Подготовительная группа. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
методическая разработка (подготовительная группа)

Бабаева Елена Геннадьевна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_elementarnyh_navykov_pisma_i_chteniya.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

 НАВЫКОВ  ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

подготовительная группа

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву А мягким простым карандашом

_________________________________________________

2.        Печатая каждую букву, ребенок проговаривает: «Это буква А»

  1. Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых
  • А в начале слова (астра, автобус, аист…);

А

  • А в середине слова (грач, врач, собака…);

А

  • А в конце слова (лиса, рука, дома…);

А

По возможности, проиллюстрируйте эти слова


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву  У мягким простым карандашом

_________________________________________________

2.        Печатая каждую букву, ребенок проговаривает: «Я пишу букву У»

  1. Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых
  • У в начале слова (утка, уши, улица…);

У

-        У в середине слова (груша, суп, фрукты, туфли…);

У

  • У в конце слова (кенгуру, пишу, лежу…);

У

По возможности, проиллюстрируйте эти слова


 Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву О мягким простым карандашом

_________________________________________________

2.        Печатая каждую букву, ребенок проговаривает: «Кружо-ок!»

3.        Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых

  • О в начале слова (облако, осень, обувь, ослик…);

О

  • О в середине слова (слон, ствол, рот, нос…);

О

  • О в конце слова (пальто, ведро, колесо, кино…);

О

По возможности проиллюстрируйте эти слова)


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву И мягким простым карандашом

_________________________________________________

2.        Печатая каждую букву, ребенок проговаривает:

 «Сверху вниз, наискосок, сверху вниз!»

3.        Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых

  • И в начале слова (Ира, ива, игрушка, игла, индюк…);

И

  • И в середине слова (малина, апельсин, пила, редиска…);

И

  • И в конце слова (петухи, такси, сухари, сапоги…);

И

По возможности проиллюстрируйте эти слова


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву Ы мягким простым карандашом

_____________________________________________

2.        Печатая каждую букву, ребенок проговаривает:

 «Толстый (Ь)….тонкий (1)»

3.        Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых

  • Ы в середине слова (мыло, сыр, дым, дыра, мышка…);

Ы

  • Ы в конце слова (машины, ягоды, огурцы, зайцы…);

                         Ы

По возможности проиллюстрируйте эти слова


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатные буквы Е Ё  мягким простым карандашом

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

2.        Печатая каждую буквы, ребенок проговаривает:

 «Я рисую букву Е » (4 слова – 4 элемента буквы)

3.        Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых

  • Е в середине слова (кепка, речка, репа, огурец…);

Е

  • Ё в начале слова (ёлка, ёжик, ёрш…);

Ё

По возможности проиллюстрируйте эти слова

4.        Приклейте любой печатный текст, в котором есть эти буквы. Попросите ребенка найти и обвести все буквы е , ё,

Напомните ребенку, что в печатном тексте Е = е; Ё = ё

Например: Что за звёздочки сквозные

                        На пальто и на  платке,

                        Все сквозные, вырезные,

                        А возьмёшь – вода в руке.


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву Ю мягким простым карандашом

_____________________________________________

2.        Печатая каждую букву, ребенок проговаривает:

 «Я дую шарик» (3 слова – 3 элемента буквы Ю)

3.        Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых

- Ю в начале слова (юла, Юра, Юля, юбка…);

Ю

- Ю в середине слова (тюльпан, рюкзак, брюки, утюг, трюмо…);

Ю

- Ю в конце слова (пою, рисую, мою…)

Ю

4.                Приклейте любой печатный текст (предложение, стихи), в котором есть эта буква. Попросите ребенка найти и обвести все буквы Ю красным  карандашом, У - оранжевым или розовым.

Юля поливает  огурцы. Осенью она  соберет урожай…


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву Я мягким простым карандашом

_____________________________________________

2.        Печатая каждую букву, ребенок проговаривает:

«Ножка слева моя – вот какая буква Я!»

3.        Попросите ребенка назвать несколько слов, в которых:

- Я в начале слова (ягода, ящерица, яблоко, якорь, ящик…);

Я

- Я в середине слова (моряк, мяч, заяц, тряпка…);

Я

- Я в конце слова (земля, семья, стая, шея, молния, змея…);

Я

4.                Приклейте любой печатный текст, в котором есть эта буква. Попросите ребенка найти и обвести все буквы Я красным карандашом, буквы А оранжевым или розовым карандашом.

Это яблоневый сад.

Щеки яблоки надули

И под листьями висят.


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите полоски шириной три клеточки. Помогите детям вписать в эти полоски печатную букву Э мягким простым карандашом

_____________________________________________

2.        Печатая каждую букву, ребенок проговаривает: «Это буква Э»

3.        Вместе с ребёнком придумайте несколько слов, в которых:

- Э в начале слова (экскаватор, этаж, экран, электричка, эхо);

Э

4.        Мы повторяем по тетради все ранее выученные гласные буквы.


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать.

П

Б

ПА

БА

А

ПУ

БУ

У

ПО

БО

О

Э

Ы

Я

Ю

Ё

Е

И

2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали

3. Попросите ребенка придумать слова, в которых

        П, Б в начале слова (плечо, петух, бублик, бинокль…);

        П, Б в середине слова (сапог, черепаха, кораблик, голуби…);

        П в конце слова (укроп, суп, шуруп, микроскоп, стоп…)

  1. Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,

Например:        Шла с базара кошка. У кошки лукошко.

        Там подарки свинкам… Там подарки уткам


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать.

К

Г

КА

ГА

А

КУ

ГУ

У

КО

ГО

О

Э

Ы

Я

Ю

Ё

Е

И

2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали.

3. Попросите ребенка придумать слова, в которых

        К, Г в начале слова (кот, картина, голова, грачи, горка…);

        К, Г в середине слова (окно, шапка, снегурочка, угол…);

        К в конце слова (мешок, лук, мак...)

  1. Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,

Например:        Шла с базара кошка. У кошки лукошко.

        Там подарки свинкам… Там подарки уткам…


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать.

М

МА

А

МУ

У

МО

О

МЭ

Э

Ы

Я

Ю

Ё

Е

И

2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали.

3. Попросите ребенка придумать слова, в которых

        М в начале слова (малина, мак, майка, музыка…);

        М в середине слова (лампа, панамка, сумка, компот, зима…);

        М в конце слова (костюм, дом, сом, гном...)

  1. Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,

Например: Бедный Мишка заболел. Мишка много мёда съел…

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1. В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок  сам мог их прочитать

К

КА

А

КУ

У

КО

О

Э

Ы

Я

Ю

Ё

Е

И

2. Почитайте с ребенком слоги

3. Попросите ребенка придумать слова, в которых

        К в начале слова (кот, картина, коробка…);

        К в середине слова (окно, шапка, сумка, шоколад…);

        К в конце слова (мешок, лук, мак, сок...)

  1. Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,

Например:        Шла с базара кошка. У кошки лукошко.

        Там подарки свинкам… Там подарки уткам…


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок  сам  мог их прочитать

Д

Т

ДА

ТА

А

ДУ

ТУ

У

ДО

ТО

О

Э

Ы

Я

Ю

Ё

Е

И

2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали

3. Попросите ребенка придумать слова, в которых

        Д, Т в начале слова (дом, дым, дрова, танк, тапочки, туфли…);

        Д, Т в середине слова (вода, борода, карандаш, коты, стол…);

        Т в конце слова (самолёт, бегемот, кот…)

  1. Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,

Например:        Вот тележка. Это – тачка.

        Дом в саду зовётся дачка.


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок сам мог их прочитать

С

З

СА

ЗА

А

СУ

ЗУ

У

СО

ЗО

О

Э

Ы

Я

Ю

Ё

Е

И

2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали

3. Попросите ребенка придумать слова, в которых

        С, З в начале слова (санки, сумка, сыр, забор, зима…);

        С, З в середине слова (посуда, косынка, береза, коза …);

        С в конце слова (лес, кокос, нос, автобус...)

  1. Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,

Например:        На столе лежала сайка,

        А по лесу бегал зайка.


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок  сам мог их прочитать.

Р

Л

РА

ЛА

А

РУ

ЛУ

У

РО

ЛО

О

Э

Ы

Я

Ю

Ё

Е

И

2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали.

3. Попросите ребенка придумать слова, в которых

        Р, Л в начале слова (радуга, роза, ласточка, лошадь…);

        Р, Л в середине слова (сорока, коробка, белка, полка…);

        Р, Л в конце слова (забор, комар, стол, пошел…)

  1. Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,

Например:        На столе лежала сайка,

        А по лесу бегал зайка.        


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок  сам мог их прочитать

Л

ЛА

А

ЛУ

У

ЛО

О

Э

Ы

Я

Ю

Ё

Е

И

2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали

3. Попросите ребенка придумать слова, в которых

        Л в начале слова (лапа, ласточка…);

        Л в середине слова (голос, болото…);

        Л в конце слова (встал, пол...)

  1. Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,

Например:        На столе лежала сайка,

        А по лесу бегал зайка.

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») оформите игру «Замени букву в слове», пусть дети почитают эти слова, например:

СОМ  -  СОК  -  СОС  -  СОН - СОР                        

СУП  -  СУК

КОТ  -  КОМ  -  КОК  -  КОЛ                                

ДОМ  -  ДЫМ  -  ДАМ

КОТ – КОМ – СОМ – СОК – СОР – СЫР – СЫН – СОН – ТОН – ТОК 

ДОМ – ДЫМ – ДАМ – ДАР – ПАР – ПИР – ТИР – МИР – МУР

2. Поиграйте с ребенком в игру «Слово рассыпалось», например:

    О       Т                 М                                К

         К          А         К                  С       О

   

  (кот)           (мак)                           (сок)


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок  сам  мог их прочитать

В

Ф

ВА

ФА

А

ВУ

ФУ

У

ВО

ФО

О

Э

Ы

Я

Ю

Ё

Е

И

2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали

3. Попросите ребенка придумать слова, в которых,

        В, Ф в начале слова (волк, ворона, ваза, фуражка, фрукт,…);

        В, Ф в середине слова (сова, корова, цветок, кофта, туфли…);

        Ф в конце слова (шарф, жираф, шкаф, сейф...)

  1. Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,

Например:                Вот лежат на полке вашей

                Сарафан, фуфайка, шарф…

                Как зовётся этот домик?

                Угадали? Это …(шкаф)

        Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок  сам  мог их прочитать

С

Ш

СА

ША

А

СУ

ШУ

У

СО

ШО

О

СЭ

ШЭ

Э

СЫ

ШИ

Ы  И

  1. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали

3. Поиграйте с ребёнком в фонемоигру «Замени звук С на  звук Ш»

        сайка – шайка                

        сутки – шутки

        стуки – штуки

        сок    -   шок

        скала – шкала

        стык  -  штык

        вас  -  ваш

        нас  -  наш

        мыс – мышь

        

4.        Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,

Например:                У Саши машина.         У Миши на голове  шапка.


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И   Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й

__________________________________________________________________________________

Подготовка к овладению навыками письма и чтения

1.        В тетради (в разделе «Подготовка к овладению навыками письма и чтения») начертите слоговую таблицу, помогите ребенку заполнить её. Размер таблицы произвольный, слоги написаны так, чтобы ребенок  сам мог их прочитать

Ш

Ж

ША

ЖА

А

ШУ

ЖУ

У

ШО

ЖО

О

ШЕ

ЖЕ

Е

ШИ

ЖИ

И

2. Почитайте с ребенком слоги по горизонтали, по вертикали

3. Попросите ребенка придумать слова, в которых

        Ш, Ж в начале слова (шарик, шуба, жираф, живот…);

        Ш, Ж в середине слова (подушка, пушка, лыжи, снежинка…);

        Ш в конце слова (душ, камыш, идешь, спишь...)

4.        Приклейте в тетради отрывок текста (несколько предложений). Попросите ребенка найти в словах слоги из таблицы и подчеркнуть их,

Например: Широко жираф шагает – жирафенка провожает.

5. Поиграйте с ребенком в фонемоигру «Замени звук Ш - на  звук Ж»:

        шар – жар                        шить – жить

        шаль – жаль                шила – жила

        шест – жест                шарить – жарить

        шутка – жутко                шалость - жалость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования элементарных навыков письма и чтения у заикающихся дошкольников

В данной работе представлены приёмы  обучения грамоте старших дошкольников с одновременной работой по преодолению у них  заикания....

Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников

Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников...

Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.

Данная НОД позволяет:познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;развивать навык буквенного анализа сл...

Конспект занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения по теме «Звукознайки» в старшей компенсирующей группе

Данное занятие предназначенно для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи...