ПЕРВЫЙ ШАГ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
консультация

Бабаева Елена Геннадьевна

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРОЦЕССЫ,  ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_shag.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Первый шаг формирования навыка  осознанного чтения

Чтение – это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из нескольких операций. Чтобы правильно оценить навык чтения ребёнка, необходимо учесть несколько параметров: способ, скорость, правильность и понимание текста. Для этого нужен специальный набор методик, которого у учителя нет, и чтение в школе оценивается по « общему впечатлению»  учителя.

Способ чтения – слоговое, целыми словами и беглое чтение.

Скорость чтения – это количество прочитанных слов за минуту.

Правильность – соблюдение ударения, интонации конца предложения, учет грамматических категорий при согласовании в предложении.

Понимание текста – ответы на вопросы по тексту.

Бывают случаи, когда излишне тревожные родители начинают беспокоиться  по поводу медленного чтения ребёнка. А на самом деле:

  1. если ребёнок проболел 2-3 недели, то навык чтения ослабевает, и, придя после болезни в школу, он будет читать хуже, чем раньше;
  2. для многих первоклассников школьные требования – это стресс, а тревожные родители только усугубляют его;
  3. многие родители начинают сравнивать своего ребёнка с другими, более успешными детьми, чем наносят вред психике своего ребёнка.

У каждого ребёнка свой индивидуальный путь развития навыка чтения и  не надо расценивать медленное чтение ребёнка, как аномальное состояние

индивидуальные  органические особенности ребёнка: брадилалия, астма,  заикание, дизартрия (нарушения голоса, дыхания, звукопроизношения)

тип высшей нервной деятельности ребёнка

состояние познавательных процессов, лежащих в основе чтения: зрительное восприятие, слуховое восприятие, зрительная линейная память, слуховая линейная память

 

 Мы можем говорить только о развитии познавательных процессов, лежащих в основе чтения. Индивидуальные  органические особенности  - комплекс нескольких специалистов. Тип высшей нервной деятельности  (холерик, меланхолик, флегматик…)  –  физиологическая основа темперамента ребёнка, совокупность врождённых свойств нервной системы.

Часто приходится слышать такую фразу от родителей и учителей «надо много читать». Замечательная фраза с глубоким смыслом, но порой не относится к нашим детям. Если ребёнок читает медленно или у него не вырабатывается механизм чтения, то надо выяснить причину. Иначе мы отобьём желание читать у ребенка на всю оставшуюся жизнь и выработаем негатив к чтению

Сегодня я напомню вам некоторые игровые упражнения, которые помогут вам и вашим детям определить, есть ли проблема с чтением на уровне 1 шага. Все игровые упражнения предлагаются по принципу «от простого к сложному»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ПРОЦЕССЫ,  ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ

Развитие линейной зрительной памяти

  1. Игра «Поставь, как было»

Цель игрового упражнения: при любой ситуации, при любой инструкции взрослого ребёнок восстанавливает заданный ряд предметов (игрушек)

Используем подоконник и раскладываем предметы (игрушки) слева направо, количество предметов (игрушек) – возраст + 1;

А. - ребёнок посмотрел, запомнил, закрыл глаза;

     - взрослый убрал 1 предмет (игрушку);

     - ребёнок открыл глаза, определяет, какой игрушки нет в этом ряду

Б.  - взрослый убирает 2 предмета (игрушки);

         - ребёнок определяет, каких двух игрушек нет, восстанавливает ряд

В. - взрослый нарушает весь ряд и говорит: «Поставь, как было»

          - ребёнок восстанавливает ряд предметов

Р.S. способствует побуквенному восстановлению слова

  1. «Выдели букву из ряда букв», «Выдели букву из предложения (текста)»

  1. «Выдели слог из ряда слогов»,  «Выдели слог из предложения (текста)»

Цель игровых упражнений: развитие навыка слежения взором, закрепление зрительного образа буквы, умения выполнять многоступенчатую инструкцию

  1. «Найди заданное слово в ряду других»

Часто приходят родители с детьми и говорят: «Мы сделали эти упражнения». Выясняется, что дети выполняли задание вместе с родителями, а не самостоятельно. Во время выполнения упражнения взрослый может показать способ выполнения 1-2 раза, а потом ребёнок должен делать задание самостоятельно

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти

  1. «Запомни буквы и повтори»

  1. Игры «Найди недостающий предмет», «Сравни 2 картинки», «Найди 5 отличий»…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков выразительного чтения у дошкольников.

Как известно, декламация стихов включает в себя три основных качества: правильность, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых до...

Статья "Формирование навыка правильного чтения у детей с нарушениями речи"

Одним из условий успешного овладения навыком чтения является достаточное развитие пространственных и временных представлений. На начальных этапах работы с детьми, имеющими нарушения речи, отрабат...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлени...

Формирование навыков «внимательного» чтения.

Формирование навыков «внимательного» чтения....

Приемы формирования навыков выразительного чтения у дошкольников с речевыми нарушениями

В данной статье описаны этапы развития выразительности речи у дошкольников и  основные приёмы формирования навыков выразительного чтения....

Формирование навыков внимательного чтения

Формирование навыков«внимательного» чтения. 1. Чтение таблицы букв звуками.Вдох -   чтение половины строчки – выдох – вдох – чтение второй половины строчки...

Формирование навыков «внимательного» чтения.

Рекомендации логопеда родителям....