Консультация для педагогов "Формы работы с родителями"
презентация по теме
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Из-за отсутствия духовного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
В работе с родителями используется много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Формы работы с родителями" | 25.58 КБ |
Презентация "Формы работы с родителями" | 558.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Формы работы с родителями»
25.11.2016
Слайд 1
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В Законе РФ "Об образовании" ст. 18 п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг - воспитать достойного гражданина своей страны.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Из-за отсутствия духовного взаимодействия с родителями дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны и открыты, менее любознательны. Непонимание эмоциональных потребностей ребенка приводит к постепенному накапливанию у детей неудовлетворенности, пассивности, угасанию познавательной мотивации. Сближение, контакт, взаимодействие родителей и детей необходимо для формирования морально - нравственных качеств и социализации ребенка.
Слайд 2
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно: «Давайте познакомимся!».
На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, круглые столы, игровые семинары.
Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско - педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).
Слайд 3
В работе с родителями используется много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
- Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
- Педагогические беседы с родителями;
- Круглый стол с родителями;
- Тематические консультации;
- Совместные досуги;
- Диспуты;
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
- Организация “уголков для родителей”;
- Посещение семьи;
- Дни открытых дверей;
- Работа с родительским активом группы.
Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников можно условно разделить на информационно-аналитические, досуговые, познавательные и наглядно-информационные.
Слайд 4
Информационно-аналитическая форма организации общения педагогов и родителей направлена на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
В данной форме возможны проведение социологических срезов; опросов; Почтовый ящик», в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно.
“Книга-эстафета” - помогает в налаживании контактов с семьями. Помогает узнать, насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы, и определить для себя, в чем необходима наша помощь. Оформляя книгу, необходимо написать обращение к родителям, попросить ответить на вопросы. Каждый родитель сможет ответить на вопросы, задать свои или прочитать ответы других родителей.
Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично
Слайд 5
Досуговые формы работы – совместные досуги, праздники, выставки - призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.
В нашем саду эта форма достаточно неплохо работает, но хотелось бы активнее привлекать родителей к спортивным мероприятиям, совместным прогулкам на лыжах ил и коньках, совместных походах в музеи, на выставки. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории.
Слайд 6
Познавательные формы работы с родителями: семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков в воспитании детей.
Семинар (лат. seminarium – рассадник) – это особая форма групповых занятий по какой-либо проблеме при активном участии слушателей. Он предполагает коллективное обсуждение сообщения, доклада, выступления на определенную заданную тематику; предназначается для углубленного изучения темы.
Практикум – вид учебной работы, основанный на применении имеющихся знаний на практике. Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами.
Семинар – практикум – это приложение теории к практике.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески "Театральная пятница", "Круглый стол", "Викторины", "Клубы для родителей", опираясь на известные телевизионные игры: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и другие.
Игра с педагогическим содержанием. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации
Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка целесообразно проводить тренинги, практикумы, дискуссии.
Брифинг - это короткая пресс-конференция, целью которой часто является небольшое по времени, но важное по значимости заявление.
Родительская гостиная – модель взаимодействия, где педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной. Данный материал будет полезен всем, кто работает с детьми и кому необходимо взаимодействовать с родителями воспитанников.
Слайд 7
Наглядно-информационные: информационно - ознакомительные;
информационно - просветительские. Цель данной формы - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ.
Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по- разному. Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятия. Родители видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. Д
Слайд 8
Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды тематической информации, папки – передвижки, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Не забудьте и о рекламном стенде, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.
Слайд 9
Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения с воспитателями и своими детьми в спокойной непринужденной обстановке, направленной на взаимную помощь и поддержку детей дошкольного возраста.
Старший воспитатель Долгушина А.Ж.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы взаимоотношений с родителями: Давайте познакомимся! ! Давайте подружимся! Давайте узнавать вместе! 1 этап 2 этап 3 этап
Традиционные Нетрадиционные ● Родительские собрания ● Групповые и общесадовские конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Индивидуальные кармашки ● Посещения на дому ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. Формы работы:
Нетрадиционные информационно – аналитические формы Социологические срезы Опросы «Почтовые ящики» «Книга-эстафета»
Нетрадиционные досуговые формы Совместные праздники, развлечения Создание семейного портрета Фотовыставки, выставки семейного творчества
Нетрадиционные познавательные формы Педагогическая библиотека для родителей Семинары - практикумы Консультативная помощь специалистов Педагогический брифинг Родительские собрания и консультации в нетрадиционной форме Педагогическая / родительская гостиная Игры с педагогическим содержание Мастер-класс
Нетрадиционные н аглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские формы День открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей День / неделя открытых дверей Организация мини-библиотек Выпуск газеты ДОУ
* желание пойти на контакт * заинтересованность в общении * видение в другом равного партнера * готовность принять иную точку зрения * выбор интересных значимых тем * тактичность СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Работа с родителями"
формы работы с родителями, методика проведения родительских собраний, тематика родительских собраний, их подготовка и проведение, как правильно писать протокол родительских собраний...
Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"
Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....
Консультация "Разнообразные формы работы с родителями"
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Поэто...
Консультация для воспитателей "Работа с родителями по организации познавательной активности детей средствами экспериментирования"
Работа с родителями по организации познавательной деятельности детей средствами экспериментирования. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в ...
Консультация «Использование в работе с родителями интерактивных форм работы, взаимодействие логопеда с воспитателем при проведении мероприятий.»
консультация для воспитателей по обмену опытом в работе с родителями...
Распространение опыта работы Консультация для воспитателей Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...
Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье".
Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье"....