Подготовительная группа. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
методическая разработка (подготовительная группа)
Рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_elementarnyh_navykov_pisma_i_chteniya.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
НАВЫКОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
подготовительная группа
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1 В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву А мягким простым карандашом
_________________________________________________
2. Печатая каждую букву, ребенок проговаривает: «Это буква А»
- Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых
- А в начале слова (астра, автобус, аист…);
А |
- А в середине слова (грач, врач, собака…);
А |
- А в конце слова (лиса, рука, дома…);
А |
По возможности, проиллюстрируйте эти слова
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву У мягким простым карандашом
_________________________________________________
2. Печатая каждую букву, ребенок проговаривает: «Я пишу букву У»
- Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых
- У в начале слова (утка, уши, улица…);
У |
- У в середине слова (груша, суп, фрукты, туфли…);
У |
- У в конце слова (кенгуру, пишу, лежу…);
У |
По возможности, проиллюстрируйте эти слова
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву О мягким простым карандашом
_________________________________________________
2. Печатая каждую букву, ребенок проговаривает: «Кружо-ок!»
3. Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых
- О в начале слова (облако, осень, обувь, ослик…);
О |
- О в середине слова (слон, ствол, рот, нос…);
О |
- О в конце слова (пальто, ведро, колесо, кино…);
О |
По возможности проиллюстрируйте эти слова)
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву И мягким простым карандашом
_________________________________________________
2. Печатая каждую букву, ребенок проговаривает:
«Сверху вниз, наискосок, сверху вниз!»
3. Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых
- И в начале слова (Ира, ива, игрушка, игла, индюк…);
И |
- И в середине слова (малина, апельсин, пила, редиска…);
И |
- И в конце слова (петухи, такси, сухари, сапоги…);
И |
По возможности проиллюстрируйте эти слова
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву Ы мягким простым карандашом
_____________________________________________
2. Печатая каждую букву, ребенок проговаривает:
«Толстый (Ь)….тонкий (1)»
3. Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых
- Ы в середине слова (мыло, сыр, дым, дыра, мышка…);
Ы |
- Ы в конце слова (машины, ягоды, огурцы, зайцы…);
Ы |
По возможности проиллюстрируйте эти слова
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатные буквы Е Ё мягким простым карандашом
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Печатая каждую буквы, ребенок проговаривает:
«Я рисую букву Е » (4 слова – 4 элемента буквы)
3. Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых
- Е в середине слова (кепка, речка, репа, огурец…);
Е |
- Ё в начале слова (ёлка, ёжик, ёрш…);
Ё |
По возможности проиллюстрируйте эти слова
4. Приклейте любой печатный текст, в котором есть эти буквы. Попросите ребенка найти и обвести все буквы е , ё,
Напомните ребенку, что в печатном тексте Е = е; Ё = ё
Например: Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву Ю мягким простым карандашом
_____________________________________________
2. Печатая каждую букву, ребенок проговаривает:
«Я дую шарик» (3 слова – 3 элемента буквы Ю)
3. Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых
- Ю в начале слова (юла, Юра, Юля, юбка…);
Ю |
- Ю в середине слова (тюльпан, рюкзак, брюки, утюг, трюмо…);
Ю |
- Ю в конце слова (пою, рисую, мою…)
Ю |
4. Приклейте любой печатный текст (предложение, стихи), в котором есть эта буква. Попросите ребенка найти и обвести все буквы Ю красным карандашом, У - оранжевым или розовым.
Юля поливает огурцы. Осенью она соберет урожай…
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву Я мягким простым карандашом
_____________________________________________
2. Печатая каждую букву, ребенок проговаривает:
«Ножка слева моя – вот какая буква Я!»
3. Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых:
- Я в начале слова (ягода, ящерица, яблоко, якорь, ящик…);
Я |
- Я в середине слова (моряк, мяч, заяц, тряпка…);
Я |
- Я в конце слова (земля, семья, стая, шея, молния, змея…);
Я |
4. Приклейте любой печатный текст, в котором есть эта буква. Попросите ребенка найти и обвести все буквы Я красным карандашом, буквы А оранжевым или розовым карандашом.
Это яблоневый сад.
Щеки яблоки надули
И под листьями висят.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву Э мягким простым карандашом
_____________________________________________
2. Печатая каждую букву, ребенок проговаривает: «Это буква Э»
3. Вместе с ребёнком придумайте несколько слов, в которых:
- Э в начале слова (экскаватор, этаж, экран, электричка, эхо);
Э |
4. Мы повторяем по тетради все ранее выученные гласные буквы.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать.
П | Б | |
ПА | БА | А |
ПУ | БУ | У |
ПО | БО | О |
… | … | Э |
… | … | Ы |
… | … | Я |
Ю | ||
Ё | ||
Е | ||
И |
2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали
3. Попросите ребенка придумать слова, в которых
П, Б в начале слова (плечо, петух, бублик, бинокль…);
П, Б в середине слова (сапог, черепаха, кораблик, голуби…);
П в конце слова (укроп, суп, шуруп, микроскоп, стоп…)
- Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,
Например: Шла с базара кошка. У кошки лукошко.
Там подарки свинкам… Там подарки уткам
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать.
К | Г | |
КА | ГА | А |
КУ | ГУ | У |
КО | ГО | О |
… | … | Э |
… | … | Ы |
… | … | Я |
Ю | ||
Ё | ||
Е | ||
И |
2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали.
3. Попросите ребенка придумать слова, в которых
К, Г в начале слова (кот, картина, голова, грачи, горка…);
К, Г в середине слова (окно, шапка, снегурочка, угол…);
К в конце слова (мешок, лук, мак...)
- Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,
Например: Шла с базара кошка. У кошки лукошко.
Там подарки свинкам… Там подарки уткам…
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать.
М | |
МА | А |
МУ | У |
МО | О |
МЭ | Э |
… | Ы |
… | Я |
Ю | |
Ё | |
Е | |
И |
2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали.
3. Попросите ребенка придумать слова, в которых
М в начале слова (малина, мак, майка, музыка…);
М в середине слова (лампа, панамка, сумка, компот, зима…);
М в конце слова (костюм, дом, сом, гном...)
- Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,
Например: Бедный Мишка заболел. Мишка много мёда съел…
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать
К | |
КА | А |
КУ | У |
КО | О |
… | Э |
… | Ы |
… | Я |
Ю | |
Ё | |
Е | |
И |
2. Почитайте с ребенком слоги
3. Попросите ребенка придумать слова, в которых
К в начале слова (кот, картина, коробка…);
К в середине слова (окно, шапка, сумка, шоколад…);
К в конце слова (мешок, лук, мак, сок...)
- Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,
Например: Шла с базара кошка. У кошки лукошко.
Там подарки свинкам… Там подарки уткам…
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать
Д | Т | |
ДА | ТА | А |
ДУ | ТУ | У |
ДО | ТО | О |
… | … | Э |
… | … | Ы |
… | Я | |
Ю | ||
Ё | ||
Е | ||
И |
2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали
3. Попросите ребенка придумать слова, в которых
Д, Т в начале слова (дом, дым, дрова, танк, тапочки, туфли…);
Д, Т в середине слова (вода, борода, карандаш, коты, стол…);
Т в конце слова (самолёт, бегемот, кот…)
- Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,
Например: Вот тележка. Это – тачка.
Дом в саду зовётся дачка.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать
С | З | |
СА | ЗА | А |
СУ | ЗУ | У |
СО | ЗО | О |
… | … | Э |
… | … | Ы |
… | Я | |
Ю | ||
Ё | ||
Е | ||
И |
2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали
3. Попросите ребенка придумать слова, в которых
С, З в начале слова (санки, сумка, сыр, забор, зима…);
С, З в середине слова (посуда, косынка, береза, коза …);
С в конце слова (лес, кокос, нос, автобус...)
- Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,
Например: На столе лежала сайка,
А по лесу бегал зайка.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать.
Р | Л | |
РА | ЛА | А |
РУ | ЛУ | У |
РО | ЛО | О |
… | … | Э |
… | … | Ы |
… | Я | |
Ю | ||
Ё | ||
Е | ||
И |
2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали.
3. Попросите ребенка придумать слова, в которых
Р, Л в начале слова (радуга, роза, ласточка, лошадь…);
Р, Л в середине слова (сорока, коробка, белка, полка…);
Р, Л в конце слова (забор, комар, стол, пошел…)
- Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,
Например: На столе лежала сайка,
А по лесу бегал зайка.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать
Л | |
ЛА | А |
ЛУ | У |
ЛО | О |
… | Э |
… | Ы |
Я | |
Ю | |
Ё | |
Е | |
И |
2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали
3. Попросите ребенка придумать слова, в которых
Л в начале слова (лапа, ласточка…);
Л в середине слова (голос, болото…);
Л в конце слова (встал, пол...)
- Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,
Например: На столе лежала сайка,
А по лесу бегал зайка.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») оформите игру «Замени букву в слове», пусть дети почитают эти слова, например:
СОМ - СОК - СОС - СОН - СОР
СУП - СУК
КОТ - КОМ - КОК - КОЛ
ДОМ - ДЫМ - ДАМ
КОТ – КОМ – СОМ – СОК – СОР – СЫР – СЫН – СОН – ТОН – ТОК
ДОМ – ДЫМ – ДАМ – ДАР – ПАР – ПИР – ТИР – МИР – МУР
2. Поиграйте с ребенком в игру «Слово рассыпалось», например:
О Т М К
К А К С О
(кот) (мак) (сок)
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать
В | Ф | |
ВА | ФА | А |
ВУ | ФУ | У |
ВО | ФО | О |
… | … | Э |
… | … | Ы |
… | Я | |
Ю | ||
Ё | ||
Е | ||
И |
2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали
3. Попросите ребенка придумать слова, в которых,
В, Ф в начале слова (волк, ворона, ваза, фуражка, фрукт,…);
В, Ф в середине слова (сова, корова, цветок, кофта, туфли…);
Ф в конце слова (шарф, жираф, шкаф, сейф...)
- Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,
Например: Вот лежат на полке вашей
Сарафан, фуфайка, шарф…
Как зовётся этот домик?
Угадали? Это …(шкаф)
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й
__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать
С | Ш | |
СА | ША | А |
СУ | ШУ | У |
СО | ШО | О |
СЭ | ШЭ | Э |
СЫ | ШИ | Ы И |
- Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали
3. Поиграйте с ребёнком в фонемоигру «Замени звук С на звук Ш»
сайка – шайка
сутки – шутки
стуки – штуки
сок - шок
скала – шкала
стык - штык
вас - ваш
нас - наш
мыс – мышь
4. Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,
Например: У Саши машина. У Миши на голове шапка.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й__________________________________________________________________________________
Подготовка к овладению навыками письма и чтения
1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать
Ш | Ж | |
ША | ЖА | А |
ШУ | ЖУ | У |
ШО | ЖО | О |
ШЕ | ЖЕ | Е |
ШИ | ЖИ | И |
2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали
3. Попросите ребенка придумать слова, в которых
Ш, Ж в начале слова (шарик, шуба, жираф, живот…);
Ш, Ж в середине слова (подушка, пушка, лыжи, снежинка…);
Ш в конце слова (душ, камыш, идешь, спишь...)
4. Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,
Например: Широко жираф шагает – жирафенка провожает.
5. Поиграйте с ребенком в фонемоигру «Замени звук Ш - на звук Ж»:
шар – жар шить – жить
шаль – жаль шила – жила
шест – жест шарить – жарить
шутка – жутко шалость - жалость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования элементарных навыков письма и чтения у заикающихся дошкольников
В данной работе представлены приёмы обучения грамоте старших дошкольников с одновременной работой по преодолению у них заикания....
Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников
Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников...
Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения у детей 6-7 лет с ОНР на тему "Лиза и Мурзик. Дифференциация звуков [З] - [Зь]. "
Конспект занятия по обучению грамоте у детей подготовительной к школе логопедической группы....
Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи: «Звуки [Х],[Х\'] и буква Х».
Презентация для занятия по овладению элементарными навыками письма и чтения (звуковой анализ слов) для старших дошкольников....
Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.
Данная НОД позволяет:познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;развивать навык буквенного анализа сл...
Конспект занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения по теме «Звукознайки» в старшей компенсирующей группе
Данное занятие предназначенно для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи...