Методическая разработка "Родительский клуб, как эффективная форма развития познавательно-речевого потенциала детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
опыт работы педагогов группы компенсирующей направленности с родителями, через создания клуба "Я с тобой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 584.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ
на лучшую публикацию «Творческий воспитатель-2020».
«Родительский клуб, как эффективная форма развития познавательно-речевого потенциала детей с ОВЗ
в условиях реализации ФГОС ДО».
Колбасова Наталья Владимировна,
воспитатель, МБДОУ № 104
Торутанова Светлана Евгеньевна,
педагог-психолог, МБДОУ № 104
Ульяновск, 2020 г.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования воспитание и образование дошкольников должно обеспечить формирование основ социальной и жизненной адаптации ребёнка, развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека, развивать потребность в реализации собственных творческих способностей. У ребёнка должно быть сформировано критическое мышление; усовершенствованы навыки монологической, диалогической речи; развито умения выражать аргументированное отношение к поставленной проблеме; стремление к обобщению, анализу. К сожалению, выполнить эту задачу бывает трудно, так как современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с ОВЗ. Таким детям кроме специальной коррекционной программы постоянно нужна наглядная, эмоционально-положительная поддержка, которая вызывает у ребёнка неподдельный интерес и желание узнавать новое и неизведанное, даже если для этого нужно прикладывать невероятные усилия.
Эти проблемы дают о себе знать с самого раннего детства и вызывают большие трудности у детей, а самое главное у родителей, потому что ребёнок начал говорить поздно, активный словарь маленький с нарушенной слоговой структурой и искаженным звукопроизношением, понять его трудно. Впервые услышав от специалиста заключение: ребёнок с ОВЗ, родители теряются. Часто не знают с чего начинать, не желают принимать заключение или просто хотят переложить ответственность за развитие и воспитание ребёнка на кого - то другого. И лишь небольшой процент родителей пытается вместе со специалистами (логопедом, психологом, воспитателем) работать над проблемой. Но и самим родителям нужна квалифицированная помощь. Родители не могут определить свою роль в коррекционно-воспитательном процессе, не знают, как создать условия для обучения и самореализации ребёнка.
Для нас эта проблема всегда стояла остро, ведь мы работаем с детьми с тяжелыми нарушениями речи, поэтому мы стараемся совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Установление отношений сотрудничества с родителями для педагога открывает много перспектив профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности своей работы, активизирует творческие ресурсы, направляет на поиск новых форм работы, повышает результативность и эффективность педагогической деятельности. Организовав в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, клуб для родителей «Я с тобой», мы даже названием клуба попытались показать родителям, что только совместная работа «специалист-ребёнок-родитель» поможет устранить проблемы ребёнка, адаптировать его к сложному миру человеческих взаимоотношений. В тесном сотрудничестве с родителями работают учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели. В клубе мы попытались создать безопасное, понимающее пространство, где ждут любого заинтересованного человека, с любым вопросом.
- Задали здоровый ритм работы (заседание 1 раз в месяц, консультация по мере необходимости).
-Дали позитивный опыт взаимодействия единомышленников (родителей, родителей-детей), обеспечили индивидуальный коррекционно-педагогический подход к каждому ребёнку в соответствии с его возможностями и семейными обстоятельствами.
-Провели обучение по коррекционно-развивающему взаимодействия с ребёнком, по формированию эффективной родительской позиции, интереса родителей к личностному развитию ребёнка через его компенсаторные возможности, способствовали гармонизации детско-родительских отношений.
Родители, посещающие клуб «Я с тобой» начинают чувствовать себя более компетентными, уверенными в своих силах, знающими компенсаторные возможности своего ребёнка, что помогает родителям легко заинтересовать и увлечь своего ребёнка, находить компромисс в сложных ситуациях. Родители понимают свою особую роль, как главных союзников педагогического коллектива в коррекционно-воспитательном процессе и становятся главными помощниками педагогов.
При выборе темы очередной встречи мы учитывали типичные проблемы дошкольников с ОВЗ и проблемы детско-родительских отношений. Встречи в клубе проходят в форме тренингов, круглых столов, ситуативных бесед с решением педагогических ситуаций, развлечений, обсуждений и презентаций опыта семейного воспитания, совместных экскурсий, мастер-классов, квестов.
Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников является квест - игра, эта новая форма образовательной работы и совместной деятельности педагогов-детей-родителей. Использование квест-игр замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО, направленную на саморазвитие ребенка, как творческой личности. Родители вместе с детьми решали сложные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов при реализации определенного сюжета, отгадывали загадки, тем самым осваивали новые знания, брали на себя роли разных персонажей.
Очень интересной и познавательной оказалась тематическая встреча с нашими выпускниками и их родителями. За круглым столом родители поделились проблемами, с которыми они столкнулись в школе, а сами выпускники рассказали о своей школьной жизни. Продолжением данной встречи стала «Пресс конференция» родителей и детей, сотрудников детского сада, где взрослые рассказывали о своей школьной жизни, а дети, с помощью познавательных игр, показывали свои знания. Эта диалогическая форма сотрудничества дала возможность родителям будущих первоклассников наглядно увидеть проблемы ребенка, разобраться в психологии будущего первоклассника, выявить те моменты, которые тревожат родителей на этапе подготовки к школе, из «зрителей», «пассивных участников» стать «помощниками», то есть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.
В век современных технологий в клубе прошел компьютерный всеобуч среди родителей. Родители презентовали детские компьютерные игры познавательного характера. В результате данного мероприятия в группе появилась картотека компьютерных игр.
Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Одна из новых форм работы с родителями в клубе участие в акции «Находки войны», в ходе которой мы планируем выпустить книгу памяти участников Великой Отечественной войны нашей группы.
Мы можем с уверенностью сказать, что компетентность родителей в речевом развитии детей возросла и они могут сказать:
- ЗНАЮ о проблеме ребёнка!
- ХОЧУ владеть специальными знаниями!
- УМЕЮ реализовать эти знания!
- МОГУ самостоятельно помочь своему ребёнку!
Литература:
1.Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.:Изд. Центр «Академия» 2012 .
2.Арнаутова Е. П. " Педагог и семья" М. 2014.
3.Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ и семьи - М Белгор., гос.ун-т 2009 .
4. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб., 2015.
5.Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями. 2002.№ 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...
Обобщение педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии в развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Обобщение опыта работы....
Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...
Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»...
Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
консультация...
«Технологии по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (2018)
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является н...
Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС....