Консультация для родителей «Как научить ребенка решать арифметические задачи»
консультация (подготовительная группа)

Половинчук Надежда Николаевна

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к составлению и решению арифметических задач. Зачастую родителям кажется, что ребенок без особого труда справится с этим заданием. Но как научить ребенка  правильно составлять, понимать и решать арифметические задачи? Вот несколько советов родителям, как в игровой форме научить дошкольника решать арифметические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как научить ребенка решать арифметические задачи»

Как можно помочь вашему будущему первокласснику научиться решать арифметические задачи.  

К концу подготовительной группы дети должны уметь:

-составлять арифметическую задачу;

-знать  из каких частей состоит  арифметическая задача;

-различать в арифметической задаче условие и вопрос;

-выделять числовые данные;

-устанавливать количественные отношения между числами;

- правильно выбирать арифметическое действие;

-давать полный ответ на вопрос задачи

Старшие дошкольники сами проявляют большой интерес к составлению и решению арифметических задач, и поэтому зачастую родителям кажется, что их ребенок легко справляется с этим заданием.

На самом деле, решая задачи, ребенок учится рассуждать, понимать, какие числа вступают во взаимодействие, в каких случаях числа надо складывать, а в каких вычитать одно число из другого. Не следует сводить решение задач лишь к элементарной вычислительной деятельности. Наша задача научить ребенка аргументировать свои действия.

Как можно  помочь ребенку дома освоить арифметические задачи?

Основное правило, которое мы должны помнить  состоит в том, что обучение ребенка должно проходить через игру. Игра – основной вид деятельности дошкольника.

При обучении решению арифметических задач  важно наглядно показать, что соединяя две группы предметов можно получить большее число, и наоборот, отделяя от группы предметов какую-то часть предметов, мы получим меньшее число, чем было вначале. Составление арифметических задач можно начинать с обыгрывания жизненных ситуаций. Предложите ребенку  поиграть в игру «Магазин», «Строители», «Зоопарк», «День рождения» где ваш малыш по вашей просьбе будет  взаимодействовать с игрушками, кубиками, камешками, шишками  и другими подручными предметами, имеющимися  в окружающей обстановке.

Например, показываем ребенку корзину с 3яблоками и кладем в нее 1 грушу и говорим: «Про это можно составить задачу: в корзине лежало 3 яблока и 1 груша. Сколько всего в корзине фруктов?»

В процессе решения задачи ребёнок должен применить то арифметическое

действие (сложение или вычитание), которое нужно произвести, чтобы найти решение. Важно, чтобы ребёнок умел называть эти действия и объяснять логику

- Сколько было в корзине  яблок ? – спрашивает взрослый.

- 3, - отвечает ребёнок

- Когда в нее положили грушу , фруктов  стало больше или меньше?

- Какое действие надо произвести: сложение или вычитание?

- Сложение , - отвечает ребёнок.

- Сколько груш положили?

- Мама положила одну грушу.

Теперь надо решить задачу, т.е. найти, сколько фруктов в корзине. Для

этого необходимо к числу 3 прибавить 1 ;получится4 фрукта. Ответ задачи: 4 фрукта;

- Что показывает ответ задачи? – спрашиваем у ребёнка.

- Ответ задачи показывает, сколько фруктов стало в корзине.

Сначала вместе с ребенком составляем задачи, просчитывая по одному, так как присчитывание или отсчитывание единицы не вызывает затруднений у ребенка. Когда дошкольник хорошо овладевает этими приемами, можно в качестве второго слагаемого использовать числа 2 или 3.

В дальнейшем можно предложить   самому ребенку выбрать наглядность и самостоятельно составить задачу.

Задачи на сложение и вычитание рекомендуются решать одновременно. Это поможет детям лучше понять их различие.

   Очень важно чтобы ваш ребенок усвоил СТРУКТУРУ задачи, то есть запомнил, из каких частей она состоит. В арифметической задачи выделяют 4 части :

1.условие ( это то что мы знаем, о чем говорится в задаче )

2.вопрос ( что мы должны узнать;  всегда начинается со слова СКОЛЬКО?)

3.решение ( производится с помощью цифр и знаков +;-; = )

4.ответ ( предполагает ответ на поставленный вопрос)

Очень часто дошкольник испытывает затруднение в составлении вопроса в задаче. Научить ребенка составлять вопрос можно, предложив ему выбрать из предложенных вопросов правильный. Ребенку зачитывают задачу и к ней несколько вопросов. А ребенок должен проанализировать и выбрать вопрос, подходящий к данной задаче. Например :

   • «На столе стояло  5 стаканов малинового киселя. Дети выпили 2 стакана».

1. Сколько стаканов киселя выпили дети?

2. Сколько стаканов киселя осталось?

3. Какой был кисель?

Знакомя дошкольников с арифметической задачей очень важно показать, чем задача отличается от рассказов.  Для этого можно предложить решить следующую задачу: На клумбе распустилось 3 ромашки, а потом еще 2 ромашки. Стало очень красиво.  Задача ли это? Ребенок должен объяснить, что в рассказе нет вопроса, поэтому он не является задачей. Таким образом, можно показать ребенку, что в задаче обязательно должен быть вопрос.

Особое внимание необходимо обратить на то, что в задаче всегда должно быть не менее двух чисел и вопрос, соответствующий смыслу задачи. Доказать необходимость данных компонентов можно, умышленно опустив одно из чисел.   Например, предложить решить такую задачу: «В аквариуме плавало 5 рыбок, купили еще несколько рыбок и пустили в аквариум. Сколько рыбок плавает в аквариуме?» Ребенок должен заметить, что в задаче не сказано, сколько рыбок пустили в аквариум, поэтому это не задача.

Ребенку также необходимо показать отличие задачи от загадки, в которых есть тоже числа. Например: « 2 кольца, 2 конца, а посредине – гвоздик». Что это? В ходе рассуждения ребенок должен прийти к выводу, что загадке мы не производим ни каких арифметических действий с числами, а должны  догадаться, о каком предмете говориться, а в задаче хотят узнать о количестве, сколько получится или останется предметов. Этим загадка отличается от арифметической задачи.

На первых этапах обучения составлению арифметических задач нужно каждую составленную задачу разобрать по определенной схеме. Вот примерные вопросы :

- О чем говорится в задаче?

-Что мы знаем?

-Что мы не знаем?

-Что нужно сделать, чтобы решить задачу?

-Больше или меньше стало предметов?

-Сколько стало предметов?

 Целесообразно приучать детей пользоваться терминами «прибавить», «сложить», «вычесть», «получиться», «равняется».

   Дальнейшему развитию самостоятельности в установлении количественных отношений помогут задачи-иллюстрации. Задачи – иллюстрации более сложные для понимания детей, поскольку их содержание раскрывается не в действенной, а в образной форме. При их анализе придерживайтесь определенного плана: «Что здесь нарисовано?» Сколько? Что изменилось? Больше или меньше станет?

Очень полезны задачи на сложение и вычитание с использованием рисования.

Например: показать ребенку картинку с изображением яблока. «Составь задачу о яблоках к решению 2-1». «У тебя 2 яблока, поделись с кем-нибудь, отдай маме или папе.»

Скажи всю задачу: «У меня два яблока. Одно яблоко я отдал дедушке. Сколько яблок у меня осталось?» - Нарисуй 2 яблока. Как показать на рисунке, что ты одно яблоко отдал? Зачеркни одно яблоко, а под рисунком запиши решение.

Когда взрослый предлагает ребенку составить задачу самостоятельно, то ребенка нередко затрудняет тематика задач. Выбор темы облегчают предметные картинки. Можно использовать картинки из любой книги. На страницах книг он видит цветы, игрушки, овощи. Про все эти предметы можно составить задачи, зарисовать и записать решение.

Более сложным для детей является составление и решение АЗ по схемам.

Женя поставил в гараж 3 машинки. Саша ещё 1. Почему стрелки сходятся вместе? (Все машины в одном гараже.) Что на схеме обозначает гараж? (Знак вопроса). Какой вопрос следует в задаче? (Сколько всего машин в гараже)

Аналогично по схеме на «вычитание».

     Анализ содержания задачи, выделение числовых данных, понимание отношений между ними, а значит, и тех действий, которые должны быть совершены, ведут к усвоению способа решения арифметической задачи.

     Когда у ребенка достаточно сформировано умение составлять задачи на сложение и вычитание по предложенной наглядности, то он постепенно научится понимать и решать задачи, не видя предмета, а только представляя его в воображении.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Подготовка к решению простых арифметических задач»

Здесь вы познакомитесь с методикой обучения простым арифметичеким задачам...

Консультации для родителей "Как научить ребёнка решать задачи"

В поготовительной группе детского сада идёт серьёзная подготовка к школе. Помимо того, что идёт активная подготовка к обучению грамоте, при котоорой малыши знакомятся с буквами и звуками родного языка...

Консультация для родителей "Как научить дошкольников решать задачи?"

консультация для родителей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Как научить ребенка решать арифметические задачи»

В данной консультации даны рекомендации родителям, как можно помочь ребенку дошкольнику  научиться решать арифметические задачи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РЕШАТЬ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РЕШАТЬ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»Как можно помочь вашему будущему первокласснику научиться решать арифметические задачи. К концу подготовит...

Выступления воспитателя на заседании клуба "Будущие первоклассники" на тему "Как научить детей решать арифметические задачи и делать состав числа"

Необходимость к серьезнойподготовке ребенка к школе чато вызывает у родителей много вопросов: как объяснить своему чаду эту непростую тему, когда и с чего следует начинать?На самом деле, это не так сл...

Консультация для родителей "Как научить дошкольника решать задачи"

Советы родителям дошкольников о том, как научить ребенка решать математические задачи....