Подлинная родительская любовь – образовательное пространство ребенка
статья

Елена Несмеева

В последнее время возрастает роль сотрудничества семьи и школы в воспитании и обучении детей. В статье приводится опыт работы по авторской программе родительского университета "Мудрое сопровождение ребенка" и доказательство того, что родительская любовь должна быть и как метод воспитания, и как основа взаимоотношения с ребенком. Школа может помочь родителям осознать и принять правила подлинной родительской любви.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подлинная родительская любовь – образовательное пространство ребенка

Обзавестись ребенком - значит решиться на то,

чтобы твое сердце отныне и навсегда

разгуливало вне твоего тела

(Элизабет Стоун)

Человек – плод любви, рождается для любви. От любви он растет,  взрослеет, становится зрелым. Он учится решать свои проблемы  самостоятельно. Любовь помогает ему жить. Родительская любовь должна быть и как метод воспитания, и как основа взаимоотношения с ребенком. Какой же должна быть подлинная родительская любовь? В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети? Какие ошибки мы совершаем при воспитании детей? Эти вопросы волнуют многих родителей, давайте постараемся ответить на них. Родители часто жалуются на то, что у них много работы, они заняты, и  им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно всего лишь 17 минут.

Что мы можем дать своему ребенку за это время? Наверное, немного.  Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Ошибка всех родителей хоть и заключена в разных формах, но, по сути, всегда одна: торопятся воспитывать, не пытаясь поддержать. Проявлять  любовь к ребенку – это не значит потакать капризам. Родители должны  проявлять строгость, делать тактичное замечание ребенку, чтобы он смог осознать свою ошибку. Но в большей степени любовь к ребенку – это уважение и понимание, принятие его таким, какой он есть, поддержка и готовность прийти на помощь, готовность выслушать, приласкать, успокоить. Любовь – это внутреннее состояние человека, которое дарит радость и счастье, любовь – это когда дома так хорошо, что стремишься под крыло ласки и понимания, где не надо притворяться, где ты такой, какой на самом деле.

Трагедия детей – с малых лет чувствовать себя в семье лишним, брошенным, одиноким и, самое главное, незащищенным, а этому может способствовать равнодушие родителей, мнение которых имеет для ребенка большое значение, так как это люди, которым он доверяет безоговорочно.

Вере 11 лет, и она грубит маме в ответ на любую пустячную просьбу. Оставшись наедине, спрашиваю девочку: «Почему ты кричишь на маму? Ведь она ВСЁ делает для тебя». Ответ поразителен: «Откуда вы это знаете? Она ни разу не сказала, что я небезразлична ей, и что она любит меня». Да! Вот так! Наши дети хотят подтверждения нежных родительских чувств: слов о том, как много они значат для нас, простое дружеское похлопывание по плечу в знак того, что их мир не безразличен, а интересен самым родным на свете людям.

Воспитывая детей, мы стремимся быть самыми разумными и внимательными родителями, желая нашим детям только хорошего. Но неизбежны в любой семье ситуации, когда родитель должен сам для себя определить, какая степень послушания ребенка ему необходима. Очень страшно «затюкать», сломить ребенка, его волю, лишить его собственного мнения, заставить слепо и беспрекословно подчиняться старшим. Подавляя ребенка, мы обрекаем ребенка на не совсем тот, пожалуй, стиль поведения во взрослых ситуациях, который нам бы самим хотелось в нем видеть. Мечта большинства родителей – чтобы их ребенок вырос достойным человеком, уверенным в себе. А закладывается эта уверенность в самом раннем детстве.

Тем не менее, вседозволенность развращает, и избалованному ребенку ничуть не легче найти будет свой путь в жизни, чем ребенку, подавленному излишне авторитарными родителями. Не ленитесь говорить с ребенком, объяснять, аргументировать, разговаривать. Старайтесь не давить на ребенка своим авторитетом, а выслушивать его мнение, разговаривать и договариваться с ним. Пусть он делает свой выбор сам – вы позволите ему сохранить уверенность в себе, научите думать, принимать решения, отстаивать свое мнение с самых малых лет. Начните с простого: «Через 10 минут ложимся спать: ты сам уберешь игрушки или тебе помочь?» Ребенку гораздо лучше, если с ним будут

разговаривать в таком ключе, нежели ему скажут: «Быстро убирай игрушки и спать!» С ребенком всегда можно договориться. Именно договориться – без крика и агрессии, просто применив чуть-чуть дипломатии, логики, родительской мудрости и любви

Как и всѐ сущее на этой земле, вашу связь с ребѐнком определяют терпение и любовь... Гарантия еѐ прочности обратно пропорциональна силе этой любви, не безоглядной, но сдержанной и мудрой. Только так рождѐнный вами человечек сможет вырасти во взрослого, способного, как и его родители, однажды подарить любовь. У В.Г. Белинского есть прекрасное высказывание, подтверждающее значение родительской любви: «Обращайте аше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется – пустотою же; выгоните одну, явится другая» (1). Поэтому необходимо отвоѐвывать у будней время для полноценного отдыха и проводить его со своими детьми. Момент, когда вы поймете, что общение с сыном или дочерью не напрягает, а дарит радость и заряжает энергией, станет точкой отсчѐта нормализации ваших отношений.

