Воспитание детей через приобщение к художественной литературе
статья

Тен Лариса Донхоновна

В настоящее время современные дети чаще пользуются гаджетами. Родителям так удобно, потому что чтение книжки занимает время и отвлекает родителей от дел. Проще дать ребёнку планшет. И, поэтому мы, как воспитатели, должны приобщить ребёнка к книге - слушать, рассматривать, читать самим. В данной статье рассказывается как приобщить ребёнка к книге, как идёт процесс воспитания ребёнка через книгу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание детей через приобщения к художественной литературе.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон».

 Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукцией, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят и не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В русской педагогике всегда ценились такие качества, как сострадание, жалость, а нравственное возрождение общества виделось через веру в любовь, милосердие, понимание.

А дети дошкольного возраста — слушатели, не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогами стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Русские педагоги строили свои концепции воспитания на принципах нравственности и гуманизма, на особом отношение к человеку, развивали культуру любви и милосердия. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственности.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт социального поведения. Социальное развитие дошкольников - это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения. У них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым. Воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными задачами нравственного воспитания детей являются: воспитание гуманного отношения к миру; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявить заботу и участие к людям; воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками; воспитание культуры поведения и общения в дошкольном детстве.

Художественная литература занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается как одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.

С помощью художественной литературы дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая,  красочная, грамматически правильно построенная речь.

Именно литература выступает на дошкольном этапе, как эффективное средство нравственного развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит принимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей.

В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдать несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум.

Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, закладывают основы нравственности.

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание

Занятия по художественной литературе начинаются уже в младшей группе и продолжаются в средней, старшей и подготовительной. Взрослея, малыши учатся не только разучивать стихотворения и отгадывать загадки, но и пересказывать сказки. В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые воспитатель должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки. Главная ценность данного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с раннего дошкольного возраста. Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию нравственных качеств.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия. Педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание -- важная задача.

От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения «Программой воспитания и обучения в детском саду», большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Они стремятся подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

Определенные трудности у воспитателей вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых, такая беседа не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы Нравственное воспитание дошкольников посредством литературы связано с решением проблем, стоящих перед педагогом, - воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения. Решение любой из этих задач может рассматриваться в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся. Соответственно подбирается литература. Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку -- книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения. На занятиях целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.

Дети остро воспринимают прочитанное. Чувство сопереживания с героями произведений у них острее, чем у взрослых. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Читать -- это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое -- вот в чем главное дело».

Любимыми для детей становятся те книги, которые затрагивают их эмоционально. Нужно, чтобы хорошая книга встретила читателя, умеющего вдумываться в содержание, глубоко понять мысли автора. «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели», -- говорил Самуил Маршак.

Детское чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка.

Чтение прекрасных детских произведений доставят радость детям и научат их уважать людей, ценить дружбу, верность, преданность, прощать, верить в лучшее, открывать красоту вокруг себя. Воспитывать любовь к книге, приобщать человека к чтению с необходимо с раннего детства.

Таким образом, важную роль в формировании нравственного воспитания дошкольников играет художественная литература. Нравственное воспитание дошкольников посредством литературы связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, - воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения.

Важная роль в нравственном воспитании дошкольников отводится художественной литературе. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Велико значение художественной литературы для развития человечности, гуманных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное и умственное воспитание детей через приобщение к художественной литературе

В консультации раскрыта значимость художественной литературы в развитии детской речи....

Нравственное и умственное воспитание детей через приобщение к художественной литературе

В статье содержится информация о значении художественного жанра в развитии и воспитании ребёнка....

Нравственное воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе

Приобщение ребенка к литературе способствует морально- нравственному воспитанию: усвоению вечных ценностей- состраданию, милосердию, стремлению к добру и неприятию зла....

Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе.

Материал о развитии речевых функций ребёнка средствами художественной литературы....

Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»

Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе»

       В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании отведено важное место роли художественной литературы в речевом...