ПЕРВЫЙ ШАГ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
консультация
Предварительный просмотр:
Первый шаг формирования навыка осознанного чтения
Чтение – это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из нескольких операций. Чтобы правильно оценить навык чтения ребёнка, необходимо учесть несколько параметров: способ, скорость, правильность и понимание текста. Для этого нужен специальный набор методик, которого у учителя нет, и чтение в школе оценивается по « общему впечатлению» учителя.
Способ чтения – слоговое, целыми словами и беглое чтение.
Скорость чтения – это количество прочитанных слов за минуту.
Правильность – соблюдение ударения, интонации конца предложения, учет грамматических категорий при согласовании в предложении.
Понимание текста – ответы на вопросы по тексту.
Бывают случаи, когда излишне тревожные родители начинают беспокоиться по поводу медленного чтения ребёнка. А на самом деле:
- если ребёнок проболел 2-3 недели, то навык чтения ослабевает, и, придя после болезни в школу, он будет читать хуже, чем раньше;
- для многих первоклассников школьные требования – это стресс, а тревожные родители только усугубляют его;
- многие родители начинают сравнивать своего ребёнка с другими, более успешными детьми, чем наносят вред психике своего ребёнка.
У каждого ребёнка свой индивидуальный путь развития навыка чтения и не надо расценивать медленное чтение ребёнка, как аномальное состояние
индивидуальные органические особенности ребёнка: брадилалия, астма, заикание, дизартрия (нарушения голоса, дыхания, звукопроизношения) | тип высшей нервной деятельности ребёнка | состояние познавательных процессов, лежащих в основе чтения: зрительное восприятие, слуховое восприятие, зрительная линейная память, слуховая линейная память |
Мы можем говорить только о развитии познавательных процессов, лежащих в основе чтения. Индивидуальные органические особенности - комплекс нескольких специалистов. Тип высшей нервной деятельности (холерик, меланхолик, флегматик…) – физиологическая основа темперамента ребёнка, совокупность врождённых свойств нервной системы.
Часто приходится слышать такую фразу от родителей и учителей «надо много читать». Замечательная фраза с глубоким смыслом, но порой не относится к нашим детям. Если ребёнок читает медленно или у него не вырабатывается механизм чтения, то надо выяснить причину. Иначе мы отобьём желание читать у ребенка на всю оставшуюся жизнь и выработаем негатив к чтению
Сегодня я напомню вам некоторые игровые упражнения, которые помогут вам и вашим детям определить, есть ли проблема с чтением на уровне 1 шага. Все игровые упражнения предлагаются по принципу «от простого к сложному»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ
Развитие линейной зрительной памяти
- Игра «Поставь, как было»
Цель игрового упражнения: при любой ситуации, при любой инструкции взрослого ребёнок восстанавливает заданный ряд предметов (игрушек)
Используем подоконник и раскладываем предметы (игрушки) слева направо, количество предметов (игрушек) – возраст + 1;
А. - ребёнок посмотрел, запомнил, закрыл глаза;
- взрослый убрал 1 предмет (игрушку);
- ребёнок открыл глаза, определяет, какой игрушки нет в этом ряду
Б. - взрослый убирает 2 предмета (игрушки);
- ребёнок определяет, каких двух игрушек нет, восстанавливает ряд
В. - взрослый нарушает весь ряд и говорит: «Поставь, как было»
- ребёнок восстанавливает ряд предметов
Р.S. способствует побуквенному восстановлению слова
- «Выдели букву из ряда букв», «Выдели букву из предложения (текста)»
- «Выдели слог из ряда слогов», «Выдели слог из предложения (текста)»
Цель игровых упражнений: развитие навыка слежения взором, закрепление зрительного образа буквы, умения выполнять многоступенчатую инструкцию
- «Найди заданное слово в ряду других»
Часто приходят родители с детьми и говорят: «Мы сделали эти упражнения». Выясняется, что дети выполняли задание вместе с родителями, а не самостоятельно. Во время выполнения упражнения взрослый может показать способ выполнения 1-2 раза, а потом ребёнок должен делать задание самостоятельно
Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти
- «Запомни буквы и повтори»
- Игры «Найди недостающий предмет», «Сравни 2 картинки», «Найди 5 отличий»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников.
Как известно, декламация стихов включает в себя три основных качества: правильность, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых до...
Статья "Формирование навыка правильного чтения у детей с нарушениями речи"
Одним из условий успешного овладения навыком чтения является достаточное развитие пространственных и временных представлений. На начальных этапах работы с детьми, имеющими нарушения речи, отрабат...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...
Формирование навыков «внимательного» чтения.
Формирование навыков «внимательного» чтения....
Приемы формирования навыков выразительного чтения у дошкольников с речевыми нарушениями
В данной статье описаны этапы развития выразительности речи у дошкольников и основные приёмы формирования навыков выразительного чтения....
Формирование навыков внимательного чтения
Формирование навыков«внимательного» чтения. 1. Чтение таблицы букв звуками.Вдох - чтение половины строчки – выдох – вдох – чтение второй половины строчки...
Формирование навыков «внимательного» чтения.
Рекомендации логопеда родителям....