Развитие самостоятельности у детей 2-3 лет
консультация (младшая группа)

Новицкая Анастасия Ивановна

Памятка для родителей о развитии самостоятельности у детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_11.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

            РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЁНКА 2 – 3  ЛЕТ

         В первые 3 года малыш овладевает многими навыками и привычками тем успешнее, чем аккуратнее соблюдается при этом ряд правил.

  1. Для закрепления навыков важно, чтобы все действия ребёнок выполнял в одной и той же последовательности.
  2. Действия с самого начала должны выполняться правильно (приобретённый навык очень устойчив, изменить его потом трудно).
  3. Учить ребёнка нужно терпеливо, помогая ему освоить каждое отдельное движение. Например, обучая мыть руки, надо показать, как смочить мыло, намылить руки, потереть одной рукой о другую, положить мыло на место, смыть пену, вытереть руки полотенцем, повесить его. Трёхлетнему ребёнку всё это сделать очень и очень непросто.

Приобретая навык, малыш получает возможность умело выполнять то или иное действие. Но это ещё не значит, что он будет это делать всегда, когда понадобится. Он может хорошо научиться мыть руки без посторонней помощи, но, чтобы делать это всякий раз перед едой, нужна соответствующая привычка. Привычки, как и навыки, очень устойчивы, поэтому легче предупредить дурную привычку, чем избавиться от неё.

Родители часто недоумевают, откуда у малыша берутся плохие привычки. Ведь он рождается, ничего не умея, а взрослые ничему плохому его не учат. Причина появления вредных привычек чаще всего в отсутствии целенаправленного воспитания.

НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

  1. Привычка к режиму. Если режим дня соответствует физиологическим возможностям малыша, он легко привыкает к нему, спокойно и быстро засыпает, охотно ест, у него хорошее настроение в течение дня. Значение режима велико, хотя не все родители это понимают. Правильное чередование сна и бодрствования предупреждает переутомление, способствует физическому развитию. Именно плохое настроение,  капризы объясняются недосыпанием, переутомлением. Соблюдение распорядка дня приучает малыша к организованности и дисциплине.

  1. Привычка есть самостоятельно. Возраст, когда малыш начнёт есть самостоятельно, зависит от родителей. Многие дети пытаются делать это и в год, и если им не мешают, довольно быстро осваивают все приёмы.
  2. Привычка к опрятности. Ребёнок быстро обнаруживает, что донести ложку до рта – совсем не такое простое дело. Очень скоро он устаёт от этих попыток и принимается играть с едой. Если малыш испачкался, ругать его ни в коем случае нельзя! Лучше запасти для него побольше передников и не стелить на стол скатерть, которую трудно будет отстирать.
  3. Привычка достойно вести себя за столом. Важно помнить истину: хорошие манеры появляются естественным путём. Бессмысленно требовать от ребёнка, чтобы в определённых ситуациях он говорил слова вежливости. Сначала в нём нужно воспитывать уважение, любовь к взрослым людям вообще.
  4. Привычка быть вежливым. Другое непременное условие – взрослым в семье сами должны быть вежливыми и предупредительными. Когда такой пример перед глазами изо дня в день, ребёнку легче ему подражать. Он быстро научится говорить «спасибо», «пожалуйста», здороваться и прощаться, потому что так поступают родители, и будет это делать искренне и доброжелательно.
  5. Привычка вызывать симпатию у окружающих. Если к ребёнку хорошо относятся, то и сам он будет стараться быть хорошим, захочет нравиться. И нет ничего удивительного в том, что в один прекрасный день такой ребёнок без родительской подсказки поднимет и подаст гостю обронённую им вещь, поделится конфетами с соседскими детьми, ни разу не прервёт разговаривающих взрослых.
  6. Привычка к самостоятельности. Если постоянно подавлять стремление к самостоятельности, ребёнок может вырасти пассивным, не готовым к трудностям. Самостоятельные действия малыша   всегда нуждаются в одобрении и совете взрослых. Нельзя смеяться по поводу неумелых действий: то, что нам кажется простым, от него требует немалых усилий.

     Воспитание самостоятельности тесно связано с формированием у малыша навыков и привычек самообслуживания не только за столом, но и во время умывания, одевания. Обычно это происходит в начале 2-го года жизни. Довольно быстро ребёнку удаётся раздеть себя, и он усваивает эту «технику» без труда. Затем он пробует одеться и сразу же запутывается в предметах туалета. Важно проявлять максимум такта, помогая ребёнку в самом для него «трудном деле» (застегнуть пуговицы, молнию, зашнуровать ботинки), а посильные процессы одевания предоставить ему полностью. Иногда достаточно бывает разложить одежду перед ребёнком так, чтобы он смог её сам надеть, не перепутав верх и низ. Естественно, родители должны иметь при этом терпение.  Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется на 3-м году жизни, когда ребёнок заявляет: «Я  сам!» Он уже может оказывать небольшую помощь взрослым:

  • Собрать игрушки и положить на своё место
  • Сложить книги и журналы на полку
  • Подмести пол
  • Положить салфетки, тарелки и столовые приборы на стол (в первый раз, вероятно, неправильно)
  • Собрать то, что уронил на пол во время еды
  • Вытереть своё место за столом и поставить тарелки в мойку
  • Убрать за собой
  • Убрать посуду из мойки
  • Сложить постиранную одежду и носки
  • Выбрать себе одежду на день и самостоятельно одеться

Не следует просить ребёнка расставлять бьющуюся посуду: он ещё недостаточно ловок и может нечаянно разбить тарелку. Это не только чревато травмой, но и доставит огорчение малышу, у него может пропасть желание заниматься этим в дальнейшем.  Постоянно приучайте малыша к тому, что чтобы он понимал, где игра, а где труд, и не превращал его в забаву и веселье. Если ребёнку поручили вытереть разлитую им на столе воду, нужно проследить, чтобы он выполнил задание аккуратно и старательно, а не бегал по кухне, размахивая тряпкой. Важно выработать у ребёнка стремление действовать по собственной инициативе. Этому помогает закрепление за малышом постоянных обязанностей по дому (приготовление стола к обеду, поддержание порядка в игровом уголке, кормление рыбок в аквариуме). Родители должны воспитывать в ребёнке сознание того, что он должен выполнить поручение, доверенное ему взрослыми. Так малыш учится заботиться о других, привыкает к мысли, что не всегда можно делать только то, что хочется.

             Отстранение ребёнка от каких-либо поручений, ограничение его самостоятельности воспитывают у малыша лень, равнодушие, эгоизм.

             Повседневная жизнь предоставляет много возможностей для воспитания у детей сознательности и самостоятельности. На прогулке можно обратить внимание ребёнка на  проявление этих качеств у других детей (поднял упавшую игрушку, надел шапочку, застегнул курточку), а читая книжку – у персонажей литературных произведений (зайчик сам построил избушку, дед посадил репку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной речи детей младшей логопедической группы детского сада.

Развитие речи детей в играх (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), труде и изодеятельности....

Развитие самостоятельности у детей через трудовое воспитание.

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детейнавыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личныхповседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей фор...

буклет по развитию самостоятельной деятельности детей

буклет по развитию самостоятельной деятельности детей...

Развитие самостоятельности у детей в самообслуживании

Рекомендации по развитию самостоятельности ребенка в самообслуживании....

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической т...

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды

Создание развивающего пространства для свободной самостоятельной  деятельности детей приобретает особое значение в связи с принятием  Федерального государственного образовательного стандарта...

Развитие самостоятельности у детей в условиях социально-реабилитационного центра.

В статье говорится о развитии самостоятельности у маленьких детей....