"Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению"
консультация (подготовительная группа)
Как оценить, готов ли ребенок к школе интеллектуально? Прежде чем мы попробуем это сделать, давайте разберемся, какова же содержательная характеристика этой самой интеллектуальной готовности. Прежде всего, это наличие широкого кругозора и запаса знаний, понимание основных закономерностей, способность выделять существенные признаки, находить закономерности, умение находить связи между явлениями, способность действовать по образцу, необходимый объем зрительной и слуховой памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_gotovnost_k_shkole.docx | 680.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Как оценить, готов ли ребенок к школе интеллектуально? Прежде чем мы попробуем это сделать, давайте разберемся, какова же содержательная характеристика этой самой интеллектуальной готовности. Прежде всего, это наличие широкого кругозора и запаса знаний, понимание основных закономерностей, способность выделять существенные признаки, находить закономерности, умение находить связи между явлениями, способность действовать по образцу, необходимый объем зрительной и слуховой памяти.
Современные дети, поступающие в школу, уже имеют некоторые знания и умения. Минимум для сегодняшнего будущего первоклассника – это прямой и обратный счет до 10, умение составить связный рассказ, читать и писать простые слова. Кроме того, ребенок должен уверенно ориентироваться в бытовых вопросах и окружающей среде: знать собственное Ф.И.О., дату рождения, домашний адрес, профессию родителей, различать цвета и оттенки, уметь ориентироваться в пространстве (право – лево, верх – низ), знать, какой сейчас день, месяц, год, называть и различать виды транспорта, растений, животных, птиц и так далее.
Чтобы проверить, достаточно ли Ваш ребенок готов к школе интеллектуально, попробуйте выполнить с ним следующие игровые упражнения.
«Назови одним словом»
Вы называете цепочку слов, например: стул, стол, шкаф, кровать, а ребенок должен сказать, как назвать все эти предметы одним словом (мебель).
Примеры цепочек:
- Помидор, редис, огурец, картошка – овощи;
- Лето, осень, весна, зима – времена года;
- Сапоги, туфли, кеды, валенки – обувь;
- Ложка, кастрюля, половник, тарелка – посуда.
- Брат, дочка, бабушка, дядя – члены семьи (семья).
«Найди лишнее слово»
Вы предлагаете ребенку цепочку слов, на этот раз ему нужно отыскать, какое из них лишнее. Обязательно спрашивайте, почему ребенок дал именно такой ответ.
Например:
- Корабль, лодка, океан, катер;
- Компьютер, скрипка, телевизор, миксер;
- Медведь, лев, еж, собака.
«Разбери на части»
Предложите ребенку разобрать на части привычные вещи. Вы называете объект, а ребенок называет, из чего он состоит.
Например:
- Дерево (ветки, корень, листья, ствол и т.д.);
- Машина (колеса, кузов, двигатель, руль, фары и т.д.);
- Дом (стены, крыша, подвал, окна и т.д.).
«Волшебник»
Предложите ребенку побыть волшебником и из одной вещи сделать несколько. Например:
Взрослый называет: | Ребенок отвечает: |
мяч | мячи |
человек | люди |
облако | облака |
дятел | дятлы |
«Словотворчество»
Покажите ребенку длинное слово и попросите составить из него много коротких. Можно устроить соревнование: кто придумает больше слов.
Например:
МЕТРОПОЛИТЕН (метр, пол, трон, метро, енот и т.д.).
«Сходство и различие»
Предложите ребенку указать сходство и различие пар слов.
Например, чем похожи и чем отличаются данные предметы:
- Книга – тетрадь;
- День – ночь;
- Голубь – самолет.
«Наоборот»
Назовите ребенку слово и попросите в ответ придумать противоположное слово по значению.
Например:
- Быстро – медленно;
- Глубокий – мелкий;
- Добро – зло.
«Составь предложение»
Назовите три слова (например, слова – предметы) и предложите ребенку объединить их в предложение (число и падеж заданных слов можно изменять).