Помочь родителям осознать и принять правила подлинной родительской любви, предложить остановиться и задуматься, правильно ли они строят свои взаимоотношения с ребенком, задача учителя начальных классов, т.к. впереди у них всегда непростой и для детей, и для родителей подростковый период. То, что в начальной школе даст чуть заметную трещинку, в основной школе начнет стремительно разрушаться, поэтому необходимо обозначить эти трудности для родителей, поставить вешки в особо опасных местах и показать дороги выхода из трудных ситуаций. Лучше это делать не скучными лекциями и докладами, а в процессе коллективного обсуждения и интересных форм общения с родителями. Вот несколько приемов, которые позволят сделать разговор живым и заставят родителей взглянуть на себя с другой точки зрения.

За некоторое время до собрания в классе дети заполняют анкету «Моя

семья».

Меня почти во всем поддерживают.

У нас в семье бывают разногласия, даже ссоры.

Мне бывает трудно дома.

Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

Меня во многом ограничивают.

Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь.

Мне всегда дают карманные деньги.

У нас дома бывают мои друзья.

Я хочу иметь больше самостоятельности.

Родители заняты только собой.

Варианты ответов: практически всегда; иногда; никогда.

На родительском собрании такую же анкету заполняют родители, которым предлагается попробовать поставить себя на место их собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он. Когда анкета заполнена, родители получают ответы, которые дал их ребенок. Они сравнивают ответы, находят несовпадение, задумываются, почему ребѐнок ответил не так, как предполагали они. Это заставит их остановиться и поразмышлять, в чем их удачи и ошибки в воспитании детей. Подобная саморефлексия порой нужнее, чем даже самый умный доклад на тему.

Накануне собрания можно попросить детей выполнить рисунок –«фотографию» с изображением самого счастливого момента семейной жизни. Плакат с рисунками детей «Счастливый день» разместить на доске в день собрания. Попросите родителей отыскать фотографию их семьи. Наверное, очень точным подтверждением семейного благополучия и любви является способность ребенка легко вспомнить эти счастливые события, а родителей – угадать их. Дав время на самостоятельный поиск, нужно помочь родителям отыскать свою «семейную фотографию», сказав несколько слов о том, как интерпретируются цвета на детских рисунках, размер и положение изображенных фигур.

Детские мини-сочинения на тему: «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…», – заставят родителей задуматься, совпадает ли их представление о том, как надо любить ребенка с тем, что хотелось бы самому ребенку. Нелишним здесь будет напоминание мамам и папам о том, что это информация только для них, и не обсуждается с ребенком, т.к. письмо было секретным, написанное с полным доверием к учителю.

Если родительский коллектив готов, то можно применять интерактивные формы работы на родительском собрании. Можно предложить в группах обсудить вопрос: «5 основных ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали». Пусть каждый родитель вспомнит и запишет 5 ошибок в воспитании, которые он совершил. Ошибки обсуждаются в группах и выбираются 3 общие ошибки, которые позднее озвучиваются перед всем собранием. После выступления всех групп, делается обобщенный вывод.\

Или наоборот обратиться не к ошибкам воспитания, а к достоинствам. Снова работа в группах. На желтых полосках бумаги каждая группа пишет ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» На доске нарисовано общее солнышко, вернее, – его серединка, а каждая группа несет к нему свои лучи с перечислением проявлений родительской любви к ребенку.Любовь – высшее проявление потребности и способности человека стать Человеком. Во имя любви отказался от свободы и предпочѐл остаться с детьми, приняв с ними смерть, Я.Корчак. Сердце свое отдал детям В.А.Сухомлинский. А что мы можем сделать во имя любви друг к другу, во имя любви к детству? Любить, и быть любимыми.Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Необходимо беречь любовное единство семьи, не стесняясь проявлять любовь к своим близким и, в первую очередь, к детям. Помнить, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства посвящены только жизни для любимых.

И как писал Л.Н.Толстой: «Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остается» (1).

Литература:

1. Афоризмы великих и знаменитых. М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 192 с.

2. Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома. М.: Азбука, 2015. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Родительская любовь и воспитание"

Данное собрание используется в подготовительной к школе группе...

Конспект родительского собрания "Родительская любовь и воспитание"

«Любя своих детей, учите их любить вас, не  научите – будете  плакать на старости лет. Вот, по-моему, одна из самых мудрых  истин  материнства и отцовства»    ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Родительская любовь»

Представлен опыт работы по использованию инновационной технологии «Воспитательный диалог», М.В.Телегин...

Родительское собрание «Родительская любовь и воспитание»

Расширить представления родителей о формах проявления любви к своему ребёнку, проанализировать ошибки, допускаемые родителями, в общении с детьми, заострить внимание на положительных моментах воспитан...

Подлинная родительская любовь – образовательное пространство ребенка

Обзавестись ребенком - значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела (Элизабет Стоун)...

Родительское собрание "Родительская любовь"

Родительское собрание "Родительская любовь"...

Родительский авторитет - родительская любовь - основа воспитания ребенка

Разумная родительская любовь поможет ребёнку относиться к себе как к личности, которая формируется, по словам А.С. Макаренко, « общим тоном семьи»...