Особенности формирования элементарных навыков письма и чтения у заикающихся дошкольников
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чиркова Ольга Анатольевна

В данной работе представлены приёмы  обучения грамоте старших дошкольников с одновременной работой по преодолению у них  заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_logoped_chirkova.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

О. А. Чиркова

МБУ детский сад компенсирующего вида № 45 «Яблонька»,

Г.о. Тольятти, Россия

chgard45@edu.tgl.ru

Задачами коррекционно-развивающего обучения заикающихся дошкольников в  соответствии с «Программой логопедической работы с заикающимися детьми» С.А.Мироновой «являются нормализация общего и речевого поведения… и формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания».

Длительное время вся работа по устранению заикания отводилась логопеду и осуществлялась только на логопедических занятиях. «Программа» предусматривает расширенное воздействие на речь заикающихся дошкольников, отражая содержание такой работы в разделах «Ознакомление  с окружающим миром», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность и конструирование». Однако содержание работы по формированию элементарных навыков письма и чтения оказалось для нашей практики недостаточным, не связанным с основной коррекционной задачей. Но многолетний опыт работы с заикающимися дошкольниками показал, что при обучении грамоте данной категории детей возможны особые, специфические приемы и средства обучения. Те средства, которые были бы обусловлены симптомокомплексом заикания и были бы направлены на все стороны речевого и психического развития заикающегося ребенка. Обучение  грамоте считаем не только обязательным условием подготовки детей к школе,  но и важным компонентом комплексной реабилитации, так как при обучении грамоте возможны такие необходимые для заикающихся детей виды и направления работы, как снятие мышечного и эмоционального напряжения, формирование и развитие полноценной координации дыхания,  голоса и артикуляции, формирование и развитие темпо -ритмических навыков, поэтапное формирование речевых возможностей, то есть автоматизация свободной бессудорожной речи вне зависимости от сложности, подготовленности и ситуативности речи.

Предлагаемый опыт работы по формированию элементарных навыков письма и чтения изложен на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой с дополнением видов работ, направленных на преодоление заикания. Рассмотрим некоторые из них.

При обучении различению гласных и согласных звуков у заикающихся дополнительно формируют не только понимание длительности и свободы произнесения гласных, но и непосредственно упражняют в таком произнесении. В это же время у детей формируем произнесение согласных без напряжения, нажима на звук, добиваясь бессудорожного произнесения звуков в изолированном виде.

Формируя навык выделения первого звука в  слове параллельно формируем навык свободного произнесения слов с протягиванием ударного гласного в начале слова  либо свободного, легкого произнесения согласного с утрированным протягиванием последующего гласного.

При анализе звуковых сочетаний открываются возможности для расширения объема речевого дыхания заикающегося, так как прежде, чем проанализировать сочетание, ребенок многократно повторяет его на выдохе. Рекомендуем предлагать для произнесения и анализа ряды гласных с постепенным увеличением количества звуков. На этом же этапе формируется понимание и умение определять ударный гласный звук, навык произнесения ряда гласных со сменой ударения.

На этапе обучения определению наличия звука в слове, нахождения ударного гласного  в конце слова заикающиеся  закрепляют навык свободного произнесения слов с выделением ударения в разной позиции.

Совершенствование навыка бессудорожного артикулирования и дыхания возможно во время обучения навыкам звукового анализа, преобразования слогов и слов. Заикающиеся учатся произносить на выдохе уже не только отдельные слова, но и слоговые ряды и ряды слов со сменой звука.

При знакомстве с буквами мы практикуем у заикающихся детей и показ образа букв собственным телом, и пение веселых песенок про буквы с выполнением танцевальных движений, что ведет к развитию темпо -ритмических умений, к снятию мышечного и эмоционального напряжения. Кроме того, анализ образа буквы, заучивание стихов о буквах, составление загадок, сказок о буквах способствуют формированию и развитию разных видов речевой деятельности- от простых (ритмизованная речь, вопросно-ответная речь) до сложных(описание , творческое рассказывание).

 При формировании навыка дифференциации согласных дополнительно упражняем у детей навык произнесения чистоговорок, рифмовок, скороговорок, насыщенных изучаемыми звуками, тем самым снимая зажимы артикуляции, звукофобию. Сочетая речевой материал с движениями тела, дети развивают синхронизацию речи с движениями, усваивают умеренный темп и ритм речи.

Продолжается работа по совершенствованию ритма речи, внятности речи и при формировании навыка слогового анализа и синтеза. Здесь же усваиваются понятия «быстро-медленно», закрепляется умеренный темп речи, так как  анализ и произнесение длинных слов требует длительного речевого выдоха и медленного темпа произнесения.

При  составлении наглядно-графических схем заикающиеся закрепляют навык самостоятельной речи по образцу.

Особое внимание следует уделить работе по формированию навыка чтения. По нашему мнению, такая работа имеет свои особенности.

С чтения самых первых слогов внимание заикающегося ребенка должно быть направлено на буквы, обозначающие гласные звуки. Для этого гласные выделяются особо- их размер больше согласных, допустимо и различие по цвету. При чтении слов в обязательном порядке выделяется ударный гласный. На начальном этапе  чтения детям предлагаются готовые карточки с указанными обозначениями, далее дети учатся самостоятельно расставлять необходимые акценты для правильного чтения. На более позднем этапе, когда формируется умение читать предложения, добавляются символы слитности слов между  друг другом, расставляются паузы, обозначается вдох.

Хотя чтение зачастую происходит без проявления заикания, тем не менее считаем такое «особое» чтение дополнительным средством усвоения навыка опоры на гласные и ударение, навыка слитности речи и правильное использование  пауз  в самостоятельной речи.

Анализ прочитанного текста является базой для совершенствования и закрепления речевых возможностей заикающегося дошкольника от коротких ответов на вопросы до пересказа и неподготовленной беседы по содержанию прочитанного.

При письме придерживаемся этого же подхода. Дети особо выделяют на письме гласные, обязательно обозначают ударный звук в написанном слове.

Совершая анализ предложений, дети учатся определять количество и последовательность слов в нём. Однако заикающийся ребенок, анализируя предложение, многократно повторяет его, тем самым автоматизируя навык свободной речи на уровне фразы. Расширить объем речевого дыхания, научить делать адекватные паузы для добора воздуха можно, предлагая детям для анализа распространенные и сложные предложения.

На всех занятиях по обучению грамоте  вполне возможно создание ситуации  межличностного общения детей и положительного фона для регуляции речевого поведения. На все занятиях по обучению грамоте вполне возможно не только формирование и совершенствование базовых компонентов правильной речи, но и формирование навыка свободной речи от ситуативной до сложной контекстной, что отвечает требованиям «Программы логопедической работы с заикающимися детьми» С. А.Мироновой.

Таким образом, считаем необходимым придать процессу формирования элементарных навыков письма и чтения у заикающихся дошкольников особую коррекционную направленность относительно преодоления заикания. В этом случае заикающиеся дошкольники будут подготовлены к школьному обучению не только в плане овладения навыками письма и чтения, но и в плане преодоления индивидуальных коммуникативных затруднений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Филичева Т. Б. , Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и  др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи –М., «Просвещение»,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения "Рома и Лола играют в слова"

Занятие в старшей логопедической группе, дети показывают владение навыками звукового анализа и синтеза. Хорошая работа по дифференциации....

Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников

Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников...

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДО "Использование кроссвордов для формирования первоначальных навыков письма и чтения у старших дошкольников"

Сегодня многие 6-7 летние дети уже знают буквы, а некоторые даже читают. Основной задачей педагога на данном этапе является создание условий для поддержания и стимулирования познавательного интереса и...

Конспект занятия по формированию элементарных навыков письма и чтения по теме «Звукознайки» в старшей компенсирующей группе

Данное занятие предназначенно для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи...