Рекомендации для родителей по воспитанию ребенка – аутиста
консультация
Рекомендации и игры для родителей в домашних условиях по воспитанию ребенка – аутиста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по воспитанию ребенка – аутиста
Аутизм является сложным нейробиологическим отклонением, которое обычно сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.
В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.
Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд “мимо”, “сквозь” человека, он не откликается на свое имя.
Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.
В более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.
От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки.
Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает “уход в себя” либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом.
Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения “пустякам”, которые так важны для аутичного ребенка
Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение.
А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо, наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной “эмоциональной бури”. Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.
Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится “около” детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.
Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.
Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.
Родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов. Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Исходить из интересов ребенка.
- Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
- Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
- Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
- Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
- Как можно чаще разговаривать с ребенком.
- Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.) Избегать переутомления ребенка
В жизни ранний детский аутизм в одних случаях обнаруживается в связи с тем, что у ребенка
- нет в активном словаре слов, предложений.
В других случаях ребенок – аутист говорит
- несвязанные между собой фразы из просмотренных мультфильмов, радиопередач, повторяет слова за взрослым.
- Часто речь ребенка изобилует непроизвольным повторением слышимых звуков, слов, фраз (эхолалия). На вопрос взрослого: «Что это?» Ребенок отвечает: «Что это?»
Аутизм более ярко проявляется к 3 – 5 годам и может сопровождаться страхами, агрессией, самоагрессией и стереотипностью поведения.
Не сравнивая своего малыша со сверстниками, родителям надо адекватно оценивать его уровень развития и ориентироваться на динамику достижений.
Действия родителей:
1.Будете последовательны. Родителям нежно помнить, что ребенку нужно время для адаптации. Вам необходимо быть «на одной волне с психологами, дефектологами, которые работают с Вашим ребенком. Родители должны знать, что происходит на занятиях, какие требования предъявляются ребенку и соблюдать рекомендации специалистов. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех. Если не соблюдать единства требований, то в голове у ребенка возникает хаос, занятия становятся бесполезными. Выработайте в семье правило: если есть запрет на какое-то действие (например, не залазить на холодильник) , то он соблюдается всегда и всеми членами семьи. Ребенок быстрее привыкнет и начнет соблюдать правила, если сами взрослые будет их придерживаться (есть только на кухне, разуваться в прихожей и т д).
2.Сделайте жизнь ребенка предсказуемой и понятной для него. Это правило обеспечит Вашему ребенку комфорт от того, что он будет знать заранее какие события произойдут. Простое расписание дня отлично соответствует этому. Его можно составить с учетом занятий ребенка, прогулок, приема пищи, гигиенических процедур и т д обозначив события картинками. Надо стараться, чтобы внезапных изменений в постоянной рутину дня происходило как можно меньше. Если эти изменения должны произойти, то ребенка к ним готовят заранее.
3.Поощряйте ребенка за хорошее поведение. Хвалите его сразу как только он демонстрирует хорошее поведение, выполняет Вашу инструкцию, применяет только что разученный новый навык . Эмоциональная и своевременная награда за труд в виде приятного сюрприза поможет быстрее сформировать у ребенка нужное поведение. Это называют положительным подкреплением желаемого поведения
4.Создайте ребенку личную зону. Это пространство в комнате или в квартире где ребенок может побыть один, поиграть, расслабиться. Эту зону можно выделить каким - либо визуально понятным ребенку образом (цветом пола, разметкой границы зоны цветным скотчем). При этом Вам надо предварительно убедиться, что там нет потенциально опасных предметов, которыми ребенок в случае истерики сможет причинить вред себе или окружающим.
5.Ребенок остается ребенком. Всегда помните, что Ваш ребенок будет не только учиться, но и играть, как и все дети. Заранее продувайте как вызвать у него смех, улыбку и интерес к совместной игре. Есть огромное преимущество если он поймет, что играть в компании намного веселее и интереснее.
6.Изучите сенсорные особенности ребенка. Многие дети с аутизмом могут проявлять парадоксальную реакцию на звуки, свет, прикосновения. Выясните что из них неприятны Вашему ребенку, а что наоборот его успокаивает. Зная это Вы заранее сможете предотвращать ситуацию, когда в ответ на неприятный раздражитель ребенок неосознанно даст негативную реакцию.
Для развития речевой деятельности детей необходимо
- совершенствовать психологическую базу речи: ощущения, восприятие, внимание, память, моторику, мышление. Лучше всего развивать психические процессы в игровой деятельности по 15 - 30 минут ежедневно, в зависимости от возраста ребенка, работоспособности и его возможностей.
- Дети – аутисты любят игры с водой, крупой, песком. Вот некоторые из них:
- Купание кукол.
Искупайте кукол – голышей в теплой водичке, используйте мочалку, мыло. Сопровождайте все действия своей речью. «Давай нальем в ванночку теплой водички. Потрогай водичку рукой. Какая на ощупь водичка? Теплая. А вот куколки. Ты, знаешь, как их зовут? Это Ляля, а это Коля. Давай спросим у Ляли, нравится ей водичка?» и т. д.
- Проведи дорожку.
Приготовьте лист ватмана. Чем меньше по возрасту ребенок, тем больше лист бумаги нужен ему, так как координация движений кистей рук еще недостаточно сформирована. Приклейте картинки детенышей животных с левой стороны ватмана, а с правой – их мам (можно нарисовать или поставить фигурки животных: собаки, щенка, лошади, жеребенка, козы, козленка и т д.)
«Покажи теленочка. Как кричит теленочек? Му – му! Теленочек ищет свою маму. Покажи маму теленочка. Нарисуй дорожку для теленочка. Сейчас по дорожке побежит теленочек к своей маме - коровке. Покажи, как бежит теленочек? (можно поцокать язычком). Аналогичные действия выполняются с другими животными. Дети знакомятся с названиями животных, звуками, которые они издают, учатся проводить линии слева направо, правильно держать карандаш.
- Геометрические фигуры
Лепим из пластилина (теста) квадрат, круг, треугольник. Помогаем ребенку, если он затрудняется выполнить по показу взрослого. Фигуры из пластилина можно наклеивать на дощечку, картон. Фигурки из теста выпечь в духовке как печенье. В результате этой игры ребенок знакомится с геометрическими фигурами, техническими умениями. Воспитываются культурно – гигиенические навыки
- Пересыпаем крупу (гречку, горох, рис, фасоль)
Пересыпать крупу столовой (чайной) ложкой из одной емкости в другую. Считать количество ложек с крупой.
Пересыпать крупу щепотью одной руки (правой, левой) из одной миски в другую.
- Работа с трафаретами (по лексическим темам)
Обвести трафарет простым карандашом (или по цвету предмета), назвать предмет, а затем раскрасить красками или цветными карандашами, не выходя за пределы контура рисунка
Дополнительные коррекционные методики, которые вы можете использовать:
- Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: " Пора спать" и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: "снять одежду", "надеть пижаму", "почистить зубы", "умыться", "сходить в туалет", "пойти спать" и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать "пора спать" и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия "гулять", "кушать", "читать", "рисовать".
- Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.
- Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.
- Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.
- Лепка - одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
- Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.
- Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.
- Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.
- Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.
- Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.
Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.
У ВАС все получится!!!
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье"
Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье"...
Памятка "Рекомендации для родителей в воспитании ребенка с учетом гендерных особенностей"
Памятка "Рекомендации для родителей в воспитании ребенка с учетом гендерных особенностей"...
Рекомендации для родителей в воспитании ребенка с учетом гендерных особенностей
Буклет для родителей...
Рекомендации родителям по воспитанию ребенка-аутиста
Особенностями аутичного ребенка являются нарушение взаимодействия, отсутствие реакции на эмоции других людей, в том числе и близких. Предложенные советы и игры помогут родителям особенного ребенка соз...
Рекомендации для родителей "Экологическое воспитание ребенка в семье"
Рекомендации для родителей "Экологическое воспитание реденка в семье"...
буклет "Советы для близких о воспитании ребенка-аутиста"
Советы родителям и близким ребёнка с растройством аутистического спектра....
Методические рекомендации для родителей: « Сенсорное воспитание ребенка в семье».
Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми....