Методическое пособие для родителей по изучению космоса с детьми 5-6 лет
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Гайдаш Ирина Александровна

Познакомить детей с историей освоения космоса, достижениями ученых  в области освоения космического пространства. Расширять представления детей о космической технике (искусственные спутники, ор­битальные космические станции, скафандры, космический корабль). Развивать и поддерживать интерес у детей к летчикам – космонавтам (Ю. Гагарину, В. Терешковой и др.), восхищаться их героическими поступками. Воспитывать чувство гордости за то, что первым в мире космонавтом был гражданин нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Космос для детей808.09 КБ

Предварительный просмотр:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/113/667/113667347_large_RRRRRyoSRyo_12.png

Дорогие родители, приветствуем Вас! Мы предлагаем Вам и вашему ребенку немного попутешествовать в космосе и узнать много нового и интересного.

Беседы, загадки, опыты, сказки, видео-ролики, задание на развитие мелкой моторики и творчества. Вас ждут именно здесь.

Итак, начнем.

http://uchportfolio.ru/public_files/1401722685.jpg

12 апреля наша страна и весь мир отмечает День космонавтики. Почему именно 12 апреля, а не в какой-нибудь другой день? Дело в том, что именно 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полет.

Беседа «Первые попытки покорения космоса»

Цель: в доступной форме объяснить ребенку  этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.

Ход беседы:

Скажи, какой праздник отмечается 12 апреля?

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.

В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым слетал в Космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой – кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства.

Глаза создали «локаторщики».

Уши – «радио конструкторы».

Руки – «специалисты по автоматике».

4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в подворотнях – это был первый отряд собак. Всего учавствовало 32 собачки.

Собак в подопытные решили взять потому, что ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

В начале 1956 года была поставлена новая задача: готовить 30-суточный полет двух собак.

Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. 

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

В память о погибшей Лайке перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.

Событие века – человек в космосе – эта весть заставила весь мир 12 апреля 1961 года смотреть на небо, усыпанное звёздами, покрытое облаками, или сияющее в лучах солнца по-особенному. Именно в этот день гражданин нашей страны, Юрий Алексеевич Гагарин, на космическом корабле «Восток-1» совершил первый в истории человечества полёт в космос.

Время полёта 1 час 48 мин, высота 181-327 км.

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще одно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт - С. Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Информация  по познавательному развитию «Что мы знаем о космосе?»

- Скажи пожалуйста, а ты  знаешь, в каком городе мы  живём? А где находится город Краснодар, в какой стране?

- Страна Россия – одна из множества стран на нашей планете Земля. А ты, знаешь, как в древности люди представляли нашу планету Земля?

- В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

 

- Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А какие вы планеты ещё знаете? 

https://i1.wp.com/mfina.ru/wp-content/uploads/2017/12/738116805-e1512139725971.jpg

- А есть еще  в космическом пространстве  объекты, кроме планет Солнечной системы?

Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия.

- Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются?

Созвездия.

http://mila.kcbux.ru/Raznoe/Zdorove/Luna/image/anime/390.gif

 

А сейчас  мы  Вам предлагаем поиграть в игру “Собери созвездие”.

Дети по образцу из маленьких звездочек, круп, макарон выкладывают свое созвездие.(Ждем обратную связь, фото-отчет)

Но, до звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты уже изучали. Как мы уже выяснили, поверхность планет состоит из кратеров. Предлагаем посмотреть, как они образуются и провести опыт в домашних условиях.

Опыт “Метеориты и метеоритные кратеры”

- Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер?

Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.

Детям о космосе. Сказка о млечном пути

Как-то раз Павлуша с папой отправились в поход. Не на прогулку, а в самый настоящий поход с палаткой и ведром картошки.

Доехали до леса, долго шли по тропинке. Даже нашли пару грибочков. И вышли на берег реки.

детям о космосе

Здесь папа поставил палатку и начал собирать хворост, показывая Павлуше как определять, годен он для костра или нет.

А вокруг звенели, надрываясь, трели невидимых глазу птиц. Летали бабочки и плескалась в чистой воде реки маленькая рыбка.

Павлуша, глядя на круги воды, спросил:

— Папа, а мы рыбачить будем?

— Не сейчас, Павлик, сейчас мы приготовим легкий ужин, накупаемся. А как только солнце коснется краешка земли, будем доставать удочки.

— Эх… а я хочу сейчас. Ты посмотри, пап, сколько там рыбы — она даже в воде не помещается, наружу выпрыгивает.

Папа улыбнулся, погладил Павлушку по голове, и сказал:

— Помещается, просто ей сейчас весело. День-то вон какой веселый, солнечный. Вот и плещется юная рыбка. Но такую мелочь мы ловить не будем, пусть растет. Дождемся когда крупная рыба на вечерний клев пойдет.

Павлик сделал серьезное лицо и отправился в лесок, еще хворост собирать.

Начало темнеть. Уставший от плескания в воде и отлично поужинавший походной кашкой Павлик задремал на одеяле возле палатки.

детям о космосе

Папа не стал будить сорванца и один отправился к реке с удочкой.

Но Павлик заснул не надолго. В ночной темноте что-то треснуло. Наверное ночной зверек случайно наступил на сухую ветку. Звук был подобен грому. И от него Павлуша проснулся.

Проснулся, и увидел ясное, полное ярких звездочек небо.

Он лежал на спине на мягком одеяле и пытался сосчитать крохотные ночные светильники. Но сколько не пытался, постоянно сбивался со счета. Так их было много.

Поняв, что считать звезды — дело не простое, Павлик сдался. Он просто лежал и смотрел в небо. Одни звезды еле светили, другие были яркие, как лампочки. Но вот он заметил среди них какое-то странное явление. Вроде и не звезды, и не чернота. А как будто белое пятно между ними.

— Что это? — вслух спросил Павлик у папы.

— Ты уже не спишь? — вопросом на вопрос ответил папа. Он закрепил удочку в ближайшем кусте и пошел к сыну.

— Что ты там увидел? — переспросил он.

— Вон там, что-то белое. Везде небо черное, а там — нет.

https://newskazki.com/wp-content/uploads/2013/04/%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C-300x161.jpg

— А, это… это млечный путь. — Ответил папа.

— Путь? Это дорога для звездочек?

— Нет, малыш. Это так называют скопление большого числа звезд. Их очень много и они очень далеко от нас. Поэтому каждую звездочку рассмотреть невозможно, а все вместе они выглядят как белое пятно.

— О… — издал удивленный звук Павлуша, — как это интересно. А почему они так все вместе собрались, в белое пятно?

— Это долгая история, но если не боишься уснуть, то могу рассказать.

— Да-да, папа! Я не усну!

— Хорошо, тогда слушай. Когда-то очень давно, когда еще ни меня, ни тебя не было на свете…

— А дедушка?

— И дедушки тоже не было. Ты не перебивай, а слушай.

— Ладно.

— В те времена не было так много звезд, как сейчас. А была одна большая, очень большая и горячая звезда.

— Как солнце?

— Как солнце, только еще больше.

— Ух ты…

— И в этой большой звезде жили светлячки. Они жили очень дружно. Вместе пели, танцевали, вместе плакали, когда кому-то из них было плохо.

Но однажды они поссорились. Уже никто не знает из-за чего. Разругались, и все тут. И не просто два светлячка, а все. Ни один ни с одним даже говорить не хочет, чтобы помириться.

И как только перестали они дружить, как большая звезда распалась. Бах, и разлетелась маленькими звездочками по всему нашему небу.

Потом часть светлячков, ставших звездочками, все же помирились, и решили сблизиться. Но соединиться в одну большую звезду они так и не смогли. До сих пор стараются держаться рядом, но подальше от других звезд.

А нам они видны как млечный путь, словно кто-то из космонавтов пролил кружку молока, которую хотел выпить на ночь.

— Павлуш, ты спишь?…. Спит… А я еще так много хотел рассказать о звездах…

Предлагаем просмотреть познавательные видео ролики-

https://www.youtube.com/watch?v=hkdQCBJZO30&feature=youtu.be

https://www.youtube.com/watch?v=SqJCbZc6rF8&feature=youtu.be 

https://youtu.be/vH2tNT5iIrc

https://youtu.be/wCqLDIugYbM

https://youtu.be/ZAj92luFSKs

Загадки для ребят

https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-kosmos-dlya-detej.html

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми". Младшая группа.

Тема «Семья»1. Рассмотрите с ребенком фотографии всех членов семьи. Поочередно показывайте изображенных на фотографии членов семьи и называйте их четко, ясно и лаконично:- Это папа.- Это мама.- Это де...

Учебно-методическое пособие "Картотека мнемотаблиц для разучивания стихов с детьми дошкольного возраста"

Картотека предназначена для работы с детьми по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"....

Учебно-методическое пособие "Игры с цветом" для работы с детьми среднего дошкольного возраста

Учебно-методическое пособие по формированию знаний основ цветоведения у детей среднего дошкольного возраста....

Учебно-методическое пособие на тему "Планирование образовательной работы с детьми старшей группы на сентябрь "

Представляю практический материал  планирования   образовательного процесса  , составленный на основе федеральных государственных требований.   В  основе данного пла...

Учебно-методическое пособие « Использование арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».

Пособие адресовано педагогам-психологам, воспитателям всем кого интересует вопросы арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрста. Представлены арт-терапевтические техники, структура и организация ...

Методическое пособие для родителей «ГОТОВИМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»

Процесс приготовления пищи является одним из самых эмоционально насыщенных. Одни люди любят готовить и черпают из этого вдохновение. Другие, наоборот, делают это с неохотой и только ради необходимости...

Методические рекомендации для родителей по изучению темы "Мебель"

Методические рекомендации для родителей по изучению темы "Мебель"...