Подготовка руки к письму дошкольников с особыми познавательными возможностями.
методическая разработка (старшая группа)

Рассказова Наталия Владимировна

В материале представлены рекомендации для родителей по подготовке руки к письму дошкольников с ОВЗ. Описаны основные этапы подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста с особыми познавательными возможностями. Даны рекомендации родителям по выполнению упражнений на каждом этапе подготовки руки к письму у дошкольников с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovki_ruki_k_pismu_doshk._s_ovz.docx291.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

(дошкольное подразделение)

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ОСОБЫМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

     

                    http://www.maam.ru/upload/blogs/ffb2cb1c86636af3e9d18ec4d5dcfbd9.jpg.jpg                            http://cdn4.imgbb.ru/user/41/419300/895520e414668d4ba6aee5d0fb1a63dc.jpg

http://chelovechki.net/wp-content/uploads/2015/08/razvivauschee_posobie_dlia_detey_nasekomye_2.jpg

                               

Учитель-дефектолог: Рассказова Н.В.

г.Тамбов


     Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс, в том числе и к детям с особыми познавательными возможностями. К сожалению, уровень их подготовленности не соответствует этим требованиям. На первом этапе школьного обучения дети часто испытывают затруднения с письмом: неправильно или совсем не умеют держать письменные принадлежности, быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв и цифр, ребенок не различает понятий «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

     Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении особого ребенка программы первого класса и вызывает необходимость организации в коррекционном дошкольном учреждении специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки. Такие занятия должны сочетать формирование и развитие у детей предметно-практических действий, развитие координации «глаз – рука» и тонкой моторики пальцев рук с расширением задач общего развития.

     Подготовку руки к письму у детей дошкольного возраста с особыми познавательными возможностями можно разделить на три этапа.

    I этап. Формирование и развитие предметно-практический действий.

         Дети с особенностями развития часто не достигают этапа предметно-практической деятельности, их долгое время удовлетворяют простые манипуляции с предметами или сенсорные ощущения. Некоторые дети пропускают этот этап, переходя к более сложным формам деятельности (например, осваивают счетные операции), которые выполняются ребенком только формально. В обоих случаях ребенку требуются специальные занятия по предметно-практической деятельности, т.к. только на этой основе возможно дальнейшее развитие познавательной сферы.

    Обучение предметно-практическим действиям детей с особыми познавательными возможностями мы рекомендуем осуществлять на занятиях с использованием материала М. Монтессори.

     Работа с Монтессори-материалом является одним из направлений развития предметной деятельности детей. В работе можно использовать как классический  Монтессори-материал, так и его элементы и вариации, адаптируя их с учетом индивидуального развития ребенка и к условиям окружающей обстановки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, стаканчик, ложка, салфетка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

     Очень многое из того, что придумала Мария Монтессори, подойдет и для

1

«домашнего применения».

      На этапе формирования предметно-практических действий основной целью является -  Преодоление хватательного рефлекса, развитие взаимосвязи речевой и моторной деятельности.

     Здесь  рекомендуем использовать следующие виды упражнений:

     - воспринимать свои руки;

     - хватать и опускать предметы;

     - протягивать руки к предметам;

     - прикасаться к предметам указательным пальцем;

     - ощупывать предмет;

     - нажимать кнопки;

     - нанизывать бусины;

     - строить башню из  кубиков;

     - учить собирать матрешку;

     - учить складывать пирамидку;

     - правильно держать фломастер (карандаш);

     - проводить вертикальные  и горизонтальные линии;

     - рисовать одним пальцем;

     - собирать игрушку – конструктор;

     - работать с магнитами на доске;

     - проводить пальцем по контуру предмета;

     - выполнять целенаправленные действия по словесной инструкции.

         Разнообразная самостоятельная практическая деятельность не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность особого ребенка, но и заключает в себе возможности для подготовки к овладению письмом в школе.

       II этап. Развитие двигательной функции и тонкой моторики рук.

     Особенности и трудности письма заключаются в необходимости одновременного развития движений руки и глаз. Дошкольный возраст считается специфической ориентировочной стадией, в процессе которой ребенок знакомится с графическими движениями и формами, приобретает графический опыт. От правильной организации этого опыта зависит успех первых письменных упражнений в школе.

      На этапе развития двигательной функции руки основной целью является -  развитие координации «глаз – рука» и формирование координированного использования рук.

     Здесь  рекомендуем использовать следующие виды упражнений:

     - расстегивать  и застегивать кнопки и пуговицы;

     - складывать картинку из 2,3,4-х частей;

     - определять на ощупь предметы;

     - вешать на веревочку двойные трафареты;

     - рисовать на песке;

2

    - выполнять шнуровку в различных направлениях;

     - рисовать прямые и закругленные линии;

     - составлять из частей предмет;

     - втыкать спички в пластилин;

     - делать поделки из теста;

     - проводить непрерывную линию по центру дорожки сначала пальцами, а затем карандашом от начала до конца;

     - наматывать клубочки из толстых нитей;

     - нанизывать бусины, чередуя их по цвету, форме, величине;

     - выкладывать дорожки из мелких предметов;

     - закрашивать контурное изображение предмета совместно с взрослым;                                                      

     - набирать воду в пипетку и капать из нее;

     - брать в обе руки сыпучие предметы и высыпать их в посуду;

     - заполнять трафареты предметов кусочками цветной бумаги по методу мозаики;

     - соединять между собой скрепки;

     - закреплять бельевые прищепки.

Примечание:

     Выполнять самомассаж с помощью природного материала, зубной щетки, колечка, шарика-ежика, карандаша, колючего коврика.

       III этап. Формирование целенаправленных действий и обучение элементарным графическим навыкам.

      На этапе формирования целенаправленных действий основной целью является - формирование контролируемого движения рук и пальцев.

     Здесь  рекомендуем использовать следующие виды упражнений:

     - штриховать предметы в различных направлениях: слева-направо, сверху-вниз;

     - проводить непрерывную линию по нарисованному контуру карандашом;

     - рисовать круг, крест;

     - обводить по трафарету геометрические фигуры, предметы, буквы и цифры, закрашивать их;

     - резать ножницами по прямой линии, срезать углы у квадрата, прямоугольника;

     - превращать геометрические формы в предмет;

     - обводить предметы по шаблону;

     - обводить предметы по пунктирным линиям от стрелки плавными непрерывными движениями;

     - составлять с помощью трафарета предмет, состоящий из нескольких частей и изображать его;

     - рисовать «ниточки», «дорожки» по опорным точкам в вертикальном и горизонтальном направлении;

     - рисовать геометрические фигуры по опорным точкам: квадрат, треугольник,

3

ромб и др.;

     - учить рисовать предметы по опорным точкам (домик, дерево, солнышко и т.п.);

     - рисование геометрических фигур, предварительно построенных из счетных палочек.

Примечание: 

     Выполнять пальчиковые гимнастики по образцу и речевой инструкции.                                                  

     При переходе от одного этапа к другому происходит не просто усвоение и нахождение отдельных знаний и умений, но и качественное изменение многих психических функций.

    Технические навыки письма имеют свою специфику, свои трудности. Чтобы у ребёнка сформировался графический навык, у него должны образоваться нужные условные рефлексы, ассоциации между тем, что он слышит, представляет, говорит, и тем, что воспроизводит (слогом, словом, звуком). Таким образом, ребёнок должен ещё до школы приобрести определенный чувственный опыт ориентации в пространстве, научиться управлять и корректировать свои движения. Подготовка к обучению письму требует особенного педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

       Поэтому задача ДОУ состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые возможности подготовки руки к письму в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Модульная гимнастика»

Умные советы – умным родителям1.     Представление опыта коррекционной логопедической работы по теме: «Новые возможности подготовки руки к письму. Модульная гимнастика. Система раб...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму дошкольника»

 Практика обучения в первом классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений.Причины этого: во-первых...

Развитие мелкой моторики для подготовки руки к письму дошкольника

Развитие мелкой моторики является необходимостью для подготовки руки к письму дошкольника....

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...