Развитие зрительного восприятия детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Каримова Ямиля Сайфулловна

В презентации раскрываются особенности зрительного восприятия детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития зрительного восприятия у детей раннего возраста

       

 Добрый день, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем семинаре.   Сегодня мы поговорим  об особенностях зрительного восприятия. Так же я представлю вам комплексы упражнений, игр и покажу, как правильно их  использовать. 

Психологи делят развитие восприятия у детей на три периода - ранний возраст, дошкольный  и младший школьный возраст.  Мы сегодня поговорим именно об особенностях  развития восприятия  в раннем возрасте.

Проблемы развития восприятия отражены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных  ученых, таких как Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов и др.

По словам Л. В. Выготского, все психические функции в раннем  возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия».

Бывает несколько видов восприятия: слуховое, зрительное, тактильное. В раннем возрасте особенно активно развивается зрительное восприятие. Как показывают исследования ученых, в раннем возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений.

Зрительное восприятие – это способность получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.

Зрительное восприятие является важным условием умственного развития ребенка, оно тесно связано с мышлением, памятью, представлениями и речью.

80% окружающей информации ребенок получает через зрение.

 Ребёнок  уже от рождения имеет систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире.

Каковы же особенности зрительного восприятия малышей?

Годовалый ребенок не обладает способностью последовательно и систематически осматривать предмет. Для него характерно выхватывание какого то бросающегося в глаза  признака,  реагирования на него и опознания  предметов только по нему. На втором годе жизни дети не способны воспринимать рисунки или фотографии  как изображение определенного предмета. Для них они вполне самостоятельные предметы. Ребенок выделит в изображении и в предмете одну определенную деталь, привлекающую его внимание и назовет их одинаково.

 Для детей 2,5 – 3 –х лет становится возможным зрительный  выбор по образцу, то есть ребенок выбирает из двух  различных по форме, величине и цвету предметов именно такой, какой соответствует образцу. Например,  на столе лежит  кубик  и шарик, у вас в руках кубик, вы просите ребенка выбрать такой же. Ребенок подаст вам кубик.

  Что характерно, ребенок 2 лет  сначала начнет выбирать по форме (например, круглые предметы), а потом по величине (большой, маленький) и в конце по цвету (красный, желтый, зеленый и т.д.).

 Со временем  на третьем году жизни для ребенка хорошо знакомые предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства других предметов.

Восприятие формы

Говоря о сенсорных эталонах формы, в этом возрасте детям следует различать плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник) и объемные геометрические тела ( шар, куб,  «кирпичик» ).

Сначала малышей нужно знакомить  с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогая им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а  у квадрата есть стороны и углы): показывая, как обвести контуры пальцем.

Когда дети усвоят эти формы, их знакомят с треугольником и прямоугольником ( без названия), учитывая уровень развития зрительного восприятия.

Восприятие величины

Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе игр, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных игр необходимо :

  • предлагать сравнивать предметы только по одному признаку, например, только по высоте или только по ширине;

  • сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме.

Восприятие цвета

Знакомство малышей с цветом начинается с четырех основных цветов:  красного, желтого, зеленого и синего.

В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

  • различение цветов по принципу «такой- не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу;

  • зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу;

  • закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом  цвета.

Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы.  В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Целостный образ предмета

В раннем возрасте детей учат узнаванию и различению предметов.

Малышам предлагаются простые знакомые предметы, которые могут быть как целыми, так и разборными.

Дети могут составить целостное изображение предмета из частей. Для этого можно предложить разрезные картинки из двух частей, потом из трех частей и более.

Расположение в пространстве

Все объекты материального мира существуют в пространстве. Изучая окружающий мир, ребенок практическим путем осваивает пространство вокруг себя, постепенно расширяя его.

Объектами изучения являются  различные предметы и их положение в пространстве (далеко-близко-рядом, справа-слева, сверху-снизу, спереди-сзади).

При этом у ребенка начинает развиваться внимание, память и мышление.  

Таким образом,   зрительное восприятие представляет собой основу зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. 

Игр на развитие зрительного восприятия очень много. Я предлагаю вашему вниманию некоторые из них. Но для начала давайте выполним гимнастику для глаз

Гимнастика для глаз

  • Перевести взгляд  по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
  • Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
  • Перевести взгляд по диагонали влево – вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо – вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
  • Перевести взгляд по диагонали вправо - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево – вниз  до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.
  • Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.
  • Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.
  • Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 – 5 секунд, затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить цикл нужное количество раз.

