Мастер-класс «Методика Никитина как средство развития мышления у дошкольников»
материал

Козлова Марина Александровна

Цель мастер-класса: научить родителей (законных представителей) использовать  развивающие игры  Б. Н. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Методика Никитина как средство развития мышления у дошкольников»

Козлова М. А.,

воспитатель

Цель: научить родителей (законных представителей) использовать  развивающие игры  Б. Н. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с инновационной педагогической технологией - развивающими играми Б. П. Никитина;

2. Развитие творческого, познавательного интереса и практических навыков у родителей по проведению развивающей игры Б. П. Никитина «Сложи квадрат».

3. Воспитывать уважение к авторским развивающим играм. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование развивающих игр Б. П. Никитина в воспитательно-образовательном процессе.

Практическая значимость:

Мастер-класс проводится для родителей дошкольников.

Ожидаемый результат:

1. Активизируется познавательная деятельность участников мастер-класса;

2. Повысится уровень профессиональной компетенции по использованию развивающих игр Б. П. Никитина с детьми дошкольного возраста;

3. Повысится мотивация участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.

 Содержание мастер-класса.  Время:

1 Подготовительно-организационный момент:

Игра «Барометр настроения»;

Игра «Цветок доброты». 5 мин.

2 Теоретическая часть: «Технология развивающего обучения игр Б. П. Никитиных». 10 мин.

3 Практическая деятельность:

Игра «Сложи квадрат». 15 мин.

4 Рефлексия.

Игра «Букет настроения». 5 мин

Оборудование:

- мультимедиа;

- цветок Тюльпан;

- игра Б. П. Никитина «Сложи квадрат»;

- лист А3 с вазой из бумаги;

- цветы из самоклеящейся бумаги;

- доска

Ход мастер-класса:

I. Подготовительно-организационный момент

Добрый день, уважаемые родители!

Перед тем как начать мастер-класс, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли. Представьте, что ваши ладоши – это барометр настроения, и, разводя их в стороны, покажите, насколько хорошее у вас настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже.

Я очень рада, что сегодня, у большинства из вас настроение хорошее.

Представляю Вашему вниманию мастер-класс «Использование развивающих игр Б. Н. Никитина для развития мышления у дошкольников». (Слайд 1)

Цель мастер-класса: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр Б. П. Никитина. (Слайд 2)

II.Теоретическая часть

Уважаемые родители, продолжите, пожалуйста, предложение, играя-думаем, думая - (играем).

Для ребенка игра – это целый мир новых открытий, способ познания себя и окружающего мира, развитие коммуникативных умений, норм поведения и т. д.

Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Особенное место в жизни ребенка занимают развивающие игры, в которых ребенок тренирует: (можно задать вопрос педагогам) воображение, мышление, память, развивает свои интеллектуальные и творческие способности. (Слайд 3)

Сегодня я предлагаю вашему вниманию инновационную игровую технологию Б. П. Никитина. Суть её концепции заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу, как для педагога, родителя, так и для самого ребенка.

Стержневой идеей развивающего обучения является опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал.

Борис Петрович и Елена Алексеевна педагоги-новаторы, разработали интересную систему развивающих игр. Развивающие игры педагогов основаны на чудо - кубиках, содержащих в себе принцип «от простого к сложному», так как именно он должен был быть толчком к развитию ребенка. (Слайд 4)

Развивающие игры Никитиных решают ряд образовательных задач: (Слайд 5)

А) образовательные:

• способствовать формированию и закреплению представлений детей о цвете, форме, размере;

• обучают детей навыкам классификации, варьированию цвета и формы.

Б) воспитательные:

• способствовать воспитанию саморазвивающейся личности;

• воспитывать аккуратность, точность, усидчивость и целеустремленность;

• способствовать умению принимать решения самостоятельно.

В) развивающие:

• развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память;

• развивать пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, графические способности, цветоощущение, умение анализировать, комбинировать цвета.

III. Практическая часть

- Какие игры Никитиных вы знаете? (ответы родителей)

К развивающим играм Никитина относятся игры: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и другие. (Слайд 6)

Хочу предложить Вам поиграть в игру «Сложи квадрат» (слайд 7).

Идея игры «Сложи квадрат» взята из трудов итальянского педагога Марии Монтессори. Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат.