Например:
Слова – кот, клубок, молоко. Предложение – Кот Васька любит играть с клубком и пить молоко.
Можно усложнить задачу и предложить составить как можно больше предложений из одного набора слов.
«Найди причину»
Придумайте какую – нибудь ситуацию, например: «Девочка расплакалась и ушла».
Попросите ребенка придумать как можно больше причин, почему так произошло (ее обидели, она поссорилась с подругой, ее наказала мама и т.д.).
«Узнай по описанию»
Вы называете ребенку слова – признаки, характеризующие предмет, а ребенок должен узнать его по описанию.
Например:
- Вкусный, алый, сочный (арбуз);
- Желтые, красные, осенние (листья);
- Рыжая, хитрая, ловкая (лиса).
«Летает – не летает»
Вы называете ребенку разные предметы (ласточка, парта, самолет, деревья, галка, машина, комар, страус и т.д.). Если это предмет летающий, то ребенок поднимает руки вверх, а если предмет нелетающий, то ребенок держит руки внизу.
«Графические упражнения»
- Дорисуй фигуры до конца строчки, считая клетки.
- Веди линию от точки в направлении, указанном стрелкой.
- Дорисуй по клеткам (по точкам) вторую половинку картинок.
- Дорисуй по клеткам (по точкам) вторую половинку картинок.
Графические упражнения полезны для подготовки руки ребенка к школьным письменным занятиям. Рисование карандашом по клеткам способствует приобретению навыка ориентации на листе бумаги. С этой же целью используются «Графические диктанты».
«Прослушай и повтори»
Это упражнение на развитие слуховой памяти.
Вариант 1. Предложите ребенку внимательно послушать и посчитать, сколько предметов вы назвали: стол, мама, стул, собака, карандаш, бабушка, стакан, папа, чашка, дедушка. Можно для начала предложить прослушать 5 – 7 слов, постепенно увеличивая их количество до 10.
Вариант 2. Прочитайте ребенку 10 простых слов, например: кот, дым, мыло, сыр, юла, лев, коза, дом, зима, лук и попросите повторить те, что он запомнил.
«Посмотри и запомни»
Показать ребенку картинки различных предметов в течение 1 минуты. Закрыть картинки и попросить назвать те предметы, которые ребенок запомнил.
К 7 годам ребенок должен уметь запоминать не менее 8 – 10 предложенных предметов или названных слов.
Проводя время с ребенком, вы почти всегда можете найти возможность для развития его интеллекта. Поощряйте к длинным подробным рассказам – описаниям впечатлений; при прогулках рассказывайте сами и спрашивайте ребенка о том, что видите вокруг, обсуждайте вместе спорные вопросы, проблемные ситуации. Например, можете порассуждать с ребенком на тему: может ли быть жизнь на других планетах и почему. А после рассуждения можно предложить нарисовать эту планету и придумать рассказ о ней и жителях, которые ее населяют. Учите ребенка отстаивать свое мнение, делать логические выводы и умозаключения. Не игнорируйте вопросы Вашего ребенка, но и оставляйте в ответах недоговоренность – это подстигнет мыслительную активность. Ведь познавательный интерес формируется в процессе постижения нового и является одним из показателей интеллектуально готового к школе ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.
Тесты для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....
Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению....
Тема: Коррекция и профилактика сопровождения готовности детей к школьному обучению НОД для детей старшего дошкольного возраста «Трудности дороги к знаниям».
Цель: Развитие у детей психологических предпосылок к поступлению в школу и формирование мотивационной готовности. Задачи: 1. Продолжать развивать познавательные...
Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
С целью разработки экспериментальной программы нами были отобраны такие игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об о...
Презентация "Психологическая, интеллектуальная, физическая и эмоциональная готовность детей к школьному обучению"
Презентация "Психологическая, интеллектуальная, физическая и эмоциональная готовность детей к школьному обучению" для родителей...
«Психологическая готовность детей к школьному обучению. Внимание! Дети. Здоровье ребенка в наших руках»
Протокол родительского собрания...
Факторы, влияющие на интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению...