Консультация педагога-психолога для родителей "Наказание.Как делать это правильно"
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedagog1.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога

для родителей (законных представителей) на тему:

«Наказание. Как делать это правильно»

  Ребенок игнорирует просьбы и требования родителей, капризничает и устраивает истерики, делает все назло – практически каждый родитель сталкивается с этими трудностями воспитания своего чада. Что делать в таких ситуациях? Как наказать ребенка за плохое поведение и стоит ли вообще наказывать? Эти вопросы интересуют всех родителей.

Уже давно ведется спор среди педагогов и психологов, часть из которых считает наказания допустимыми в определенных ситуациях и даже необходимыми, и сторонниками «счастливого безоблачного детства».

В первом случае считается, что, не построив в нужное время систему наказаний и поощрений, родители столкнутся с неуправляемостью своих детей. Ведь у них нет рычагов влияния на своего ребенка.

Второе мнение основано на том, что родители обязаны создать ребенку условия для безопасного и счастливого детства. Родителям предлагается спокойно и доброжелательно относится ко всем поступкам ребенка, решать его проблемы, не ругать его и не наказывать.

Дети вырастут и сами поймут все нормы поведения принятые в обществе. Это направление, как правило, руководствуется теорией американского детского врача, автора многочисленных работ по педиатрии Б. Спока. Его принципами было отрицание любых наказаний для детей.

Однако отказ от наказаний делает ребенка эгоистичным, неорганизованным, он не уважает окружающих.

Да и реально ли много лет переносить все «шалости» своего чада и ни разу не сорваться? Как показывает практика – нет. Накопленное раздражение рано или поздно вырывается наружу.

Это станет шоком для ребенка, который привык к вседозволенности. Он подумает, что родители его разлюбили.

Поэтому отказ от применения наказаний и потакание капризам детей не избавят от конфликтов.  В таких детях еще чаще проявляется агрессия, особенно, когда они выходят из круга семьи и сталкиваются с реальным миром.

Чтобы правильно сформировать личность ребенка, для каждого из них должны быть установлены правила поведения и запреты.

О наказании детей разного возраста

Итак, наказание все-таки должно присутствовать при воспитании детей. Но стоит определиться, когда и как их наказывать.

Наказание должно происходить непосредственно после совершения ребенком плохого поступка. У детей короткая память, поэтому если наказать через какое-то время, они не поймут, за что.

Кроме того наказание должно быть в исключительных случаях, если ребенок сознательно совершил поступок, зная что это плохо.

Важно также учитывать возраст ребенка. Малыши до 2,5-3 лет плохо осознают, за какие действия их накажут. Поэтому маленьким детям лучше просто каждый раз напоминать, что можно, а что нет. Нельзя наказывать, если малыш даже не понял, за что.

Стоит учитывать возрастные нормы психики ребенка. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям. Например, дети часто ревнуют своих родителей друг к другу, не хотят делиться игрушками и прочее. Наказывать за это не нужно.

В раннем возрасте родители должны постоянно разъяснять ребенку последствия его действий, помогать усваивать нормы поведения, принятые в социуме.

Дети до пяти лет часто повторяют действия взрослых. Поэтому необходимо следить за своими действиями и окружающих его людей. Объяснять что можно, а что нет. Особенно важно показывать это своим поведением. Если ребенку что-то запретить, а самим это продолжать делать, то вряд ли он будет понимать, что это на самом деле нельзя.

Также при выборе наказания необходимо учитывать психологический характер конкретного ребенка, его темперамент, эмоциональность. Ведь одно и то же наказание разные дети воспринимают по-разному.


Советы психолога — наказывайте без вреда для психики

Наказание не должно наносить ни физического, ни психологического вреда ребенку. Оно должно помочь маленькому человечку осознать последствия своего проступка, сделать соответствующие выводы, чтобы избежать ошибок в будущем. Поэтому выбирая способ наказания ребенка нужно следовать таким правилам:

  1. Не наказывайте ребенка сгоряча

Если эмоции на пределе, то необходимо срочно успокоиться: посчитать до десяти, выйти на пару минут в другую комнату и другое. Когда человек успокаивается, он более адекватно оценивает ситуацию.

  1. Наказывайте ребенка любя

Самое страшное для малыша это не само действие, а то, что мама или папа его возможно разлюбили. Если ребенок чувствует, что родители его все равно любят, то и наказание воспринимается как справедливое.

  1. Необходимо четко установить границы дозволенного, а потом уже применять наказание

То есть ребенок четко должен знать, за что его накажут. Например, малыш в садике отобрал игрушку у товарища. Если родители ему не объяснили, что так делать нельзя, то и наказывать его неправильно. Сначала объясняем, в следующий раз наказываем.

  1. Наказывать нужно не ребенка, а его проступок

Например, ударил другого ребенка. Он знает, что так нельзя. Вы разобрались в ситуации и выяснили, что ваш ребенок действительно виноват. Наказывая его нужно говорить, что не он плохой, потому что ударил другого, а он совершил плохой поступок.

  1. При наказании необходимо четко определить временной интервал

Например, «сядь и посиди на стуле 5 минут», «сегодня вечером останешься без просмотра мультфильма». Недопустимы фразы «Больше никаких мультфильмов», «никогда не получишь сладкого» и тому подобное.

  1. После наказания обязательно должно быть примирение

Хорошо, если есть свой собственный ритуал.

За что можно, а за что нельзя?

Слишком ограничивать запретами действия ребенка нельзя. Если ребенку все запрещать, то как он будет познавать мир? В таких случаях дети вырастают несамостоятельные и безынициативные.

Тем не менее, за осознанное нарушение ранее установленных правил следует применить обговоренное наказание. Например, сказать ребенку «если ты будешь обзывать детей в садике плохими словами, то на ужин не получишь сладкое».

Ребенок нарушил это правило, значит, на ужин не даете сладости, как бы он ни просил. Остальные члены семьи также не должны нарушить наказание, иначе ребенок не поймет, что так делать нельзя.

С точки зрения многих психологов наказывать ребенка необходимо за:

  • Оскорбления, особенно в отношении старших
  • Ложь

Однако стоит различать ложь, используемую для достижения какого-либо результата, и фантазирование, к которому склонны дети. Фантазии уйдут по мере взросления. Важно, чтобы родители сами при этом не лгали и не учили лгать ребенка. Вранье поощрять нельзя.

  • Физическое насилие

Ребенок должен понимать, что такое поведение не допустимо, даже если родители ему это позволяют, то окружающие терпеть не станут. Важно, чтобы родители не поощряли применение силы в отношение более слабых детей или животных.

  • Демонстративное нарушение установленных правил поведения

Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно. Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять.

  • Воровство

Должно быть строго наказано.

За что нельзя наказывать ребенка:

  • Когда ребенок гиперактивный, то он проявляет неусидчивость, не может долго сосредоточится на чем-то

Наказывать его в таком случае не стоит. Такова его особенность.

  • И наоборот – ребенок медлительный, все делает медленно, не успевает.

Это часто раздражает родителей, но ни нужно его ругать и торопить, это не принесет пользы.

  • Ребенок познает мир, проявляет активность

Взрослых часто раздражает высокая активность детей: они много бегают, прыгают, шумят, балуются. Эти действия чаще всего связаны не с тем, чтобы позлить взрослых, а потребностью познавать окружающий мир. Это естественное для ребенка поведение.

  • Некоторые действия, вызванные физиологическими особенностями ребенка или заболеваниями

Например, ребенок не любит рыбу или молоко, не нужно его заставлять есть или наказывать за отказ. Или у ребенка энурез и он описал кровать. Если его ругать, это только усугубит проблему. Он сделал это не намерено.

  • Действия, вызванные неосторожностью. Например, случайно уронил и разбил чашку

Ребенок пока не может четко выполнять все действия, да и взрослые часто бывают неосторожны.

  • Проявление чувств ребенком – ревность, нежелание расставаться с родителями, неуверенность, нежелание делиться и прочее

Наказывать за это не нужно. Позже у них обязательно сформируется более зрелое самосознание, они научатся решать сложные социальные задачи, смогут управлять своими эмоциями.

Как быть строгим, но не потерять доверие?

При использовании наказаний в воспитании ребенка главное не переусердствовать, чтобы не потерять любовь и доверие своего малыша. Для этого нужно соблюдать такие принципы:

  1. Не вводите слишком много запретов

Оставьте ребенку простор для исследований

  1. Требования должны быть ориентированы на возраст ребенка

Не требуйте то, чего он пока не может запомнить или сделать.

  1. Прежде, чем наказать ребенка, необходимо разобраться в ситуации
  2. Если ребенок был наказан, то после обязательно помиритесь с ним

Объясните свою позицию, напомните, что любите его несмотря ни на что.

  1. Нельзя унижать и оскорблять детей

Почему не рекомендуют шлепать?

Шлепать детей по попе или по рукам любят многие родители. Однако такое наказание редко бывает эффективным. Почему? Если шлепать ребенка слабо, то он скорее воспримет это как игру.

Может даже специально будет напрашиваться на такое наказание, чтобы привлечь внимания.

Ведь боли такой шлепок не приносит. Воспринимать его как запрет могут разве что совсем малыши в 1-2 года, если при этом сделать соответствующее лицо.

Если шлепать сильно, чтобы ребенку было больно – то это уже физическое насилие. Хотя некоторые родители применяют и такое наказание и даже жестоко наказывают непослушных детей ремнем.

Они обосновывают это тем, что иначе ребенок не понимает. Однако оправдывая физическое насилие в любой степени, родители расписываются в собственной беспомощности.

Насилие порождает ответную реакцию. Ребенок решит, что более сильный может обижать слабого, и будет вымещать обиду на том, кто слабее, например, другой ребенок или животное.

Кроме того постоянное ожидание физической боли наносит психологический вред малышу.

Правила для родителей

При выборе наказания рекомендуется следовать таким правилам для родителей:

  • Не наносить ребенку физический и психологический вред
  • Наказывать только за совершенный проступок, а не для профилактики
  • За несколько совершенных сразу нарушений следует одно наказание за все сразу
  • Не лишайте ребенка ранее подаренных вещей или обещанных наград, если это не было обговорено сразу
  • Не шантажируйте ребенка, не манипулируйте его чувствами
  • Наказание должно быть заранее обусловлено

Не стоит поддаваться сиюминутному раздражению.

  • Наказывать необходимо сразу после совершения нарушения, а не через какое-то время

После наказания не нужно все время вспоминать ребенку его проступок.

Варианты наказаний

Рассмотрим несколько вариантов, как наказать ребенка за плохое поведение и непослушание.

  1. Лишить ребенка удовольствий

В качестве наказания можно лишить на определенное время того, что ребенок любит: смотреть мультфильмы, играть на компьютере, есть сладости и другое.

  1. Посадить ребенка на специальный стул для наказаний на определенное время, чтобы он обдумал свое поведение

Вариант этого наказания – поставить в угол. Однако такой вариант не желателен, потому что при этом мышцы ног и спины напряжены, и такое состояние не способствует размышлениям.

  1. Если ребенок не хочет собирать игрушки, уберите их так, чтобы он не смог их достать

Не давайте какое-то время, пусть пообещает, что в следующий раз соберет. Обговорите наказание за нарушение. Например, не сможет играть в игрушки один день. Если нарушил правило, обязательно накажите, как договорились.

  1. Возможны шуточные наказания за небольшие провинности: присесть 10 раз, повторить несколько раз какое-то правило, для детей постарше – написать это правило несколько раз

Главное давать реальные задания, которые ребенок сможет выполнить.

  1. Еще один из рекомендуемых способов подойдет не каждому родителю: позволить ребенку самому сделать выводы из нарушения правил

Например, разрешить промокнуть в луже и простудится, не запрещать бить других детей и тогда с ним никто не захочет дружить.

  1. Игнорирование ребенка

С этим наказанием следует быть осторожным. Ведь длительное игнорирование может нанести ребенку психологический вред. Но, если вы какое-то время откажитесь играть с ним из-за плохого поведения, то это послужит ему уроком.

Как воспитывать своего ребенка, наказывать его или нет, и как именно, решает каждый родитель самостоятельно. Однако нужно учитывать, что ребенку необходимо уметь жить и адаптироваться в обществе. Поэтому придерживаться определенных принятых социальных норм необходимо всем детям. Как привить им эти правила решают родители.

Педагог-психолог:

Мамбетова Э.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагога - психолога для родителей на тему: "Что делать, если ребенок боится врачей?"

Консультация содержит рекомендации для родителей о том, как настроить ребенка на посещение врача....

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми

Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...

Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами

Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....

план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"

НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...

Что делать, если ребенок не хочет в детский сад? Консультация педагога-психолога

     Нет! Не хочу, не пойду!” – этот душераздирающий вопль вы и ваши соседи слышите по утрам. Повод банален – ребенок не желает идти в детский сад......

Консультация педагога-психолога для родителей Как справится с кризисом 3 лет и что делать родителям?

Каждый человек в течении всей своей жизни проходит кризисы. Они нужны для развития психики и получения новых навыков. Так в три года ребенок осознает свое "Я" и понимает: он отдельная личнос...

"Что делать, если ребенок грызет ногти?" Консультация педагога-психолога для родителей в ДОУ

В консультации для родителей раскрывается проблема детской привычки грызть ногти, причины ее возникновения и способы решения этой проблемы....