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрительного восприятия .  Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой - нибудь интересный сюжет.  Например, перед ребенком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Позволяйте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению определенной цели. Чтобы цель была достигнута, а занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. В помощь вам представляю комплекс игр и упражнений, которые вы можете использовать.

Вашему вниманию предлагаю игры для развития цветового восприятия.

Игра «Найди такой же»

Перед ребенком на столе лежат колечки разных цветов (желтый, синий, красный, зеленый) от пирамидки. У вас тоже такое же количество колечек. Берете одно  из колечек и просите ребенка найти такую же и показать.

Игры на развитие восприятия формы:

               Игра «Почта»

Используется пластмассовая или деревянная коробка с прорезями разной формы, на которые надеваются фигурки соответствующей формы.

Игра «Сортировка»

Есть специальная игрушка по сортировке фигур. У них стержни разной формы. На них надеваются фигурки с прорезями соответствующей формы.

Игра «Сортировка фигур»

Ребенку предлагается рассортировать геометрические фигуры по форме. Сначала предлагайте для сортировки фигуры, которые отличаются только формой, а затем по величине и по цвету одинаковые.

Игра на развитие восприятие цвета:

Игра «Собери пирамидку»

Эта игра поможет ребенку собирать пирамидку из 4-5 колец по порядку убывания   размера. Можно предложить рисунок этой пирамидки. Ребенок собирает пирамидку по рисунку. Игру  можно провести для закрепления цветов. Для этого на пирамидку надеваются разноцветные колечки.

Игра «Разложи в стаканчики»

Материал: 4 стаканчика красного, зеленого, синего и желтого цветов, крышечки от соков  четырех цветов.

Задание: Разложить в стаканчики (баночку)  крышечки по цветам

Игры на развитие восприятия величины:

Игра «Спрячь шарик в ладошку»

Ребенку предлагается два шарика- один маленький, который помещается в ладошку, а другой побольше.

Игра «Построй башенку»

Для этого используется пирамидка из разноцветных ведерок разной величины. Их можно вкладывать друг в друга, перевернув – построить башню.

Игры с матрешками, игрушки с углублениями  и фигурами, уменьшающимися по величине.

Игра «Разложи по величине»

Можно взять два ведерка из – под майонеза разного размера – большое и поменьше или две коробки разных размеров. Для раскладывания можно предложить шарики двух размеров и разложить их по коробкам в соответствии с размерами шариков (пластмассовых крышек)

Для развития зрительного восприятия подойдут любые окружающие предметы: игрушки или бытовые предметы. Используйте их, чтобы учиться определять цвет, размер (большой — маленький), форму (круглый, квадратный, «как крыша» — если ребенок еще не знает названия соответствующей фигуры) и т.д.

Игры типа "Собери картинку", в которых ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Необходимо собрать целое изображение вначале по образцу, затем без нею. По мере того, как ребенок научится складывать картинку, можно увеличивать количество частей, а также сложность самого изображения.

Игра «Найди различия»

Ребенку предлагаются две картинки, на вид внешне одинаковые, но имеющие существенные различия. Ребенку 3 лет  предлагается найти отличия в картинках.

Игра «Узнай по контуру»

Ребенку предложите контурные изображения знакомых предметов и попросите угадать,  что или кто здесь нарисован?

Упражнения на поиск недостающих фрагментов изображения - ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный кусочек.

Таким образом, значение процесса восприятия нельзя переоценить. Это основа познания окружающего мира, основа для дальнейшего развития ребенка. Ведь в процессе развития зрительного восприятия  включаются в работу другие мыслительные процессы: внимание, память, мышление. Вот почему важно знать особенности зрительного восприятия в раннем возрасте и быть заинтересованным в этом развитии.

Огромное спасибо вам за то, что вы участвовали  на данном семинаре. Надеюсь, что вы извлекли некоторую пользу для себя. Желаю вам и вашим деткам вселенского здоровья, исполнения всех ваших желаний и всех земных благ вам. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "

Эту подборку игровых упражнений  можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия  детей дошкольного возраста с нарушениями реч...

Развитие зрительного восприятия детей по возрастам (в таблице)

Развитие зрительного восприятия детей по возрастам (в таблице)...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ детей раннего возраста. Консультация и картотека игр.

Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. КАРТОТЕКА ИГР»

Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информ...

Методическая разработка : "Перспективно-календарное планирование по развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста".

Данное годовое перспективное планирование составлено для обеспечения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с годом обучен...

Статья "Развитие зрительной системы детей раннего возраста"

Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований....