Подготовка руки к письму дошкольников с особыми познавательными возможностями.
методическая разработка (старшая группа)
В материале представлены рекомендации для родителей по подготовке руки к письму дошкольников с ОВЗ. Описаны основные этапы подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста с особыми познавательными возможностями. Даны рекомендации родителям по выполнению упражнений на каждом этапе подготовки руки к письму у дошкольников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovki_ruki_k_pismu_doshk._s_ovz.docx | 291.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение)
ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОСОБЫМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Учитель-дефектолог: Рассказова Н.В.
г.Тамбов
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс, в том числе и к детям с особыми познавательными возможностями. К сожалению, уровень их подготовленности не соответствует этим требованиям. На первом этапе школьного обучения дети часто испытывают затруднения с письмом: неправильно или совсем не умеют держать письменные принадлежности, быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв и цифр, ребенок не различает понятий «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении особого ребенка программы первого класса и вызывает необходимость организации в коррекционном дошкольном учреждении специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки. Такие занятия должны сочетать формирование и развитие у детей предметно-практических действий, развитие координации «глаз – рука» и тонкой моторики пальцев рук с расширением задач общего развития.
Подготовку руки к письму у детей дошкольного возраста с особыми познавательными возможностями можно разделить на три этапа.
I этап. Формирование и развитие предметно-практический действий.
Дети с особенностями развития часто не достигают этапа предметно-практической деятельности, их долгое время удовлетворяют простые манипуляции с предметами или сенсорные ощущения. Некоторые дети пропускают этот этап, переходя к более сложным формам деятельности (например, осваивают счетные операции), которые выполняются ребенком только формально. В обоих случаях ребенку требуются специальные занятия по предметно-практической деятельности, т.к. только на этой основе возможно дальнейшее развитие познавательной сферы.
Обучение предметно-практическим действиям детей с особыми познавательными возможностями мы рекомендуем осуществлять на занятиях с использованием материала М. Монтессори.
Работа с Монтессори-материалом является одним из направлений развития предметной деятельности детей. В работе можно использовать как классический Монтессори-материал, так и его элементы и вариации, адаптируя их с учетом индивидуального развития ребенка и к условиям окружающей обстановки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, стаканчик, ложка, салфетка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.
Очень многое из того, что придумала Мария Монтессори, подойдет и для
1
«домашнего применения».
На этапе формирования предметно-практических действий основной целью является - Преодоление хватательного рефлекса, развитие взаимосвязи речевой и моторной деятельности.
Здесь рекомендуем использовать следующие виды упражнений:
- воспринимать свои руки;
- хватать и опускать предметы;
- протягивать руки к предметам;
- прикасаться к предметам указательным пальцем;
- ощупывать предмет;
- нажимать кнопки;
- нанизывать бусины;
- строить башню из кубиков;
- учить собирать матрешку;
- учить складывать пирамидку;
- правильно держать фломастер (карандаш);
- проводить вертикальные и горизонтальные линии;
- рисовать одним пальцем;
- собирать игрушку – конструктор;
- работать с магнитами на доске;
- проводить пальцем по контуру предмета;
- выполнять целенаправленные действия по словесной инструкции.
Разнообразная самостоятельная практическая деятельность не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность особого ребенка, но и заключает в себе возможности для подготовки к овладению письмом в школе.
II этап. Развитие двигательной функции и тонкой моторики рук.
Особенности и трудности письма заключаются в необходимости одновременного развития движений руки и глаз. Дошкольный возраст считается специфической ориентировочной стадией, в процессе которой ребенок знакомится с графическими движениями и формами, приобретает графический опыт. От правильной организации этого опыта зависит успех первых письменных упражнений в школе.
На этапе развития двигательной функции руки основной целью является - развитие координации «глаз – рука» и формирование координированного использования рук.
Здесь рекомендуем использовать следующие виды упражнений:
- расстегивать и застегивать кнопки и пуговицы;
- складывать картинку из 2,3,4-х частей;
- определять на ощупь предметы;
- вешать на веревочку двойные трафареты;
- рисовать на песке;
2
- выполнять шнуровку в различных направлениях;
- рисовать прямые и закругленные линии;
- составлять из частей предмет;
- втыкать спички в пластилин;
- делать поделки из теста;
- проводить непрерывную линию по центру дорожки сначала пальцами, а затем карандашом от начала до конца;
- наматывать клубочки из толстых нитей;
- нанизывать бусины, чередуя их по цвету, форме, величине;
- выкладывать дорожки из мелких предметов;
- закрашивать контурное изображение предмета совместно с взрослым;
- набирать воду в пипетку и капать из нее;
- брать в обе руки сыпучие предметы и высыпать их в посуду;
- заполнять трафареты предметов кусочками цветной бумаги по методу мозаики;
- соединять между собой скрепки;
- закреплять бельевые прищепки.
Примечание:
Выполнять самомассаж с помощью природного материала, зубной щетки, колечка, шарика-ежика, карандаша, колючего коврика.
III этап. Формирование целенаправленных действий и обучение элементарным графическим навыкам.
На этапе формирования целенаправленных действий основной целью является - формирование контролируемого движения рук и пальцев.
Здесь рекомендуем использовать следующие виды упражнений:
- штриховать предметы в различных направлениях: слева-направо, сверху-вниз;
- проводить непрерывную линию по нарисованному контуру карандашом;
- рисовать круг, крест;
- обводить по трафарету геометрические фигуры, предметы, буквы и цифры, закрашивать их;
- резать ножницами по прямой линии, срезать углы у квадрата, прямоугольника;
- превращать геометрические формы в предмет;
- обводить предметы по шаблону;
- обводить предметы по пунктирным линиям от стрелки плавными непрерывными движениями;
- составлять с помощью трафарета предмет, состоящий из нескольких частей и изображать его;
- рисовать «ниточки», «дорожки» по опорным точкам в вертикальном и горизонтальном направлении;
- рисовать геометрические фигуры по опорным точкам: квадрат, треугольник,
3
ромб и др.;
- учить рисовать предметы по опорным точкам (домик, дерево, солнышко и т.п.);
- рисование геометрических фигур, предварительно построенных из счетных палочек.
Примечание:
Выполнять пальчиковые гимнастики по образцу и речевой инструкции.
При переходе от одного этапа к другому происходит не просто усвоение и нахождение отдельных знаний и умений, но и качественное изменение многих психических функций.
Технические навыки письма имеют свою специфику, свои трудности. Чтобы у ребёнка сформировался графический навык, у него должны образоваться нужные условные рефлексы, ассоциации между тем, что он слышит, представляет, говорит, и тем, что воспроизводит (слогом, словом, звуком). Таким образом, ребёнок должен ещё до школы приобрести определенный чувственный опыт ориентации в пространстве, научиться управлять и корректировать свои движения. Подготовка к обучению письму требует особенного педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Поэтому задача ДОУ состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые возможности подготовки руки к письму в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Модульная гимнастика»
Умные советы – умным родителям1. Представление опыта коррекционной логопедической работы по теме: «Новые возможности подготовки руки к письму. Модульная гимнастика. Система раб...
Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....
Консультация для родителей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму дошкольника»
Практика обучения в первом классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений.Причины этого: во-первых...
Развитие мелкой моторики для подготовки руки к письму дошкольника
Развитие мелкой моторики является необходимостью для подготовки руки к письму дошкольника....
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)
laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...