Консультация для педагогов "Развитие лексико – грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".
консультация
Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии ребёнок осваивает постепенно,
самостоятельно, путём подражания речи взрослых в процессе общения с ними и в разнообразной речевой практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» города Аши Челябинской области
Консультация для педагогов
Развитие лексико – грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Воспитатель Кузнецова И.Б.
Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии ребёнок осваивает постепенно,
самостоятельно, путём подражания речи взрослых в процессе общения с ними и в разнообразной речевой практике.
Грамматика включает в себя 3 основных тесно взаимосвязанных компонента: морфологию, словообразование и синтаксис. Овладение ими происходит постепенно, но у каждого ребёнка в строго определённой последовательности. Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы – нередко занимают ведущее место, делая речь ребёнка малопонятной. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Дети с нарушением развития речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. У них отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:
- неправильное использование падежных форм (едет машину – вместо на машине);
- ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода (две стула – вместо два стула);
- отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными.
Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных: вместо маленький – помалюскин стул, вместо деревянный – деревкин стул и т.д.
Много ошибок они допускают при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит – идёт, вместо спрыгивает – прыгает, вместо пришивает – шьёт). Характерны также ошибки в употреблении предлогов: их опускание, замена и недоговаривание.
Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат – часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает – шьёт, широкий – большой, вырезает – рвёт). Анализ словарного запаса детей позволяет выявить своеобразный характер их лексических ошибок. Например, происходит замена названия части предмета названием всего предмета: ствол, корни – дерево; название предмета заменяется названием действия, характеризующее его назначение: шнурки – завязать чтобы, шланг – пожар гасить, продавец – тётя вешает яблоки.
В словаре детей мало обобщающих понятий, редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Например, характеризуя величину предмета, как правило, они используют только понятия: большой – маленький, которые заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.
Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Вся работа по лексико-грамматическому развитию детей ведётся на доступном им практическом уровне.
Рассмотрим некоторые примеры игр и упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Игра «Один – много»
Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имени существительных.
Ход выполнения задания. Педагог называет один предмет, а дети – много таких же предметов (апельсин – апельсины, улица – улицы).
Упражнение «Подбери слово»
Цель: упражнять детей в подборе к заданному существительному однокоренных прилагательных.
Ход выполнения задания. Педагог просит детей подобрать слово, похожее на им сказанное, но отвечающее на вопрос: какой? какое? какая? Например: ум – умный, яблоко – яблочный, и т.д.
Упражнение «Жадина»
Цель: упражнять детей в различении на практическом уровне лексико-семантических категорий рода и числа существительных и в использовании притяжательных местоимений в речи.
Ход выполнения задания: Педагог раздаёт детям картинки с изображениями различных предметов. Затем предлагает детям назвать предметы, изображённые на картинках, добавив одно из слов – мой, моя, моё, мои. ( Например: моя лента, мой мишка, моё яблоко, мои штаны).
Упражнение «Какое слово лишнее?»
Цель: обратить внимание детей на различие в значении различных частей речи; развитие логического мышления детей.
Ход выполнения задания. Педагог напоминает детям, что бывают «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки предмета».
Затем предлагает выполнить задание «выдели лишнее слово». Например, «слова-предметы»: пыль, плита, пьёт, посуда;
«слова-действия»: поёт, панама, падает, пылает;
«слова-признаки предмета»: пуховый, пыльный, питьевой, поле.
Игра «Большой – маленький»
Цель: тренировать детей в правильном использовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Ход выполнения задания. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Большой-маленький». В ходе игры дети употребляют в речи субстативные словосочетания с прилагательным большой (маленький). Например: большой дом – маленький домик, большой пень – маленький пенёк.
Упражнение «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.
Ход выполнения задания. Педагог предлагает детям изменить данные им слова так, чтобы они звучали ласково. Например: тонкий – тоненький, мокрый – мокренький, добрый – добренький.
Игра «Друзья медвежонка»
Цель: упражнять детей в использовании в речи существительных, обозначающих детенышей животных.
Ход выполнения задания. Педагог предлагает детям поиграть в игру «У медвежонка друзья». В процессе игры дети выполняют поручения «медвежонка» - приглашают к нему в гости детенышей животных ( лисенок, зайчонок, ежонок, волчонок, и т.д.).
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: упражнять детей в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.
Ход выполнения задания. Педагог предлагает изменить названное им слово так, чтобы можно было закончить предложение «Я вижу много…» (лебедь – лебедей, лев – львов, поляна – полян) и т.д.
Игра «Собери слово»
Цель: привлечь внимание детей к семантике сложных слов и возможным способам их образования (на практическом уровне).
Ход выполнения задания. Педагог предлагает детям назвать слово, которое получится, если объединить два названных им слова. Например: пыль «сосёт» - пылесос, лес рубит – лесоруб и т.д.
Таким образом, чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку. Речевая нагрузка обеспечивается путём подбора разнообразного наглядного материала. Умственная нагрузка возрастает за счет дополнительных упражнений на развитие словесно – логического мышления (в рамках темы). Все занятия проводится в форме дидактических игр,
игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными, результативными.
Игры и упражнения, направленные на развитие лексико – грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Игра – упражнение «Угадай животное по описанию»
Педагог расставляет картинки с изображением различных животных, и даёт задание угадать животное по описанию, например: большая, пятнистая, сторожевая, сильная, верная, вислоухая, лохматая (собака).
Игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам»
Педагог расставляет большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника. Отдельно размещает маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник. Затем спрашивает: «Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока, пакет молока и т.д.). Примерные ответы детей: Я поставлю молоко в холодильник. Я положу ключ в сумку и т.п.
Игра «Кто быстрее отгадает?»
Перед детьми на подставке разные овощи (муляжи). Педагог предлагает детям отгадать, которые из этих овощей выдергивают, выкапывают, срывают, снимают, срезают. (Если данный вид работы вызывает у детей сложности, можно каждое действие сопровождать определёнными жестами, помогающими понять его смысл, а затем провести хоровое проговаривание слов – действий).
Упражнение «Подбери слово»
Цель: упражнять детей в подборе к заданному существительному однокоренных прилагательных.
Ход выполнения задания. Педагог просит детей подобрать слово, похожее на им сказанное, но отвечающее на вопрос: какой? какое? какая? Например: ум – умный, яблоко – яблочный, и т.д.
Упражнение «Жадина»
Цель: упражнять детей в различении на практическом уровне лексико-семантических категорий рода и числа существительных и в использовании притяжательных местоимений в речи.
Ход выполнения задания: Педагог раздаёт детям картинки с изображениями различных предметов. Затем предлагает детям назвать предметы, изображённые на картинках, добавив одно из слов – мой, моя, моё, мои. ( Например: моя лента, мой мишка, моё яблоко, мои штаны).
Упражнение «Какое слово лишнее?»
Цель: обратить внимание детей на различие в значении различных частей речи; развитие логического мышления детей.
Ход выполнения задания. Педагог напоминает детям, что бывают «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки предмета».
Затем предлагает выполнить задание «выдели лишнее слово». Например, «слова-предметы»: пыль, плита, пьёт, посуда;
«слова-действия»: поёт, панама, падает, пылает;
«слова-признаки предмета»: пуховый, пыльный, питьевой, поле.
Игра «Большой – маленький»
Цель: тренировать детей в правильном использовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Ход выполнения задания. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Большой-маленький». В ходе игры дети употребляют в речи субстативные словосочетания с прилагательным большой (маленький). Например: большой дом – маленький домик, большой пень – маленький пенёк.
Упражнение «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.
Ход выполнения задания. Педагог предлагает детям изменить данные им слова так, чтобы они звучали ласково. Например: тонкий – тоненький, мокрый – мокренький, добрый – добренький.
Игра «Друзья медвежонка»
Цель: упражнять детей в использовании в речи существительных, обозначающих детенышей животных.
Ход выполнения задания. Педагог предлагает детям поиграть в игру «У медвежонка друзья». В процессе игры дети выполняют поручения «медвежонка» - приглашают к нему в гости детенышей животных ( лисенок, зайчонок, ежонок, волчонок, и т.д.).
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: упражнять детей в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.
Ход выполнения задания. Педагог предлагает изменить названное им слово так, чтобы можно было закончить предложение «Я вижу много…» (лебедь – лебедей, лев – львов, поляна – полян) и т.д.
Игра «Собери слово»
Цель: привлечь внимание детей к семантике сложных слов и возможным способам их образования (на практическом уровне).
Ход выполнения задания. Педагог предлагает детям назвать слово, которое получится, если объединить два названных им слова. Например: пыль «сосёт» - пылесос, лес рубит – лесоруб и т.д.
Игра «Подберём побольше слов»
Педагог выставляет перед детьми один из овощей. Затем предлагает детям посмотреть и подумать, какой это овощ по цвету, форме, величине, вкусу и т.п. (Например: Огурец – вытянутый, зелёный, сочный, колючий, маленький, спелый, твёрдый и т.п.). Педагог при подборе определений помогает детям словом, жестом, мимикой. Все определения воспитатель повторяет ещё раз. Можно использовать повторение хором.
Игра «Четвёртый лишний»
Педагог раздаёт детям картинки с изображениями животных и птиц. При выборе «лишнего», несоответствующего остальным объекта добавляется название действий: летает, не летает, ходит, ползает, плавает, прыгает, бегает и т.п.