Игра представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5 частей. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте.

Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры и расположены в порядке усложнения.

Практическая часть для родителей.

1. Выложите на стол все квадраты (части) и перемешайте их.

2. Рассортируйте по цвету все кусочки квадрата и разложить на кучки (назовите цвета и оттенки, сосчитайте).

3. Теперь нужно правильно сложить квадраты (можно устроить соревнование).

Таким образом, можно сделать вывод, что развивающая игра Б. П. Никитина «Сложи квадрат» развивает:(Слайд 8)

- логическое мышление;

- способность к анализу и синтезу (умение анализировать задачу и находить решение);

- творческие способности (умение решать нестандартные задачи);

- способность визуализировать цель и предвидеть результат;

- глазомер;

- умение достраивать до целого;

- цветовое восприятие;

- умение сосредотачиваться;

- формирует эталон формы квадрата;

-дает представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.

Давайте вспомним основные правила развивающих игр:

- Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач;

- Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.

- Взрослый не должен выполнять задание за ребенка;

- Продолжать прерванную игру следует с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному. Метод «ледокола» в развивающих играх вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности.

Квадраты Никитина легко сделать своими руками. Для этого нужно вырезать из цветной бумаги 24 квадрата разных оттенков и наклеить их на картон. Затем каждый квадрат разрезать по предварительно нанесенным линиям.

Рефлексия:

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!

Спасибо всем, кто принимал участие в мастер-классе. И мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.

Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого.

Спасибо за внимание!

Список информационных источников:

1. Дигурова, Т. М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т. М. Дигурова, Н. В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. - № 3. – С. 13-22.

2. Никитин Б. П. Развивающие игры М. : Педагогика, 1981.

3. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. —3-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1990.—160 с: ил. —ISBN 5-09-003932-1

4. http://nikitiny.ru/igri_nikitinyh

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02/17/igry-nikitinykh

Приложение №1

Описание метода «ледокола» в играх Б. П. Никитина

Мы уже говорили, что начинать игру лучше всего с заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие «с разгона», т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый и крепкий: отойдет немного назад, а потом снова вперед и набирает скорость по уже пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целый лед. И крошит его, пока не потеряет инерцию и не остановится. Тогда снова отходит немного назад и опять все сначала.

Метод «ледокола» нужно использовать в развивающих играх, так как он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну а если и метод «ледокола» не помогает, если в лед вмерз целый «айсберг»? Как быть? Нужно «обойти» этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и взять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных.

И есть, наконец, еще выход из трудного положения - оставить эту игру до нового увлечения.

Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил и, возвратившись через месяц-другой, может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание.

Все эти методы разбивания льдов ребенок может не осознавать, но интуитивно чувствовать, как лучше поступить, какой путь выбрать. А на долю взрослого в таких трудных случаях падает обязанность: во-первых, похвалить ребенка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачки.

Приложение № 2

Как сделать игру

Приготовьте 24 разноцветных квадрата из бумаги размером 80x80 мм. Наклейте их на плотный картон толщиною 1-2 мм и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рис. 28. Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец – квадрат № 1 (СК-1).

Квадраты, изображенные на рис. 1 и 2, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее.

Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2–4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте под тем же номером, что и квадрат.

Таким образом, у вас получится 85 кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить 24 квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

Как играть

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучи кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата.

Это значит разрешить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти «задачки» несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Использование методики Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников»

Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ, обмен педагогическим опытомЗадачи:познакомить педагогов с использованием логико-математических игр с детьми дошкольного...

Презентация мастер класс "Народные подвижные игры - как средство развития физических качеств дошкольника"

Мастер класс для педагогов. Представление опыта работы на методическом объединении Соль - Илецкого городского округа...

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников»

Особенность нашей России – разнообразие занятий населения. « Голь на выдумку хитра» - говорилось прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимались сельским хозяйством, ремеслом, от...

Мастер- класс с педагогами «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов по средствам экспериментальной деятельности....

Мастер-класс "Музыкально-театрализованная деятельность, как средство развития певческих способностей дошкольников"

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...

Мастер-класс «Игры в загадки как средство развития творческого потенциала дошкольника»

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.В  детском саду заг...