Статья на тему: «Поощрение и наказание. За или против»
статья
Процесс воспитания дело очень деликатное и крайне индивидуальное. Естественно, для гармоничного развития личности ребенку необходимы как запреты и ограничения, так и поощрения и определенные свободы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_pooshchrenie_i_nakazanie.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Поощрение и наказание. За или против»
Поощрение и наказание – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. «Ты молодец, справился с трудной задачей», «Мне нравится твоя сила воли», «Я очень довольна твоими успехами», все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок… Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам детей: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. Надо помнить, что чем больше взрослые используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.
Разумеется, не следует увлекаться наказаниями, но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А. С. Макаренко правильно указал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
Я считаю, что надо:
- чаще хвалить ребенка, чем осуждать; подбадривать, а не подмечать неудачи; вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить уже ничего невозможно;
- чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые;
- не надо самим создавать опасные прецеденты, надо быть последовательными – запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми;
- воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием;
- не ущемлять достоинство и самолюбие ребенка;
- если есть сомнения, наказывать или нет, - не наказывайте!
Надо помнить, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
- нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
- проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
- упрямство – свидетельство желания быть независимым;
- агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
- суета, беготня – ребенок дает выход энергии.
Таким образом, процесс воспитания дело очень деликатное и крайне индивидуальное. Естественно, для гармоничного развития личности ребенку необходимы как запреты и ограничения, так и поощрения и определенные свободы. Очень много зависит и от возраста, темперамента и индивидуальных особенностей ребенка – одному малышу будет достаточно легкого неодобрения или сердитого взгляда со стороны взрослого, другому требуются подробные объяснения, что и почему нельзя, третий воспринимает метафоричные воспитательные сказки, четвертый понимает только физическое ограничение. Но главным методом воспитания, я считаю, - это убеждение. А для этого надо разговаривать со своим ребенком, общаться с ним, искать примеры положительного подтверждения своих мыслей, быть тактичными, убеждая его. Только в таком случае, наши мысли станут его мыслями, наши стремления станут его стремлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"
Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........
Дискуссия по теме "Поощрение и наказание"
Конспект родительского собрания в форме дискуссии по теме "Поощрение и наказание" в средней группе детского сада....
Родительское собрание в детском саду. Тема " Поощрение и наказание ребенка в семье" Провела Мокрова Елена Николаевна.
Родительское собраниев детском саду группа " Березка"Тема: " Поощрение и наказание ребенка в семье".Провела Мокрова Елена Николаевна.2012 год.Тема: " Поощрение и наказание ребенка в семье".Место прове...
"Поощрение и наказание, за или против"
С помощью поощрений и наказаний мы добиваемся дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. Я считаю, что надо чаще использовать поощрения, наказывать лишь изредка....
"Поощрение и наказание, за или против"
С помощью поощрений и наказаний мы добиваемся дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. Я считаю, что надо чаще использовать поощрения, наказывать лишь изредка....
консультация на тему "Поощрение и наказание"
"Поощрение и наказание" консультация для родителей...
Статья «Поощрение и наказание: за и против»
Основными методами традиционного воспитания являются наказание и поощрение ребёнка. Эта статья соодержит некоторые аспекты воспитания ребёнка. Наказывать или не наказывать ребёнка? Как наказывать? Как...