2 вариант. Педагог выставляет на наборное полотно 4 картинки. Дети должны выбрать по принципу живое – неживое «лишний» предмет или объект.
Игра «Что перепутал Незнайка?»
Педагог зачитывает предложения, которые составил Незнайка, и просит детей исправить ошибки: «Ваза разбила девочку», «Гусеница склевала воробья», «Курица утащила лису», «Заяц догоняет волка» и др.
Игра «Назови, не ошибись»
Педагог объясняет детям, что будет подходить к ним, дотрагиваться до разных частей их тела, а они должны правильно сказать один или одна: нос, лоб, затылок, подбородок, шея, спина, голова и др. Дети произносят сочетания слов по одному и хором.
Игра «Исправим Незнайкины ошибки»
Педагог объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем предлагает детям послушать письмо и исправить ошибки: «Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина».
Игра «Кого испугался трусишка Коля?»
Педагог раздаёт детям картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (например: ворона, пчела, мышка, жук, собака, гусеница, и т.д.). Воспитатель спрашивает: «Кого испугался трусишка Коля?» Дети отвечают: «Коля испугался пчелы (воробья, гуся, мышки, вороны и т.п.). Каждый ребёнок составляет предложение по своей картинке. Педагог контролирует правильность составления фразы, исправляет аграмматизмы.
Игра с мячом « Предлог НА»
Дети встают полукругом. Педагог бросает кому-нибудь из них мяч и произносит название предмета, а ребёнок придумывает с этим словом такое словосочетание, чтобы в нём встречался предлог НА (чайник НА плите, тарелка НА столе, кошка НА кровати, птица НА ветке, гриб НА поляне и т.д.).
Игра «Кому нужны эти вещи?»
Педагог раздаёт детям картинки с изображением иголки с нитками, шприца, ножниц, кастрюли и т.д. На наборном полотне – картинки с изображениями людей разных профессий (повар, портниха, медсестра и др.). После того как уточнены названия профессий в именительном падеже, педагог спрашивает: «Кому нужны иголка с ниткой (шприц, кастрюля и т.п.). Дети отвечают на вопрос, выделяя окончание последнего слова, например: «Нитки нужны портнихе».
Упражнение «Назови правильно»
Педагог выставляет картинку с изображением комнаты, в которой находятся мебель и другие предметы. Затем просит детей подумать, про что из этих предметов они могут сказать моя. Дети по очереди отвечают: «Моя кукла (кровать, полка) и т.п. Далее педагог предлагает назвать вещи, про которые можно сказать мой.
Упражнение «Закончи предложение»
Педагог говорит: «Сейчас я буду рассказывать про Лену и её любимую куклу, а вы заканчивайте мои предложения».
- Была у Лены любимая…(кукла).
- Лена часто возила в коляске свою…(куклу).
- Каждое утро Лена привязывала бант своей…(кукле).
- Лена расчёсывала волосы любимой…(кукле).
- Потом Лена укладывала в коляску…(куклу) и ходила на улицу со своей…(куклой).
- Всем подружкам в детском саду Лена рассказывала о…(кукле).
Игра «Назови продукты»
Педагог показывает детям солонку и просит вспомнить, куда, в какую еду мы кладём соль. Дети с помощью педагога проговаривают предложения, подчёркнуто произнося предлог В:
«Соль кладут в суп (в картошку, в кашу и т.д.)».
Затем педагог показывает детям картинку с изображением сахарницы и предлагает назвать, куда кладут сахар. Примерные ответы детей: «Сахар кладут в чай (в компот, в кефир и т.д.)».
После проговаривания предложений педагог напоминает, что в каждом было маленькое слово в.
Игра «Исправь ошибку»
Педагог просит детей исправить Незнайкины ошибки:
- Лена купила клубника сок (клубничный сок).
- Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое).
- Мама приготовила картошка пюре (картофельное пюре).
- Папа принёс кабачок икру (кабачковую икру).
Игра «Картинки – перевёртыши»
Педагог объясняет, что сейчас дети будут составлять предложения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны.
На первой картинке изображён мальчик, который чинит машинку. Дети произносят: «Мальчик чинит машинку». Педагог спрашивает: «Какое действие в этом предложении?» (чинит). «Назовите противоположное действие и составьте новое предложение». (Мальчик ломает машинку). Когда дети составили предложение, педагог переворачивает картинку и показывает её детям.
Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам:
- Девочка снимает фартук (надевает).
- Мальчик ловит мяч (бросает) и т.д.
Игра «Один – много»
Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имени существительных.
Ход выполнения задания. Педагог называет один предмет, а дети – много таких же предметов (апельсин – апельсины, улица – улицы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»
Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....
Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИE ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМЕ «СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ. ЖИВОТНЫЕ»
Занятие по активизации глагольного словаря....
Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи)
Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...