Родительское собрание "Кризис 3 - х лет"
консультация (младшая группа)
Материал для родительского собрания в ДОУ для родителей детей 3 - х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_3_let.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Кризис трех лет
Цель:
- дать понятие «кризис трех лет» (определение, симптомы);
- помочь родителям находить пути решения в сложных ситуациях;
- учить принимать своих детей.
Упрямство и капризы малышей довольно часто омрачают жизнь родителей. Постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих неприятных нарушений поведения ребенка.
Возраст с 2,5 до 3,5 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам».
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.
В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Ребеночку хочется суметь ощутить себя абсолютно взрослым независимым и самостоятельным. Ведь в этом совсем юном возрасте дети в действительности уже имеют свое собственное видение свое собственное "хочу" и «не хочу» в этом возрасте они уже готовы отстаивать свои видения и взгляды перед всеми взрослыми и перед родителями в частности. Это в тот же самый момент и время для новых открытий или даже находок, поскольку это так же и возраст для пробуждения детской фантазии и четкого осознания себя самого как отдельной личности социальной единицы.
Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.
Ребенок не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Становится упрямым, капризным, вздорным. Вдруг он по какой-то причине начинает буквально все делать с точностью «наоборот». В это время малыш может полностью и категорически отказываться ложиться спать, даже тогда когда ему этого очень хочется, он может не хотеть самостоятельно одеваться, или убирать свои игрушки. Кроха постоянно капризничает, требует. Малыш кричит и сильно топает ногами, в том случае если его родители не спешат сиюминутно выполнять любую из его просьб.
Это не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление кризиса говорит о том, что в психике ребенка сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.
Три года – это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «я». Ребенок начинает отделять себя от мира взрослых и вступает в самостоятельную жизнь. Без психологического отдаления от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Симптомы кризиса:
- Негативизм - Негативизм – это такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет что-либо делать только по тому, что это предложил кто-то из взрослых. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (т.е. им важно сделать именно наперекор тому, что требует взрослый).
- Упрямство - Упрямство – это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого.
- Строптивость – направлена против норм воспитания, образа жизни в целом, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.
- Своеволие, своенравие – все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет.
- Протест–бунт – ребенок находится в стадии войны со всем и всеми.
- Обесценивание – ребенок начинает ругаться, обзываться, употреблять нецензурную брань. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и даже собственные переживания. В лексиконе ребёнка появляются слова, которые обозначают всё плохое, отрицательное. Эти слова ребёнок употребляет по отношению к таким вещам, которые сами по себе неприязни не вызывают. В этот период дети могут начать грубить тем взрослым, которых до этого очень уважали.
- Деспотизм – проявляет деспотичную власть по отношению к окружающим.
Как правильно реагировать родителям малыша?
Как правильно реагировать родителям на кризис ребенка 3 лет. Итак, в первую очередь, однозначно вам не стоит излишне заострять внимание на таком плохом поведении вашего ребенка, и уж тем более не стоит пытаться силою сломить его. Поверьте, такое поведение не приведет вас ни к чему позитивному или хорошему. Но вот и сразу впадать в другую крайность – имеется в виду вседозволенность, тоже категорически нельзя. Ребенок однозначно не должен будет решить, что его истерика – это самый надежный способ для того чтобы суметь добиться чего-то так им желаемого. Самое мудрое, в данной ситуации, что смогут сделать любые родители – это просто отвлечь своего ребенка, постараться переключить его пристальное внимание на что-либо совсем другое. Так, например, можно будет попробовать предложить крохе почитать ему его любимую книжку или же предложить вместе поиграть во что-нибудь, какую-нибудь из его любимых игр.
Конечно же, если ваш ребенок уже смог достичь пика своей истерики, все это не сможет сработать. В таком случае подобный приступ детского гнева вам нужно будет просто переждать. А вот если вы, к примеру, находитесь дома – просто твердо скажите своему ребенку, что вы согласитесь поговорить с ним, только тогда когда малыш остынет, и просто займитесь своими неотложными делами. При этом сами обязательно оставайтесь максимально спокойными, причем как бы вам трудно это ни было. А уже после того как истерика минует спокойно объясните ребеночку, что вы несомненно его очень любите, однако такими капризами он все равно ничего от вас не добьется. Если же подобная истерика случилась где-то на улице или допустим в магазине (надо сказать, что дети очень любят, как говорится «работать на публику»), то по возможности просто лишите своего ребенка излишних зрителей. Причем для этого, вполне возможно будет, просто перенести своего ребенка куда-то в менее людное или закрытое от посторонних место. Кроме того старайтесь всегда избегать тех ситуаций, когда ребенку проще всего ответить вам «нет». Так, например не стоит давать малышу каких-то прямых указаний типа: «Быстро одевайся, сейчас мы с тобой пойдем гулять». Просто создайте для крохи некую иллюзию выбора, сказав: «Как ты бы хотел погулять в парке или может во дворе?», «Мы с тобой будем играть с ведерком в песочнице или же лучше пойдем на горку?». Просто помогите своему ребенку справиться с этим кризисом.
Никогда старайтесь не забывать хвалить своих малышей за их хорошее или правильное с вашей точки зрения поведение и, конечно же, поощряйте продуманную и осознанную самостоятельность. Вы можете попробовать еще один хитрый ход – просто расскажите в присутствии малыша его бабушке или же папе, которые пришли с работы как малыш что-то сделал хорошо. Поверьте, все это поможет своевременно сформировать у вашего ребенка положительный образ самого себя.
Кризис трех лет – это кризис, прежде всего, социальный, кризис взаимоотношений между ребенком и окружающими людьми.
Советы психологов
Что могут сделать родители во время кризиса.
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
- Истеричность и капризность требуют зрителей. Не прибегайте к помощи посторонних.
- Во время приступа оставайтесь рядом. Дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь во время приступа что-нибудь внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Постарайтесь переключить внимание ребенка на что – то другое.
- Не надо обращаться непосредственно к плачущему или кричащему ребенку и уговаривать его.
- После истерики, ссоры, когда ребенок успокоился, пожалейте его, объясните, в чем он не прав. Дайте ему понять, что вы любите его любого.
- Нежелательно использовать авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком. Это может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ.
- Как можно меньше вмешивайтесь и торопите ребенка. Развивайте самостоятельность! Чрезмерная заботливость неизбежно делает ребенка слишком зависимым от родителей, ведет к серьезным проблемам в дальнейшем – комплексам в общении.
- Можно воспользоваться приемом действия «от противного» - разрешить кричать («Я тебе разрешаю») или «усилить» негативное поведение («Что так тихо, я тебя не слышу»). Сам факт дозволенности сбивает ребенка с толку.
- Если вы на чем-то настаиваете, оставайтесь неприступными, доводите дело до конца. При этом будьте спокойными.
- Побольше совместной деятельности.
- Ребенок должен усвоить с детства, что мама и папа – главные люди в семье. Они принимают решения.
Положительные черты кризиса трех лет.
Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств. Задача взрослого – не допустить закрепления крайних проявлений.
Упрямство – крайняя степень проявления воли.
Капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».
Эгоизм – чувство собственного достоинства.
Агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты.
Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности.
Заключение
Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы проведения родительских встреч. Родительское собрание в первой младшей группе. « Школа молодых матерей » ТЕМА: « Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Сп
Задачи: Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2....
Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»
Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...
Групповая консультация для родителей на родительском собрании "Отношения в семье. Стили родительского воспитания"
Результаты и последствия разных стилей родительского воспитания...
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"
Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"
Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...