Консультация для родителей "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Стрельченя Валентина Владимировна

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 Развитие речи

 у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с №53 Стрельченя В.В.

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает, когда ребенок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над звукопроизношением. Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух.

Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно ,поможет им в организации речевых занятий дома.

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется воспитателем, прежде всего в беседах и консультациях. Эффективны и другие формы работы: организация стендов, где вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста и т.д.

Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, по тешки, считалки, скороговорки, чисто говорки; посоветовать какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовать выставку новых книг.

  В процессе работы с родителями воспитатель указывает ,чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практический материал.

  На одном из собраний родителей воспитатель специально заостряет их внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, доводит до сведения родителей у каких детей логопед выявила нарушения в звукопроизношении. Он доводит до сведения родителей, как развивается речь ребенка, указывает какой раздел малыш не усвоил или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается. Полезны открытые занятия по развитию речи, где могли бы присутствовать родители.

 Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова ребенок должен, прежде всего слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание на родителей на роль слуха в развитии речи ребенка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха- на своевременное лечение, и не домашними средствами, в медицинских учреждениях.

Следует советовать родителям беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Воспитатель, проводя с родителями беседы, консультации о том, как помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением , подчеркивает, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию, объему стихотворения ,учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще недоступны ( например в 2-3 года учить правильно произносить шипящие, звук Р), читать художественные произведения предназначенные детям школьного возраста. Беседуя с родителями, воспитатель объясняет им, к чему может привести перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом (к заиканию, горловому произношению звука Р).

Воспитатель в беседах неоднократно подчеркивает, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своей речью, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания(ляля, бибика и т.д.)

Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, погуляет и т.д.) Тогда малыш получит не только правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Педагог советует родителям обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной книге, о просмотренном мультфильме.

Воспитатель подчеркивает, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал.

При подготовке занятий в группе рекомендуется использовать стенд для того, чтобы заблаговременно проинформировать родителей о своих образовательных планах. Возможно, они смогут помочь вам в подборе необходимого иллюстративного материала.

Основные направления деятельности взрослых в семье по развитию речи:

- рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;

- рассказывать о своей работе;

- показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах.

- рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;

- ходить с детьми на экскурсии;

- объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;

- собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;

- заучивать с ребенком стихотворения и т.д.

Домашняя игротека.

Игровые упражнения, игры на закрепление различных речевых навыков.

 «Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

 «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички( с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? Винегрета? Борща? Плиты? и т.д.

 «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку. Можно играть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

 «Приготовим сок». Из яблок сок... (яблочный); из груш..... и т.д.

«Мастерская Золушки». Пока вы заняты пришиванием пуговиц, предложите ребенку выложить узоры из ярких ленточек, пуговиц. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц.. Пуговицы можно пришивать ( с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

 «По дороге из детского сада» предложите ребенку проверить, кто внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно назовем -какие они. Вот почтовый ящик -он синий. Я заметил кошку -она пушистая.

 «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их называешь, то все становится красным(зеленым, желтым и т.д.) Посмотри вокруг и скажи, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красные очки, красный мяч и т.д.

 «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, ты будешь ловить его только тогда, когда услышишь звук «Ж»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».План презентации:•Вступительное слово•Диалог и монолог•Методы развити...

Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Консультация " Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи"

В консультации представлены советы, игры и упражнения, рекомендации  для родителей по развитию связной речи у детей старшего дошкольногоо возраста.....