Статья «Поощрение и наказание: за и против»
статья

Хабарова Дина Александровна

Основными методами традиционного воспитания являются наказание и поощрение ребёнка. Эта статья соодержит некоторые аспекты воспитания ребёнка. Наказывать или не наказывать ребёнка? Как наказывать? Как поощрять?  Это вопросы, котрые волнуют педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pooshchrenie_i_nakazanie.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Поощрение и наказание: за и против»

Воспитание ребёнка – это сложный многогранный процесс, который включает в себя  различные методы. Основными методами традиционного воспитания являются наказание и поощрение ребёнка.

В педагогике под поощрением понимается «одобрение», «содействие», «ускорение»,  «стимулирование», а под наказанием понимается «наставление», «выговор», «требование», «штраф».

Немецкий педагог А. Дистервег был противником наказаний. Он считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведется правильно.

А.С. Макаренко не исключал возможность наказания, считая, что «Наказание – очень трудная вещь, оно требует от педагога огромного такта и осторожности». Применение наказаний, с его точки зрения,  – показатель плохой вооруженности как воспитателя, плохую мою вооруженность педагогической техникой и плохое состояние нервов, отчаяние.

Осуждал наказание, как метод воспитания А. Фромм, который сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

 1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.

 2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

О неэффективности наказания писал Хаим Гиннот: "Наказание не устраняет недопустимое поведение, просто ребенок становится более осторожным в своем "преступлении". Когда ребенка наказывают, он решает быть более осторожным, а не более честным и ответственным".

В отношении методов поощрения  у учёных-педагогов редко встречаются разногласия в его необходимости, но есть различные подходы к его реализации. Так, Я.Коменский отмечал: «…когда учащийся под руководством учителя преодолеет трудность, проявит особые успехи в учебе и поведении, его нужно поощрять похвалой, отметкой, подарком и т. д.» Говоря о формах поощрения, он считал возможным использовать даже денежное вознаграждение.

А. Фромм, в свою очередь, предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них: не следует хвалить за то, что дано от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же; из жалости; из-за желания понравиться.

На мой взгляд, нельзя совершенно отказаться от метода наказания, как предлагает А. Дистервег, а вот относиться к нему с умом и осторожностью, как предлагал А. Макаренко, необходимо. И всегда нужно помнить об индивидуальных особенностях ребёнка: для одного наказание просто недопустимо в любой форме, для другого этот метод является действенным и способствует развитию положительных качеств.

Поощрение является также необходимым в воспитании ребёнка, но должно применяться в зависимости от ситуации и с учётом тех правил, которые предложил А. Фромм. Однако, говоря о формах поощрения, не могу согласиться с Я.А. Коменским – на мой взгляд, денежное вознаграждение в воспитании детей недопустимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поощрение и наказание, за или против"

 С помощью поощрений и наказаний мы добиваемся дисциплинированного, ответственного поведения ребенка.   Я считаю, что надо чаще использовать поощрения, наказывать лишь изредка....

"Поощрение и наказание, за или против"

 С помощью поощрений и наказаний мы добиваемся дисциплинированного, ответственного поведения ребенка.   Я считаю, что надо чаще использовать поощрения, наказывать лишь изредка....

Статья Поощрение и наказание

Статья Поощрение и наказание...

Статья "Поощрения и наказание"

Статья содержит рекомендации для воспитателей и родителей как поощрять и за что наказывать детей...

Статья на тему: «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»

laquo;Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»   Выполнила:Скрипунова Т.Г. Воспитатель ГБДОУ №131Адмиралтейского районаСанкт-Петербурга   Дл...

Статья "Поощрение и наказание"

Статья "Поощрение и наказание"...

Статья на тему: «Поощрение и наказание. За или против»

Процесс воспитания дело очень деликатное и крайне индивидуальное. Естественно, для гармоничного развития личности ребенку необходимы как запреты и ограничения, так и поощрения и определенные свободы....