Развитие памяти у детей логопедической группы на примере разучивания стихов
статья (старшая группа)

Ольшанская Лидия Яковлевна
Память создает предпосылки для умственного развития ребенка. Следовательно, для педагогов и родителей стоит каждодневная проблема – развивать память ребенка. Тренировать память можно скучно и не интересно, путем «зазубривания». А можно, используя, законы памяти, интересные приемы, техники эффективного запоминания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие памяти у детей логопедической группы на примере разучивания стихов.

(Воспитатель старшей логопедической группы Ольшанская Л. Я.)

В логопедической группе одной из главных задач является автоматизация поставленных звуков во фразовой речи. Перед ребенком стоит не простая задача не только  запомнить текст, стишок, но и следить за правильным звукопроизношением при его воспроизведении. Возникает задача – научить детей, как запоминать, что делать с материалом для его запечатления, сохранения и воспроизведения.

Школьное обучение также предъявляет большие требования к произвольной памяти детей. С первых дней пребывания в школе перед ребенком возникает необходимость запоминать разнообразный учебный материал: научиться читать, выучить таблицу умножения, стихотворение, подготовить пересказ. Совершенно очевидно, что в целях подготовки ребенка к школе, необходимо развивать уже в дошкольном возрасте произвольную память.

Разные специалисты по развитию памяти считают, что одной из причин ухудшения памяти у современных людей является то, что они перестали запоминать стихи. Запоминание стихов – отличный способ тренировки природной памяти.

Несмотря на то, что стихотворный текст запоминается гораздо легче обычного, современный ребенок все равно испытывает трудности при его заучивание. Как облегчить этот процесс? Обратимся к законам памяти.

Первый закон – яркость впечатлений: то, что чем-то выделяется, понравилось ребенку, запоминается само по себе, без особых усилий. Следовательно, взрослый должен как артист прочитать стихотворение, чтобы ребенок не только услышал, но и увидел, представил то, о чем в нем говорится. Большую помощь в создании яркости впечатлений окажет визуализация. Пусть ребенок сделает рисунок по теме стихотворения, нарисует себя в лесу, как он сам наблюдает всю эту картину. Помогите ребенку войти внутрь нарисованной картинки, услышать звуки, почувствовать запахи, дотронуться до окружающих объектов. Дополнительное преимущество использования визуализации заключается в положительных эмоциях, которые испытывает ребенок, что, в свою очередь, ведет к появлению интереса и, соответственно, вниманию.

Второй закон – значимость информации. Не каждый ребенок сможет осознать значимость информации. Значит, ему нужно помочь, убедить в положительных моментах запоминания стихотворения: порадовать родителей, улучшить память, участвовать в конкурсе и т.д. И тогда разучивание стихотворения перейдет в разряд значимых, будет происходить легче.

Третий закон – интерес. Закон интереса тесно связан с предыдущим законом. Для ребенка интерес – это «сладкая конфетка». Кто первым выучит, кто расскажет без «запинок», кто будет самым выразительным и т. д.

Четвертый закон – мотивация (причина, желание). У ребенка мотивация изначально отсутствует. Следовательно,  ее нужно создать искусственно. Чтобы искусственно мотивировать ребенка, следует установить связь материала с будущей деятельностью. В дошкольном возрасте важное место занимает учебный мотив. Приступая к разучиванию, следует пояснить детям, что они будут учиться запоминать. Так как это умение им пригодится и  в играх, и в учебе в школе.

Пятый закон – деятельности и манипуляции с текстом. Это постоянное повторение и освежение текста в памяти. Как сделать повторение интересным? Вот несколько способов запоминания и повторения стихов:

- Составление пиктограммы.

Прежде всего, в тексте надо выделить ключевые слова или короткие выражения. Затем к ним нарисовать картинку, которая впоследствии напомнит нужное слово, т. е. будет являться зрительной ассоциацией на слово. Эта деятельность развивает воображение, так как следует проявить фантазию, чтобы придумать изображение абстрактному понятию, не имеющего конкретного зрительного образа.

- Чтение стихотворения под специально подобранное музыкальное сопровождение.

- Повторение с помощью различных движений:

Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается». Движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем различные движения.

А) Рисование спирали: ребенок рисует спираль и произносит текст.

Б) «Печатание» текста стихотворения: ребенок имитирует набирание текста на компьютере – стучит кончиками пальцев по столу.

В) Рассказывает стихотворение с помощью специально придуманных детьми движений. Упражнение «Расскажи стихи руками».

- Большую продуктивность имеет запоминание перед сном.

- Повторение с использованием метода «шторки». Этот способ заключается в последовательном закрывании правой части стихотворного текста и попытке детей закончить строку по памяти. Вначале взрослый недоговаривает одно слово, затем два – три. Итак, постепенно, мы закрываем почти все поле справа, оставляя первое слово в строке. Последний этап со «шторкой»  - вы оставляете только первую букву первого слова в строке. Можно написать вертикальный ряд из первых букв и дать ребенку попытаться повторить текст.  

Шестой закон – понимания и осмысления. Чтобы текст был легче и лучше усвоен, его необходимо осмыслить. Если ребенок не имеет понятия о том, что он старается запомнить, то выучить его будет крайне тяжело. Стихи начинаем учить лишь после того, как стала понятна их мысль и почувствовано его настроение. Для этого определяем, о чем говорится в стихотворение, какое оно по настроению (грустное, веселое, печальное). Чтобы осознать смысл текста, который кажется трудным, следует пересказать текст, как можно проще, своими словами. Когда ребенок проделает эту работу, смысл текста уже не будет представлять большой сложности и поможет прочнее запомнить первозданный поэтический текст. Если ребенку трудно сделать пересказ, следует задать ему вопросы, ответы на которые и составят пересказ. Обязательно объясняем непонятные, трудные слова, без понимания которых ускользает смысл предложения, текста. На данном этапе учимся обращаться к толковому словарю.

Седьмой закон – уверенность в своей памяти. Уверенность в том, что ребенок сможет запомнить ту или иную информацию, значительно способствует самому процессу запоминания. «Ты сможешь это сделать, ты – умный, сообразительный, с хорошей памятью». Называйте это внушением, созданием позитивного настроения. Когда ребенок будет настроен на победу, на достижение поставленной задачи, он будет на полпути к успеху.

Восьмой закон – хорошее внимание. Без внимания нет запоминания, а внимание зависит от интереса, проявляемого к объекту запоминания. Получается, что без интереса не будет внимания, а без внимания не будет цепкости запоминания. Внимание и сосредоточение можно развивать с помощью прослушивания стихов с электронных носителей при минимальном уровне громкости.

Девятый закон – синтез анализаторных систем. Существуют различные типы памяти: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная, эмоциональная.  У дошкольника превалирует зрительная память, но чем больше анализаторов задействовано в запоминание, тем выше его эффективность. При разучивании стихотворения следует подобрать иллюстрации, рисунки по его содержанию и расположить их в определенном порядке. Эта книжка – раскладка будет «помогалочкой» при воспроизведении детьми стихотворения. Эти книжки - раскладки могут находиться в книжном уголке и дети время от времени смогут повторять стихи в течение года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию фонематического восприятия детей логопедической группы

Использование ТРИЗ на логопедических занятиях. Тема: «Звуки Щ-Ч»...

Дидактические игры по развитию памяти для детей средней группы

Небольшая картотека игр по развитию памяти...

Модель занятия ООД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы компенсирующей направленности. «Разучивание стихов о школе»

Тема ООД: "Разучивание стихов о школе"Программное содержание:1. Продолжать расширять кругозор детей о школе, школьных принадлежностях.2. Учить детей рассказывать стихи громко, четко, в...

Развитие памяти в старшей логопедической группе

Данный конспект позволяет развивать не только и слуховую,но и зрительную память у детей старшей логопедической группы. А так же создать благоприятный фон для проведения занятия....

Развитие памяти у детей подготовительных групп

Рекомендации родителям для развития слуховой и зрительной кратковременной памяти + картотеки развивающих игр...

консультация для родителей "Развитие памяти у детей средней группы"

Консультация для родителей «Развитие памяти у детей средней группы» Уважаемые родители! Поговорим о том, как можно помочь вашему ребенку развить память в средней группе...