арнаутова Е. П. " Педагог и семья" М. 2014.

3.Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ и семьи - М Белгор., гос.ун-т 2009 .

4. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб., 2015.

5.Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями. 2002.№ 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...

Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»...

«Технологии по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (2018)

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является н...

Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС....