Консультации для педагогов "Формы работы с родителями В ДОУ"
консультация
Данный материал раскрывает вопросы форм взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu_formy_raboty_s_roditelyami_v_dou.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
на тему
«Формы работы с родителями в ДОУ».
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
Шмелева Г.В.
Основополагающим фактором развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека, является семья. Главное здесь- воспитательная среда. Именно она определяет контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.
-Так что же такое семья в вашем понимании?
Семья- это уникальный первичный социум, дающий психологическую защищенность, источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания, это не только место его рождения и основная среда обитания. Для ребенка семья- это мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. И если мы заинтересованы в том, чтобы вырастить здоровую, полноценную, развитую личность, мы должны решать эту проблему в совокупности: родители, общественность и социальные институты.
Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопровождение и поддержка.
В современном мире большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи, идет перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие личности.
-В свете современности позиция дошкольного учреждения в работе с семьей меняется. В настоящее время с внедрением в нашу систему Федерального государственного образовательного стандарта, почувствовали ли вы какие- либо изменения?
В настоящее время родители являются заказчиком педагогического процесса, своеобразным инициатором образовательного процесса. Мы же- педагоги, являемся помощниками, партнерами родителей по воспитанию детей.
Сейчас в основе взаимодействия семьи и ДОУ лежит понимание того, что за воспитание детей несут ответственность родители, а социальные институты лишь призваны дополнить и поддержать их воспитательную деятельность. Современность предъявляет новые требования к роли родителей в воспитании детей. Здесь, задача ДОУ- изменение позиции родителей из позиции «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники».
Преимущество новой философии взаимодействия педагога и родителей неоспоримы. Во- первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Во- вторых, осуществляется учет индивидуальности ребенка за счет постоянного контакта с семьей. Узнавая семью из нутрии, мы лучше ориентируемся в привычках, укладе семьи, традициях, что повышает качество работы педагогического процесса. В- третьих, родители имеют возможность выбирать для своего ребенка то направление развития, которое считают нужным (уже в этом возрасте!), т.о. ответственность берут на себя. В- четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Идет соединение требований и целей между педагогом и родителями в отношении воспитанника, своеобразная приемственность, что позволяет так же достичь большого эффекта результата.
-Как вы считаете, при организации совместной работы с семьями в рамках ФГОС какие необходимо соблюдать основные принципы?
Прежде всего, открытость детского сада для семьи. Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Второе, сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей: доверительность, тесный, теплый контакт в решении проблем воспитания детей. Третье, создание единой активной развивающей среды, где у ребенка есть возможность развиваться, есть доступность и хорошая наполняемость развивающей среды деятельности ребенка. Четвертое, диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитания ребенка, чему способствует открытость отношений.
Главная цель педагогов ДОУ- профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Мы призваны помочь в развитии интересов и потребностей ребенка, в распределении обязанностей и ответственности между родителями в меняющихся ситуациях воспитания детей, в поддержке и открытости во взаимоотношениях разных поколений в семье, в формировании семейных традиций, образа жизни семьи, в понимании и принятии индивидуальности ребенка, доверии и уважении к нему как к уникальной личности.
- Что же мы можем сделать для того, чтобы помочь семье в реализации ее воспитательной функции?
Прежде всего через воспитание уважения к детству и родительству, через взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды, через повышение и содействие общей культуры семьи психолого- педагогической компетентности родителей, через организацию совместной деятельности с ребенком, знакомство родителей с теоретическими знаниями педагогики и психологии, через проведение различных совместных информационно- просветительских встреч для консультирования и решения семейных проблем.
Существует несколько этапов в работе по взаимодействию с родителями:
- Опрос, диагностика семьи.
- Установление положительных , доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
- Расширение информационного поля родителей по вопросам возрастных особенностей ребенка, его общения со сверстниками, его отношения к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
- Активное внедрение в семью воспитанника, где родители информируют педагога о своих трудностях. Тревогах. Об отрицательных сторонах поведения ребенка.
- Активное сотрудничество: планируется конкретное содержание работы по формированию личности ребенка, выбираются формы работы по сотрудничеству.
В работе с семьями педагогами используются часто проверенные временем, классические, традиционные формы работы, которые проводятся внутри детского сада, за его пределами:
- Коллективные (массовые ) формы подразумевают работу со всеми или небольшим составом родителей ДОО.
- Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
- Нагладно- информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Также педагогами активно используются в работе и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду:
- Информационно- аналитические формы взаимодействия с родителями (социологические срезы, опросы, анкетирование, «Почтовый ящик», индивидуальные беседы)
- Письменные формы взамодействия с родителями (брошюры, бюллетень, пособия, ежедневные записки, личные блокноты. «Ящик для предложений», «Доска объявлений», отчеты)
- Познавательные формы (семинары- практикумы, тренинги, собрания, консультации в нетрадиционной форме, мини- собрания, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, игры с педагогическим содержанием. Педагогическая библиотека для родителей, исследовательско- проективные, ролевые, имитационные, деловые игры, клубы для родителей, вечера вопросов и ответов «Круглый стол»)
- Досуговые формы (совместные досуги, праздники, выставки работ, кружки и секции, клубы отцов. бабушек, дедушек, семинары и практикумы, экскурсии, походы, блоготворительные акции)
- Наглядно- информационные формы (уголки для родителей, вернисажи детских работ, информационные листы, видеофильмы, родительские газеты, папки- передвижки, памятки для родителей).
Факторами эффективности данной работы с родителями является:
- Проявление у родителей интереса к образовательному процессу.
- Возникновение дискуссий и диспутов по их инициативе.
- Включение самих родителей в решение возникающих вопросов через примеры собственного опыта между собой.
- Увеличение заинтересованности родителя личностью своего ребенка к педагогу.
- Стремление родителя к индивидуальному контакту с воспитателем.
- Повышение заинтересованности родителей в правильности воспитания своих детей.
- Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач.
Приоритет семейного воспитания, на мой взгляд, требует, прежде всего, сотрудничества и взаимодействия, общения «на равных». Доминанта в данном случае- личностное взаимодействие педагога и родителя, которое должно строиться на доверительности.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение системы ФГОС помогает оптимизировать взаимодействие ДОУ с семьей. Использование данных форм работы с родителями дает определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, оказывают помощь воспитателям, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально- психологической комфортности воспитательно- образовательной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Работа с родителями"
формы работы с родителями, методика проведения родительских собраний, тематика родительских собраний, их подготовка и проведение, как правильно писать протокол родительских собраний...
Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"
Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....
Консультация "Разнообразные формы работы с родителями"
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Поэто...
Консультация для воспитателей "Работа с родителями по организации познавательной активности детей средствами экспериментирования"
Работа с родителями по организации познавательной деятельности детей средствами экспериментирования. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в ...
Консультация «Использование в работе с родителями интерактивных форм работы, взаимодействие логопеда с воспитателем при проведении мероприятий.»
консультация для воспитателей по обмену опытом в работе с родителями...
Распространение опыта работы Консультация для воспитателей Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...
Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье".
Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье"....