«Новые возможности подготовки руки к письму в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Модульная гимнастика»
методическая разработка по логопедии (средняя,старшая группа) по теме
Умные советы – умным родителям
1. Представление опыта коррекционной логопедической работы по теме:
«Новые возможности подготовки руки к письму. Модульная гимнастика. Система работы. Методические рекомендации» (моделирование участниками мастер-класса фрагмента логопедического занятия с использованием упражнений модульной гимнастики).
а) Словарь терминов.
МОДУЛЬ– (от лат. modulus– « маленькая мера») – составная часть, отделяемая или хотя бы мысленно выделяемая из общего.
МОДУЛЬНОЙ обычно называют вещь, состоящую из четко выраженных частей, которые можно убирать или добавлять, не разрушая вещь в целом.
Модульная гимнастика– комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие и укрепление зоны руки, «проблемной» для предстоящего с началом школьного обучения овладения навыком письма, с использованием «модуля», функцию которого выполняет пластмассовая бельевая прищепка.
б) Теоретическая справка (тезисы):
- В школе на первом этапе обучения дети, прошедшие коррекцию речи в специализированном ДОУ, как правило, испытывают затруднения с письмом.
- Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
- Письмо – сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
- Письмо представляет собой ритмичный процесс и требует выполнения ритмичных тонко координированных движений руки.
- Письмо предполагает различную степень нажима на пишущий предмет при изображении графических элементов.
- При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты двигательные и графические навыки , которые являются в акте письма определяющими.
Двигательный навык включает следующие характеристики:
- развитость мелкой мускулатуры пальцев;
- развитие способности двигательной ориентации на ограниченной плоскости: линейке, строке, и т.д.
- сформированность зрительно-двигательных образов.
Графический навык имеет следующие характеристики:
- умение ненапряженно рисовать;
- легко и непринужденно удерживать пишущий предмет;
- умение устойчиво сохранять правильную позу (руки);
- При существующем многообразии средств и методов воздействия на мелкую моторику руки ребенка дошкольника определенную проблему представляют способы, непосредственно влияющие на зону, выполняющую основную нагрузку при обучении письму: большой и указательный палец правой (левой при леворукости), т.е. ведущей руки.
- Одним из способов целенаправленного воздействия на «зону письма» является выполнение комплекса упражнений модульной гимнастики.
в) Система работы по использованию упражнений модульной гимнастики.
Цель: развитие и укрепление зоны руки, «проблемной» для предстоящего овладения письмом с использованием «модуля».
Задачи: развитие мелкой моторики руки;
развитие способности двигательной ориентации на ограниченной плоскости (линейка, рейка /фрагмент/, картонный контур, и т.д.);
формирование зрительно-двигательных образов;
формирование умения удерживать модуль, выполнять нажимающие движения различной силы и интенсивности ритмично в определенном темпе;
формирование умения удерживатьнеобходимую позу пальцев
и ведущей руки в целом.
Оборудование:прищепки пластмассовые бельевые 2-3 видов ( в зависимости от силы нажима, необходимой для разведения частей прищепки), контуры предметов из картона достаточной (для закрепления прищепки) толщины, фрагменты деревянных реек различной толщины ( необходимым условием является возможность закрепления прищепки на рейке данной толщины)- не более 1,5 см, линейки (деревянные), треугольники, транспортиры круглой формы.
Методическое обеспечение: рекомендации по организации и проведению модульной гимнастики (для каждого участника мастер-класса) см. приложение1.
Последовательность работы:
1. Обучение правильному нажиму и удержанию модуля в раскрытом положении (тренировочные упражнения).
2. Упражнения на ритмичные нажимания одной (ведущей) и двумя руками параллельно, последовательно.
3. Упражнения на соединение модулей друг с другом ( без опоры, в одной плоскости). Создание различного вида «цепочек» из прищепок. Образцы заданий: «Цепочка», «Дорожка», «Змейка», «Тропинка» (см. Приложение 1а).
4. Упражнения на опоре на основе картонных контуров (минимальная толщина опоры). Обучение нажиму для прикрепления и снятия прищепки с опоры. Образцы заданий: «Ежик», «Расческа», «Жук», «Солнышко», «Медуза», «Веник», «Кактус», «Перчатка», «Ветка», «Клоун» (см. Приложение1б)
5. Упражнения на «опоре» (фрагменты реек различной толщины, линейки, треугольники). Образцы заданий: «Забор» /прямой, наклонный, зубчатый/, «Клавиши», «Флажок», «Сороконожка», «Крепость», «Клумба», «Елка», «Дерево», «Цветник», «Узор» (см. Приложение 1в).
6. Выполнение упражнений без опоры (конструирование по образцу в одной и разных плоскостях, творческое моделирование). Образцы заданий: «Гармошка», «Лесенка», «Елка», «Самолет», «Ракета», «Дерево» и т. д. (см. Приложение 1г).
7. Задания на свободное конструирование по собственному замыслу.
Примечание:во всех видах заданий используются сначала «мягкие», затем «средние», потом «Жесткие» прищепки. Для более плавного перехода от одного вида прищепок к другому допускается комбинирование нескольких (двух) видов прищепок (постепенно добавляем к освоенной модели новую, с более сильным нажимом).
Педагогическая тактика (приемы работы):
- «Посмотри и повтори».
- «Покажи и удержи».
- «Я начинаю, ты продолжай».
- «Я построю, ты разбирай».
- «Что придумал – покажи, как построил – расскажи».
Рекомендации по проведению комплекса:
- Применять в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе.
- Соблюдать «этапность» в формировании умений и навыков(см. раздел «Последовательность работы»).
- Закреплять полученные умения за рамками логопедического занятия (в группе с воспитателями, в семье).
- Использовать в работе игровой и занимательный момент.
- Учитывать индивидуальные возможности ребенка.
д). Творческое задание для участников мастер-класса.
При помощи имеющихся «заготовок» и модулей создайте свою «иллюстрацию» к любому (по выбору) этапу модульной гимнастики
(работа участников творческими мини-группами по 4-5 человек) )см. Приложение 1д).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подготовка руки к письму» Консультация для родителей детей 5-7 лет
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное...
«Подготовка руки к письму» Консультация для родителей детей 5-7 лет
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное...
«Подготовка руки к письму» Консультация для родителей детей 5-7 лет
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное...
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Особенности построения ИОМ ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности разработки ИОМ (индивидуалього образовательного маршрута) ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
"Подготовка руки к письму" подготовительная группа
Консультация для родителей....
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет.
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет....