Методическое пособие для родителей по изучению космоса с детьми 5-6 лет
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Познакомить детей с историей освоения космоса, достижениями ученых в области освоения космического пространства. Расширять представления детей о космической технике (искусственные спутники, орбитальные космические станции, скафандры, космический корабль). Развивать и поддерживать интерес у детей к летчикам – космонавтам (Ю. Гагарину, В. Терешковой и др.), восхищаться их героическими поступками. Воспитывать чувство гордости за то, что первым в мире космонавтом был гражданин нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Космос для детей | 808.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогие родители, приветствуем Вас! Мы предлагаем Вам и вашему ребенку немного попутешествовать в космосе и узнать много нового и интересного.
Беседы, загадки, опыты, сказки, видео-ролики, задание на развитие мелкой моторики и творчества. Вас ждут именно здесь.
Итак, начнем.
12 апреля наша страна и весь мир отмечает День космонавтики. Почему именно 12 апреля, а не в какой-нибудь другой день? Дело в том, что именно 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полет.
Беседа «Первые попытки покорения космоса»
Цель: в доступной форме объяснить ребенку этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.
Ход беседы:
Скажи, какой праздник отмечается 12 апреля?
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.
В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым слетал в Космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой – кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства.
Глаза создали «локаторщики».
Уши – «радио конструкторы».
Руки – «специалисты по автоматике».
4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.
Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.
И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в подворотнях – это был первый отряд собак. Всего учавствовало 32 собачки.
Собак в подопытные решили взять потому, что ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.
В начале 1956 года была поставлена новая задача: готовить 30-суточный полет двух собак.
Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами.
По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.
Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.
В память о погибшей Лайке перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.
Событие века – человек в космосе – эта весть заставила весь мир 12 апреля 1961 года смотреть на небо, усыпанное звёздами, покрытое облаками, или сияющее в лучах солнца по-особенному. Именно в этот день гражданин нашей страны, Юрий Алексеевич Гагарин, на космическом корабле «Восток-1» совершил первый в истории человечества полёт в космос.
Время полёта 1 час 48 мин, высота 181-327 км.
Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще одно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт - С. Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.
Информация по познавательному развитию «Что мы знаем о космосе?»
- Скажи пожалуйста, а ты знаешь, в каком городе мы живём? А где находится город Краснодар, в какой стране?
- Страна Россия – одна из множества стран на нашей планете Земля. А ты, знаешь, как в древности люди представляли нашу планету Земля?
- В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.
- Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А какие вы планеты ещё знаете?
- А есть еще в космическом пространстве объекты, кроме планет Солнечной системы?
Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия.
- Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются?
Созвездия.
А сейчас мы Вам предлагаем поиграть в игру “Собери созвездие”.
Дети по образцу из маленьких звездочек, круп, макарон выкладывают свое созвездие.(Ждем обратную связь, фото-отчет)
Но, до звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты уже изучали. Как мы уже выяснили, поверхность планет состоит из кратеров. Предлагаем посмотреть, как они образуются и провести опыт в домашних условиях.
Опыт “Метеориты и метеоритные кратеры”
- Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер?
Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.
Детям о космосе. Сказка о млечном пути
Как-то раз Павлуша с папой отправились в поход. Не на прогулку, а в самый настоящий поход с палаткой и ведром картошки.
Доехали до леса, долго шли по тропинке. Даже нашли пару грибочков. И вышли на берег реки.
Здесь папа поставил палатку и начал собирать хворост, показывая Павлуше как определять, годен он для костра или нет.
А вокруг звенели, надрываясь, трели невидимых глазу птиц. Летали бабочки и плескалась в чистой воде реки маленькая рыбка.
Павлуша, глядя на круги воды, спросил:
— Папа, а мы рыбачить будем?
— Не сейчас, Павлик, сейчас мы приготовим легкий ужин, накупаемся. А как только солнце коснется краешка земли, будем доставать удочки.
— Эх… а я хочу сейчас. Ты посмотри, пап, сколько там рыбы — она даже в воде не помещается, наружу выпрыгивает.
Папа улыбнулся, погладил Павлушку по голове, и сказал:
— Помещается, просто ей сейчас весело. День-то вон какой веселый, солнечный. Вот и плещется юная рыбка. Но такую мелочь мы ловить не будем, пусть растет. Дождемся когда крупная рыба на вечерний клев пойдет.
Павлик сделал серьезное лицо и отправился в лесок, еще хворост собирать.
Начало темнеть. Уставший от плескания в воде и отлично поужинавший походной кашкой Павлик задремал на одеяле возле палатки.
Папа не стал будить сорванца и один отправился к реке с удочкой.
Но Павлик заснул не надолго. В ночной темноте что-то треснуло. Наверное ночной зверек случайно наступил на сухую ветку. Звук был подобен грому. И от него Павлуша проснулся.
Проснулся, и увидел ясное, полное ярких звездочек небо.
Он лежал на спине на мягком одеяле и пытался сосчитать крохотные ночные светильники. Но сколько не пытался, постоянно сбивался со счета. Так их было много.
Поняв, что считать звезды — дело не простое, Павлик сдался. Он просто лежал и смотрел в небо. Одни звезды еле светили, другие были яркие, как лампочки. Но вот он заметил среди них какое-то странное явление. Вроде и не звезды, и не чернота. А как будто белое пятно между ними.
— Что это? — вслух спросил Павлик у папы.
— Ты уже не спишь? — вопросом на вопрос ответил папа. Он закрепил удочку в ближайшем кусте и пошел к сыну.
— Что ты там увидел? — переспросил он.
— Вон там, что-то белое. Везде небо черное, а там — нет.
— А, это… это млечный путь. — Ответил папа.
— Путь? Это дорога для звездочек?
— Нет, малыш. Это так называют скопление большого числа звезд. Их очень много и они очень далеко от нас. Поэтому каждую звездочку рассмотреть невозможно, а все вместе они выглядят как белое пятно.
— О… — издал удивленный звук Павлуша, — как это интересно. А почему они так все вместе собрались, в белое пятно?
— Это долгая история, но если не боишься уснуть, то могу рассказать.
— Да-да, папа! Я не усну!
— Хорошо, тогда слушай. Когда-то очень давно, когда еще ни меня, ни тебя не было на свете…
— А дедушка?
— И дедушки тоже не было. Ты не перебивай, а слушай.
— Ладно.
— В те времена не было так много звезд, как сейчас. А была одна большая, очень большая и горячая звезда.
— Как солнце?
— Как солнце, только еще больше.
— Ух ты…
— И в этой большой звезде жили светлячки. Они жили очень дружно. Вместе пели, танцевали, вместе плакали, когда кому-то из них было плохо.
Но однажды они поссорились. Уже никто не знает из-за чего. Разругались, и все тут. И не просто два светлячка, а все. Ни один ни с одним даже говорить не хочет, чтобы помириться.
И как только перестали они дружить, как большая звезда распалась. Бах, и разлетелась маленькими звездочками по всему нашему небу.
Потом часть светлячков, ставших звездочками, все же помирились, и решили сблизиться. Но соединиться в одну большую звезду они так и не смогли. До сих пор стараются держаться рядом, но подальше от других звезд.
А нам они видны как млечный путь, словно кто-то из космонавтов пролил кружку молока, которую хотел выпить на ночь.
— Павлуш, ты спишь?…. Спит… А я еще так много хотел рассказать о звездах…
Предлагаем просмотреть познавательные видео ролики-
https://www.youtube.com/watch?v=hkdQCBJZO30&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=SqJCbZc6rF8&feature=youtu.be
Загадки для ребят
https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-kosmos-dlya-detej.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми". Младшая группа.
Тема «Семья»1. Рассмотрите с ребенком фотографии всех членов семьи. Поочередно показывайте изображенных на фотографии членов семьи и называйте их четко, ясно и лаконично:- Это папа.- Это мама.- Это де...
Учебно-методическое пособие "Картотека мнемотаблиц для разучивания стихов с детьми дошкольного возраста"
Картотека предназначена для работы с детьми по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"....
Учебно-методическое пособие "Игры с цветом" для работы с детьми среднего дошкольного возраста
Учебно-методическое пособие по формированию знаний основ цветоведения у детей среднего дошкольного возраста....
Учебно-методическое пособие на тему "Планирование образовательной работы с детьми старшей группы на сентябрь "
Представляю практический материал планирования образовательного процесса , составленный на основе федеральных государственных требований. В основе данного пла...
Учебно-методическое пособие « Использование арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».
Пособие адресовано педагогам-психологам, воспитателям всем кого интересует вопросы арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрста. Представлены арт-терапевтические техники, структура и организация ...
Методическое пособие для родителей «ГОТОВИМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»
Процесс приготовления пищи является одним из самых эмоционально насыщенных. Одни люди любят готовить и черпают из этого вдохновение. Другие, наоборот, делают это с неохотой и только ради необходимости...
Методические рекомендации для родителей по изучению темы "Мебель"
Методические рекомендации для родителей по изучению темы "Мебель"...