Развитие зрительного восприятия детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
В презентации раскрываются особенности зрительного восприятия детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_zritelnogo_vospriyatiya_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития зрительного восприятия у детей раннего возраста
Добрый день, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем семинаре. Сегодня мы поговорим об особенностях зрительного восприятия. Так же я представлю вам комплексы упражнений, игр и покажу, как правильно их использовать.
Психологи делят развитие восприятия у детей на три периода - ранний возраст, дошкольный и младший школьный возраст. Мы сегодня поговорим именно об особенностях развития восприятия в раннем возрасте.
Проблемы развития восприятия отражены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, таких как Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов и др.
По словам Л. В. Выготского, все психические функции в раннем возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия».
Бывает несколько видов восприятия: слуховое, зрительное, тактильное. В раннем возрасте особенно активно развивается зрительное восприятие. Как показывают исследования ученых, в раннем возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений.
Зрительное восприятие – это способность получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.
Зрительное восприятие является важным условием умственного развития ребенка, оно тесно связано с мышлением, памятью, представлениями и речью.
80% окружающей информации ребенок получает через зрение.
Ребёнок уже от рождения имеет систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире.
Каковы же особенности зрительного восприятия малышей?
Годовалый ребенок не обладает способностью последовательно и систематически осматривать предмет. Для него характерно выхватывание какого то бросающегося в глаза признака, реагирования на него и опознания предметов только по нему. На втором годе жизни дети не способны воспринимать рисунки или фотографии как изображение определенного предмета. Для них они вполне самостоятельные предметы. Ребенок выделит в изображении и в предмете одну определенную деталь, привлекающую его внимание и назовет их одинаково.
Для детей 2,5 – 3 –х лет становится возможным зрительный выбор по образцу, то есть ребенок выбирает из двух различных по форме, величине и цвету предметов именно такой, какой соответствует образцу. Например, на столе лежит кубик и шарик, у вас в руках кубик, вы просите ребенка выбрать такой же. Ребенок подаст вам кубик.
Что характерно, ребенок 2 лет сначала начнет выбирать по форме (например, круглые предметы), а потом по величине (большой, маленький) и в конце по цвету (красный, желтый, зеленый и т.д.).
Со временем на третьем году жизни для ребенка хорошо знакомые предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства других предметов.
Восприятие формы
Говоря о сенсорных эталонах формы, в этом возрасте детям следует различать плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник) и объемные геометрические тела ( шар, куб, «кирпичик» ).
Сначала малышей нужно знакомить с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогая им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показывая, как обвести контуры пальцем.
Когда дети усвоят эти формы, их знакомят с треугольником и прямоугольником ( без названия), учитывая уровень развития зрительного восприятия.
Восприятие величины
Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе игр, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных игр необходимо :
предлагать сравнивать предметы только по одному признаку, например, только по высоте или только по ширине;
сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме.
Восприятие цвета
Знакомство малышей с цветом начинается с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:
различение цветов по принципу «такой- не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу;
зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу;
закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета.
Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.
Целостный образ предмета
В раннем возрасте детей учат узнаванию и различению предметов.
Малышам предлагаются простые знакомые предметы, которые могут быть как целыми, так и разборными.
Дети могут составить целостное изображение предмета из частей. Для этого можно предложить разрезные картинки из двух частей, потом из трех частей и более.
Расположение в пространстве
Все объекты материального мира существуют в пространстве. Изучая окружающий мир, ребенок практическим путем осваивает пространство вокруг себя, постепенно расширяя его.
Объектами изучения являются различные предметы и их положение в пространстве (далеко-близко-рядом, справа-слева, сверху-снизу, спереди-сзади).
При этом у ребенка начинает развиваться внимание, память и мышление.
Таким образом, зрительное восприятие представляет собой основу зрительного внимания, зрительной памяти и мышления.
Игр на развитие зрительного восприятия очень много. Я предлагаю вашему вниманию некоторые из них. Но для начала давайте выполним гимнастику для глаз
Гимнастика для глаз
- Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
- Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
- Перевести взгляд по диагонали влево – вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
- Перевести взгляд по диагонали вправо - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
- Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.
- Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.
- Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 – 5 секунд, затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить цикл нужное количество раз.
Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрительного восприятия . Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой - нибудь интересный сюжет. Например, перед ребенком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Позволяйте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению определенной цели. Чтобы цель была достигнута, а занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. В помощь вам представляю комплекс игр и упражнений, которые вы можете использовать.
Вашему вниманию предлагаю игры для развития цветового восприятия.
Игра «Найди такой же»
Перед ребенком на столе лежат колечки разных цветов (желтый, синий, красный, зеленый) от пирамидки. У вас тоже такое же количество колечек. Берете одно из колечек и просите ребенка найти такую же и показать.
Игры на развитие восприятия формы:
Игра «Почта»
Используется пластмассовая или деревянная коробка с прорезями разной формы, на которые надеваются фигурки соответствующей формы.
Игра «Сортировка»
Есть специальная игрушка по сортировке фигур. У них стержни разной формы. На них надеваются фигурки с прорезями соответствующей формы.
Игра «Сортировка фигур»
Ребенку предлагается рассортировать геометрические фигуры по форме. Сначала предлагайте для сортировки фигуры, которые отличаются только формой, а затем по величине и по цвету одинаковые.
Игра на развитие восприятие цвета:
Игра «Собери пирамидку»
Эта игра поможет ребенку собирать пирамидку из 4-5 колец по порядку убывания размера. Можно предложить рисунок этой пирамидки. Ребенок собирает пирамидку по рисунку. Игру можно провести для закрепления цветов. Для этого на пирамидку надеваются разноцветные колечки.
Игра «Разложи в стаканчики»
Материал: 4 стаканчика красного, зеленого, синего и желтого цветов, крышечки от соков четырех цветов.
Задание: Разложить в стаканчики (баночку) крышечки по цветам
Игры на развитие восприятия величины:
Игра «Спрячь шарик в ладошку»
Ребенку предлагается два шарика- один маленький, который помещается в ладошку, а другой побольше.
Игра «Построй башенку»
Для этого используется пирамидка из разноцветных ведерок разной величины. Их можно вкладывать друг в друга, перевернув – построить башню.
Игры с матрешками, игрушки с углублениями и фигурами, уменьшающимися по величине.
Игра «Разложи по величине»
Можно взять два ведерка из – под майонеза разного размера – большое и поменьше или две коробки разных размеров. Для раскладывания можно предложить шарики двух размеров и разложить их по коробкам в соответствии с размерами шариков (пластмассовых крышек)
Для развития зрительного восприятия подойдут любые окружающие предметы: игрушки или бытовые предметы. Используйте их, чтобы учиться определять цвет, размер (большой — маленький), форму (круглый, квадратный, «как крыша» — если ребенок еще не знает названия соответствующей фигуры) и т.д.
Игры типа "Собери картинку", в которых ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Необходимо собрать целое изображение вначале по образцу, затем без нею. По мере того, как ребенок научится складывать картинку, можно увеличивать количество частей, а также сложность самого изображения.
Игра «Найди различия»
Ребенку предлагаются две картинки, на вид внешне одинаковые, но имеющие существенные различия. Ребенку 3 лет предлагается найти отличия в картинках.
Игра «Узнай по контуру»
Ребенку предложите контурные изображения знакомых предметов и попросите угадать, что или кто здесь нарисован?
Упражнения на поиск недостающих фрагментов изображения - ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный кусочек.
Таким образом, значение процесса восприятия нельзя переоценить. Это основа познания окружающего мира, основа для дальнейшего развития ребенка. Ведь в процессе развития зрительного восприятия включаются в работу другие мыслительные процессы: внимание, память, мышление. Вот почему важно знать особенности зрительного восприятия в раннем возрасте и быть заинтересованным в этом развитии.
Огромное спасибо вам за то, что вы участвовали на данном семинаре. Надеюсь, что вы извлекли некоторую пользу для себя. Желаю вам и вашим деткам вселенского здоровья, исполнения всех ваших желаний и всех земных благ вам. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "
Эту подборку игровых упражнений можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями реч...
Развитие зрительного восприятия детей по возрастам (в таблице)
Развитие зрительного восприятия детей по возрастам (в таблице)...
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ детей раннего возраста. Консультация и картотека игр.
Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. КАРТОТЕКА ИГР»
Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информ...
Методическая разработка : "Перспективно-календарное планирование по развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста".
Данное годовое перспективное планирование составлено для обеспечения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с годом обучен...
" Способы развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста в детском саду и дома"
Университет для родителей...
Статья "Развитие зрительной системы детей раннего возраста"
Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований....