Проверка "рукости" у дошкольника
методическая разработка (старшая группа)

Екатерина Александровна Синякова

Определение ведущей руки является одним из ключевых моментов нейропсихологической диагностики, поскольку данная индивидуальная характеристика является одной из причин наблюдаемых особенностей развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverka_levorukosti.docx126.84 КБ

Предварительный просмотр:

Как определить ведущую руку у ребенка?

Определение ведущей руки является одним из ключевых моментов нейропсихологической диагностики, поскольку данная индивидуальная характеристика является одной из причин наблюдаемых особенностей развития.

Наиболее информативным является непосредственное наблюдение за деятельностью ребёнка, во время которого отмечается, какая рука более активна, какой рукой движения выполняются более быстро, ловко и точно. Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. 

Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4—5 лет. Начиная с 16—20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4—5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками.

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ РУКОСТИ

При проведении этих «тестов» важно помнить несколько правил, соблюдение которых поможет получить более достоверные результаты:

1. Ребенку не следует знать, с какой целью родители затеяли эти занятия. В противном случае существует вероятность того, что малыш будет неосознанно или осознанно (в случае, если его предпочтения при выборе ведущей руки вызывают у родителей тревогу, о которой ему известно) стремиться действовать не той рукой, которой ему удобно действовать.

2. Чем младше ребенок, тем более желательно организовать «тестирование» в форме игры. Для более старшего ребенка можно предложить эти упражнения как элементы утренней зарядки.

3. Не демонстрируйте действия, иначе ребенок может просто повторить за вами, ориентируясь на вашу ведущую руку.

4. Каждую из проб желательно провести несколько раз. Надо помнить, что результаты данных тестов не абсолютны. Они чаще всего верны, но не дают 100% гарантии.

5. Возможен также вариант, когда ребенок с одинаковой частотой и одинаково успешно использует и левую, и правую руку. В таком случае дети, зачастую, сами определяются, для каких действий какую руку им удобнее использовать. Рисовать ребенок может левой, а писать — правой. Эту особенность важно учитывать и предупреждать о ней всех специалистов, которые будут работать с ребенком.

                                                   Тесты

1.Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
       2. Рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.
Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.

3. Открывание спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.

4. «Построй колодец из палочек (спичек)». Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

5. «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, круг.

6. Вырезание по контуру. Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка.

https://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2011/12/2.jpg

7. Карточки- лото .Все карточки (10—15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.
Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

8. Нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

9. Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2—3 штуки) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

       10. Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держитузел).
      11.Построить из кубиков дом, ограду и т.п.
Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики.

Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т.е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».

Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

12.Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).

13. Перелить воду из одного сосуда в другой.

14 Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во флакон с узким отверстием).

15. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

Бланк ответов

Задание

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13

14

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...